Столярные качества грушевой древесины также были известны давно. Она достаточно твердая, хорошо полируется, красится, не трескается,
не коробится, а по сопротивлению изгибу превосходит дуб, ясень и клен. Из груши делали предметы мебели, музыкальные инструменты, граверные и чертежные доски, веретена, трости, рукоятки ножей. Из нее резали деревянную скульптуру, а также изготавливали формы для росписи женских платков методом ручной набойки. Ружейное ложе из грушевого капа — сокровенная мечта любого охотника. Особенно часто применялась груша в маркетри — наборных инкрустациях, потому что известно ее свойство хорошо сочетаться с дубом, березой, палисандром, ясенем. В XVIII веке русский мастер Никифор Васильев сработал великолепный столик для хранения нот, крышку которого украсил маркетри с изображением усадьбы графа Шереметева в Кусково. В этой уникальной композиции наряду с благородными породами — черным деревом, карельской берёзой – была использована и дикая груша.
Грушевый сундучок
Еще один уникальный предмет из груши, о котором интересно было бы рассказать, попал в Москву случайно. Этот древний сундучок был куплен в антикварной лавке в Преображенского рынка за скромные 40 долларов. Его бывшая владелица, дочь русского капитана дальнего плавания, рассказала, что её отец получил в свое время это изделие в подарок от английского капитана. На первый взгляд сундучок производит впечатление кожаного, и только взяв его в руки, понимаешь, что такой эффект достигнут необычной отделкой древесины. Секрет её в том, что искусная порезка, изображающая ручки и ремешки, дополнялась специально подобранной поперечной текстурой древесины, напоминающей прожилки натуральной кожи. Дополнительный эффект «кожаного» изделия достигался скругленными краями по боковым периметрам, имитацией нитевого шва на ремешках и рядом латунных гвоздиков, набитых по краю якобы для закрепления кожи, как этот делалось на всех больших морских сундуках.
Реставрация сундучка не представляла особенной сложности, поскольку предмет прекрасно сохранился: все клеевые швы были целы, и лишь кромка была несколько испорчена сколами, на которые пришлось сделать вставки. При реставрации вся отделка была снята, а после сундучок вновь покрыли шеллаком, постаравшись максимально сохранить благородный золотистый цвет, так похожий на цвет натуральной кожи. Однако всех секретов мастера, изготовившего эту уникальную вещь, разгадать не удалось. При правильной отделке нужно было добавить в шеллак некий неизвестный компонент, который позволил бы матировать продольную текстуру древесины, оставив при этом поперечные светлые прожилки, напоминавшие текстуру кожи. Интересно, что даже поры кожи были искусно имитированы проявленными отделкой порами грушевой древесины, обычно не столь ярко выделяющимися. Еще одна загадка, которая не давала покоя реставраторам, — назначение сундучка. Его небольшие размеры наводили на мысль о том, что он использовался первым владельцем, английским капитаном, для хранения чая. Тем более что аналоги были: это известные английские «боксы», деревянные чайные коробки с такими же замками, как на сундучке. Они изготавливались как обычной прямоугольной формы, так и в виде стилизованных яблок или груш. Единственное, что не «сходилось» в этой версии, — диспропорция частей. Ведь чай очень легкий, и открывающаяся на петлях довольно большая верхняя крышка должна была бы переворачивать сундучок. Тайна так и осталась бы нераскрытой, если бы однажды в зале Исторического музея, где были выставлены старинные приборы для мореплавания, мы не увидели аналогичных размеров коробку с такой же объемной крышкой, только из красного дерева. Внутри ее лежал... секстант. Итак, этот сундучок-ветеран, путешествовавший со своим хозяином по всем морям и океанам, использовался для хранения важнейшего морского прибора, секстанта, который долгие века помогал определять местоположение корабля, пока в наше время его не стали постепенно вытеснять спутниковые системы.
Наибольшей способностью к загибу обладают лиственные породы. Среди кольцесосудистых пород – дуб и ясень. Среди рассеянососудистых – груша, берёза. Хвойные породы гнутью поддаются значительно труднее.
Ботаническая характеристика родов и входящих в них видов и их биологические особенности: систематическое положение и устройство родов; ареал; морфологическая характеристика, особенности биологии