Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средства худ. выразительности



Слово является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом.Слово в художественном тексте – это особый мир. Художественное слово - зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира. В художественном тексте своя точность – метафорическая, свои истины – художественные откровения; меняются целые функции слова, которые задаются контекстом. Метафорические высказывания в художественном тексте связаны с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.Искусство–это самовыражение личности.Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает образ, волнующий нас и эмоционально воздействующий на нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.И в устной речи не только в литературной, но и в разговорной, мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры. ЭПИТЕТ. Это слово в переводе с греческого означает «приложение, приложенное», то есть одно слово приставлено к другому. В фольклоре используются постоянные эпитеты как средство типизации и одно из главных средств его художественной выразительности. К тропам, в строгом значении этого термина, принадлежат лишь эпитеты, функцию которых выполняют слова, употребляемые в переносном, в отличие от точных эпитетов, выраженных словами, использованными в прямом значении (прекрасные цветы, красная ягода). СРАВНЕНИЕ – троп, при котором характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом. Сравнение – это троп, состоящий в сопоставлении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов «как будто», «точно», «словно», «похоже». Могут быть сравнения в форме творительного падежа.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям природы как к живым и сознательным существам. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.ГИПЕРБОЛА – одно из выразительных средств речи, означает «преувеличение». Гипербола – это фигура со значением чрезмерного преувеличения того, о чем говорится. Выразительными средствами речи являются юмор, ирония, сарказм, гротеск.

ЮМОР – одно из выразительных средств лексики, юмор в переводе с английского означает нрав, настроение. В комическом, в комически-пафосном, в иносказательном ключе могут быть написаны целые произведения. В них сквозит добродушно-насмешливое отношение к чему-либо. Вспомните рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». В таком ключе написаны многие басни И.Крылова.ИРОНИЯ – в переводе с греческого «притворство», «насмешка», когда утверждается на словах одно, а в подтексте имеется в виду совсем другое, противоположное высказанной мысли.

САРКАЗМ – в переводе с греческого означает «рву мясо». Сарказм – это язвительная насмешка, злая ирония, язвительные, едкие замечания. Создается комический эффект, но при этом явно ощущается идейно-эмоциональная оценка. Соединяется фантастическое с реальным, обыкновенное – с бытовым. Одна из разновидностей живописи – шаржи могут быть с юмором, с иронией, с сарказмом и с гротеском. ГРОТЕСК – значит «причудливый», «затейливый». Этот художественный при-ем состоит в нарушении пропорции изображаемых предметов, явлений, событий. Многие произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина построены с использованием этих выразительных средств речи («История одного города», «Господа Головлевы». Сказки). Рассказы Н.Н.Гоголя, А.П.Чехова полны и юмора, и иронии, и сарказма, и гротеска.

 

7.Психологический аспект восприятия худ-х произведений дошкольниками.Через восприятие произведений искусства и литературы ребенок приобщается к культуре человечества и приобретает родовые человеческие способности.В прошедшие полтора века в мировой культуре выделилась особая «детская» область – детская литература, музыка, театр, мультипликационные фильмы. Все художественные произведения, вне зависимости от формы, могут рассматриваться как культурные тексты, адресованные взрослыми детям [8]. В дошкольном детстве особенно важны организация диалога между автором произведения и читателем или зрителем, а также выбор собеседника.Многие психологи отмечали особую склонность маленьких детей (3–6 лет) к эстетическому восприятию действительности. Ребенок испытывает потребность очеловечить предмет, открыть в нем что-то соприродное, а потому и понятное себе. Это эстетическое отношение неотделимо от нравственного. Особенности восприятия и мышления дошкольников, прежде всего анимизм, создают важную предпосылку для нравственного и эстетического воспитания – готовность маленького ребенка наделять все окружающее жизнью, характером, поведением. «Духовная сопричастность ребенка всему окружающему, ощущение внутренней ценности, единства и взаимосвязи всего в мире – залог становления эстетического отношения ребенка к действительности»В этот период (3-7лет)закладываются базовые представления о мире, первичные эстетические и этические инстанции, складывается отношение к себе и другим людям. Худ. впечатление оказывает серьезное влияние на становление этих основ личности. Кроме того, это период особенно интенсивного психического развития, когда каждый год отличается специфическими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр. После трех лет, когда у ребенка достаточно развиты речь и общение, появляются воображение, игра и другие новообразования дошкольного возраста, возможно полноценное восприятие художественного текста. С этого периода мультфильмы, наряду с книгами, могут и должны войти в жизнь ребенка, поскольку восприятие художественного текста может оказывать развивающее, амплифицирующее воздействие, которое связано со следующими моментами.Во-первых, это познавательный аспект. Художественный текст всегда несет новую информацию, расширяет жизненные рамки, обогащает жизнь ребенка новыми представлениями, сюжетами, знаниями. Восприятие художественных произведений стимулирует воображение, пробуждает познавательную активность Во-вторых, это эмоциональный аспект. Эстетические переживания органически связаны с чувствами и эмоциями ребенка. В-третьих, это поведенческий аспект. Сопереживание персонажам сказки, мультфильма, спектакля является ярким феноменом детства. Широко известно непосредственное поведение малышей в театре, когда они пытаются физически спасти героя от опасности или поддерживают его своими криками. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится для дошкольника объектом идентификации и образцом для подражания. Таким образом, художественный текст обладает огромным развивающим потенциалом для детей. Но этот потенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребенка.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.