Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критика чистого разума». Трансцендентальное единство апперцепции как высший принцип рассудка



Трансцендентальное единство апперцепции – это основополагающий принцип всего мышления. Выраженный кратко, он звучит так «я мыслю, и мысля разное содержание, я все равно остаюсь собой».

Иначе говоря, это некий принцип, на основании которого возможно самосознание.

В какой-то отдельный момент мы можем как бы взглянуть на собственное мышление, обнаружить, что есть «я», что это «я» мыслит, испытывает какие-то ощущения, и так далее. Это эмпирическая апперцепция, то есть самосознание какого-то отдельного состояния «я».

Взглянув в другой момент, мы обнаружим другие мысли и другие ощущения, однако, будем сознавать, что «я», которое претерпевает эти состояние – это все еще то же я, которое мы обнаруживали и в первый раз.

Эта возможность относить множественные состояния, мысли и переживание к некому единому «я» - это и есть трансцендентальное единство апперцепции.

 

Так почему же это высший принцип рассудка?

Потому что именно он позволяет производить синтетические суждения (не только априорные). Для того чтобы некоторые понятия A и B могли быть соединены, должен быть некоторый X, соединяющий их по определенным принципам. Так вот, этот X – это трансцендентальное единство апперцепции, а принципы – это категории рассудка.

Критика чистого разума». Кантовский ответ на проблематизацию Юма.

Проблематизация Юма:

Чувственно мы воспринимаем только единичные вещи. В опыте самом по себе они никак не связаны (ведь невозможно никак почувствовать связь между вещами, её можно только осознать, понять).

Таким образом, любая связь (Юм, в частности, говорит про причинно-следственную связь) существует только у нас в сознании, но не в реальном мире.

Значит, фактически, мы придумываем эти связи (по привычке). Ведь наличие у нас представления о том, что Солнце нагревает камни, на самом деле не связывает эти представления в реальном мире – только у нас в восприятии, субъективно.

 

Кант согласен с Юмом, что мы не способны из опыта вывести какие-либо связи.

ОДНАКО

В нашем сознании априорно присутствует представление о причинности (и о других связях – свойствах, отношениях и т.д.). Более того, если мы не будем рассматривать объект в одной из этих связей (то есть, возьмем его в отрыве от сего, сам по себе), то никакого познания о предмете быть не могло бы.

Если объект не связан ни с чем, взят один, сам по себе – то и сказать о нём ничего нельзя.

Грубо говоря, если предмет один, то никаких выделяющихся свойств у него быть не может – ведь это подразумевает наличие и предмета, и его свойства, то есть, двух элементов, находящихся в связи.

Таким образом, любой опыт (то есть, любое знание) возможны только в контексте этих внутренних связей.

А поскольку все предметы существуют для нас только как некоторое знание об этом предмете (то есть, какой-то конкретный стол существует для нас как нечто, о чем мы знаем, что оно стоит вот тут и обладает формой стола), то и все предметы опыта возможны для нас только в контексте таких связей.

Эти связи, кстати, обеспечиваются категориями рассудка.

 

Действительно, быть может, в реальности, нагревание камня никак не связано со светом Солнца. Но важно, что для того, чтобы они вообще могли для нас существовать, они необходимо должны быть связаны.

 

 

Кроме того, поскольку всё наше восприятие конструируется нами самими (то есть, априорными механизмами нашего сознания – формами чувственности и категориями рассудка), то оно необходимо должно обладать какими-то закономерностями (ведь оно конструирует его по определенным правилам). Значит, например, вполне возможно обнаружить, что в нашем восприятии камень всегда нагревается, после того, как на него светит солнце. Обнаружив это, можно сказать «после освещения солнцем предмет нагревается». Но такая формулировка еще не является знанием – здесь выражено только случайное следование. Для того, чтобы в сознании этот закон был выражен как универсальный и необходимый, на него накладывается определенная категория-форма (форма причинности) и оно начинает выглядеть так – «свет солнца является причиной нагревания камня».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.