Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет №8 Типы рыночных структур и их характеристика



Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка.

Типы рыночных структур Количество фирм Характер продукции Существование рыночных барьеров Доступность экономической информации Контроль над ценами
Совершенная конкуренция Очень большое Стандартная Отсутствуют Полная доступность Отсутствует
Монополистическая конкуренция Большое Дифференцированная Низкие Некоторые ограничения Частичный
Олигополия Небольшое Стандартная или дифференцированная Высокие Существенные ограничения Частичный
Монополия Одна Уникальная Непреодолимые Недоступна Полный

 

ТАБЛИЦА. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

 

В современной рыночной экономике выделяют четыре типа рыночных структур:

1. Монополистическая конкуренция – много мелких и средних фирм, продукция дифференцированная, свободный вход и выход из отрасли, свободный доступ к информации, некоторый контроль над ценой. Например, рынок одежды, обуви и парфюмерии.

2. Совершенная конкуренция – много мелких фирм, однородная (стандартизированная) продукция, свободный вход и выход из отрасли, свободный доступ к информации, контроль над ценой отсутствует. Например, рынок сельскохозяйственной продукции, валютный и фондовый рынки.

3. Олигополия – несколько крупных фирм, продукция как однородная, так и дифференцированная, вход и выход из отрасли затруднен, доступ к информации затруднен, значительный контроль над ценой. Например, автомобильный рынок, рынок металлов, бытовая техника и сотовая связь.

4. Чистая монополия – одна крупная фирма, продукция уникальная (не имеет заменителей), вход и выход из отрасли блокирован, доступ к информации блокирован, полный контроль над ценой. Например, газо-водо снабжение, железная дорога, аэропорт.

 

№9 Спрос и его факторы. Законы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Величина спроса.

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров.

Факторы:

Доходы потребителей.

При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории.

Вкусы, мода.

Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.

Количество потребителей.

Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке.

Цены заменителей.

К другим неценовым факторам спроса относят:

Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.

Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара.

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше). Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные.

 

Билет №10 Потребительские предпочтения и предельная полезность

Потребительские предпочтения формируются в процессе определения потребителем круга товаров, наилучшим образом удовлетворяющих его потребности. Как правило, потребительские предпочтения изучают не по отдельным категориям, а в комплексе. Например, выделяют не просто предпочитаемые продовольственные товары, а оценивают их в совокупности с одеждой, обувью (наборы продуктов). Таким образом, определяется ассортимент продукции, которую потребители выбирают в системе (каждый месяц, квартал, год). При этом большое влияние на потребительские предпочтения оказывает цена товара, его качество, срок годности.

Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная)

где — U функция полезности, а — Q количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.