Мифологизированный образ главного героя, богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные с Ильей Муромцем, соединяются и складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех русских богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев –- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед князем Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркиваются сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Он один побивает всех врагов; его подвиги – предостережение против набегов на Киев. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне носит явно поздний характер) подчеркивает отнюдь не возраст, а исходит из древнего значения – «сильнейший», «мудрейший»). Жизненный путь Ильи Муромца проработан в былинах наиболее подробно, вплоть до мифологизирования смерти (в ряде вариантов Илья Муромец, найдя клад и отдав ею князю Владимиру, монастырям и церквам, сиротам, удаляется в киевские пещеры в «каменных горах» и там «окаменевает», как и другие богатыри).
О «добогатырском» периоде жизни Ильи Муромца повествуют былины, посвященные его исцелению и двухэтапному получению силы. Былина об исцелении обычно относится к 16 веку. Как правило, бытует в прозаической форме побывальщины. Возможно, сложена каликами перехожими, характерна церковно-религиозная фразеология. Родившись в городе Муроме, в селе Карачарове (по наиболее хрестоматийной версии), в крестьянской семье, Илья Муромец от рождения «без рук, без ног», и поэтому он тридцать лет сидел сиднем на печи. Недуг был чудесно излечен. В отсутствие родителей приходят «две калики перехожие» (калики, убогие) и просят Илью Муромца отворить ворота; он ссылается на свою болезнь, но, когда его попросили второй раз, «выставал Илья на резвы ноги» и впустил калик в дом. Они дают ему «чару питьица медвяного» или просят принести ключевой воды и выпить ее; следствием было то, что «богатырско его сердце разгорелось... и он услышал во себе силушку великую». Калики предрекают Илье Муромцу богатырские деяния и то, что смерть ему «на бою не писана», тем не менее они предостерегают его от боя со Святогором, Самсоном-богатырем, с родом Микуловым (Микулы Селяниновича) и с Вольгой Сеславичем (Волхом). После ухода калик Илья Муромец идет на отцовское поле, прогоняет с него скот, огораживает поле. На коне отправляется он в Киев, ко двору князя Владимира. В чистом поле или на Святых горах он встречается со Святогором; происходит взаимная демонстрация силы, и оказывается – Святогор сильнее. Оба богатыря становятся крестовыми братьями, разъезжают по Святым горам, останавливаются у Святогора, где его жена безуспешно пытается соблазнить Илью Муромца. Умирая, Святогор передает Илье Муромцу часть своей силу. Получив эту «вторую» силу, Илья Муромец становится подлинным богатырем.
«ИМ и Соловей-разбойник» Первый подвиг был совершен им во время первой поездки в Киев, когда Илья Муромец побеждает Соловья-разбойника. Ни змеиный шип, ни звериный рев не испугали Илью Муромца, каленой стрелой он поражает Соловья в правый глаз привязывает его к седельной луке и везет в Киев. Просьбы жены Соловья отпустить ее мужа остаются втуне. Удивившись, что все Соловьи «во единой лик», и услышав, что Соловей женит своих детей между собой, чтобы «Соловейкин род не переводился», Илья «прирубил у Соловья всех детушек». По пути в Киев он совершает и другие подвиги — очищает от вражеской «силушки великой» Чернигов, мостит мосты через реку Смородину. При дворе князя Владимира Илья Муромец показывает Соловья, заставляя eго шипеть по-змеиному, реветь по-звериному. После этого он убивает Соловья. Особый цикл былин посвящен теме борьбы Ильи Муромца с татарами. Калин-царь из орды Золотой земли подошел «со своею силою поганою» к Киеву, когда там не было богатырей; он посылает к князю Владимиру татарина с «ерлыками скорописчатыми»;тот требует у князя сдать Киев-град без бою. Внезапно приехавший Илья Муромец узнает о беде и предлагает одарить Калина-царя тремя мисами – золота, серебра и жемчуга. Илью Муромца вместе с князем, переодевшимся поваром, приходят с дарами к Калину-царю; Илья Муромец требует, чтобы татары отошли от Киева, Калин-царь приказывает связать его и «плюет Илье во ясны очи». Тот освобождается от веревок, схватывает татарина за ноги «и зачал татарином помахивати: куды он махнет – тут улицы лежат, куды отвернет – с переулками». Калина же он «ударил о горюч камень, расшиб его в крохи». Иногда вместо Калина-царя в этом сюжете выступает Батый Батыевич или Кудреванко, Бадан, Ковшей (Кощей?), Скурла.
В былине «Ссора ИМ с князем Владимиром» отражён социальный конфликт. Миллер относит её к 17 веку, когда социальные противоречия нарастали. Причины ссоры разные: Илья мешает отнять жену у ловчего, Илье не дают вина под залог креста, не зовут на пир. Илья начинает сбивать церковные маковки, закладывает их в кабаке и начинает пировать с голями кабацкими. Царь одумался и позвал за Ильёй Добрыню.
К циклу о поездках («трех поездках» – традиционное эпическое число) Ильи Муромца относятся и былины о поездке с Добрыней Никитичем на Соколе-корабле, кончающиеся тем, что Илья Муромец поражает стрелой насмерть «турецкого пана» Салтана Салтановича. Впрочем, не всегда Илья Муромец оказывается заодно с Добрыней Никитичем. Известен сюжет об их бое между собой: выйдя победителем, Добрыня сел «на белы груди» Ильи Муромца и перед тем, как его убить, спросил его имя. Узнав, что это Илья Муромец, он целует его, просит прощения и обменивается с ним нательными крестами. В заключение крестовые братья, навестив мать Добрыни, отправляются в Киев к князю Владимиру.