Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критика чистого разума». Трансцендентальная эстетика



Критика чистого разума». Синтетические суждения априори. Как они возможны по Канту?

 

Кант разделяет все суждения по двум качествам априорные-апостериорные и синтетические-аналитические.

 

Апостериорные.

Суждения, основывающиеся на чувственном опыте.

 

Априорные.

Не основывающиеся ни на каком опыте.

 

Аналитические.

Суждения, указывающие на содержание, которое уже имелось в понятии. «Огонь горячий», «у квадрата четыре угла» и так далее. То есть, эти суждения просто объясняют понятия.

 

Синтетические.

Суждения, в которых предикат не содержится в субъекте (т.е., когда мы узнаем про субъект что-то такое, чего он сам по себе не содержал). «Земля вращается вокруг Солнца», «Тела имеют массу» и так далее.

 

Все аналитические суждения – априорные. Нам не нужна никакая опытная проверка, чтобы узнать, что у квадрата четыре угла – если мы знаем, что такое квадрат, то мы уже знаем, что у него четыре угла.

 

Все апостериорные суждения – синтетические.

Априорные синтетические суждения – это суждения, которые можно сделать, не прибегая к помощи никакого опыта, но которые будут нести что-то новое для субъекта, о котором высказывается суждение.

 

Так как же они возможны?

 

Синтетические суждения вообще возможны за счет трансцендентального единства апперцепции. Подробнее про неё см. 9.10.

 

Как возможны синтетические суждения априори в каждой конкретной области см. предыдущий вопрос.

 

Критика чистого разума». Понятие «вещи в себе».

Вещь-в-себе, вещь сама по себе, или ноумен.

 

Мы всегда оперируем только с элементами нашего сознания - образами внешних объектов, которые поступают от органов чувств, представлениями, мыслями и т.д. (феноменами).

Мы не знаем, насколько сильно органы восприятия и наша категориальная система искажают реальный мир. Поэтому сказать о том, каков реальный мир на самом деле, безотносительно наших способов его восприятия, невозможно.

Таким образом, ничего определенного о вещах-в-себе сказать также нельзя – кроме того факта, что они вне нас, не зависят от нас, и являются источником наших ощущений.

 

Больше тут ничего и не скажешь.

 

Критика чистого разума». Понятие «трансцендентального».

 

Трансцендентальное — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела.

С одной стороны, в философии Канта трансцендентальными называются априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше познание. Трансцендентальными формами чувственности являются пространство и время, трансцендентальными формами рассудка — категории.

Т.е., всё то, что позволяет связывать сырой материал, идущий от вещей-в-себе, с реальным содержанием нашего сознания – это трансцендентальное.

Не путать с трансцендентным. Трансцендентное – находящееся за пределами всякого возможного опыта. Например, вещи-в-себе трансцендентны, Бог в теизме и деизме трансцендентен.

 

С другой стороны, Кант называет трансцендентальным познанием и трансцендентальной философией такое познание и такую философию, которую изучают все эти априорные формы, делающие возможным познание.

 

То есть, трансцендентальное – это то, что связывает, и то, что изучает первое.

 

Критика чистого разума». Трансцендентальная эстетика.

Трансцендентальная эстетика – наука о всех априорных принципах чувственности (т.е., о пространстве и времени).

Для того, чтобы обнаружить эти априорные принципы чувственности, необходимо отделить от какого-либо конкретного представления во-первых, всё, что не относится к чувственности, то есть, добавляется рассудком. Это любые понятийные качества – например, о столе, то, что он стол, чей он, и так далее.

Во-вторых, нужно убрать всё апостериорное, то есть всё конкретное содержание: его цвет, его форму и так далее.

После того, как это все отделено, обнаружится, что существует два чисто чувственных принципа, упорядочивающих явления – это пространство и время.

Пространство – это внешнее чувство.

Посредством внешнего чувства (свойства нашей души) мы представляем себе предметы как находящиеся вне нас, и притом всегда в пространстве. В нем определены или определимы их внешний вид, величина и отношение друг к другу.

Время – это внутреннее чувство. Посредством него друг относительно друга распределяются все наши внутренние состояния (в один момент я чувствую одно, в другой момент я чувствую другое).

Вне нас мы не можем созерцать время, точно так же как не можем созерцать пространство внутри нас.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.