Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опросник депрессии (Beck Depression Inventory - BDI) А.Т. Бек



Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) предложена А. Т. Беком в 1961 г. и разработана на основе клинических наблюдений авторов, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб.

Методика предназначена для качественной и количественной оценки депрессии. Преимущества этого опросника заключаются в возможности прицельной оценки степени тяжести как депрессивного синдрома в целом, так и отдельных симптомов, его составляющих. Опросник основан на клинических наблюдениях и описаниях симптомов, которые часто встречаются у депрессивных психиатрических пациентов в отличие от не депрессивных психиатрических пациентов.

Опросник обладает хорошей дискриминативной валидностью (различительной способностью) в отношении различной степени тяжести депрессивных состояний. BDI также чувствителен к изменениям тяжести депрессии во времени и поэтому может использоваться для оценки динамики депрессивного состояния и эффективности терапии.

Шкала разработана на основе клинических наблюдений авторов, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержавшимися в соответствующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб:

1) печаль;

2) пессимизм;

3) ощущение невезучести;

4) неудовлетворенность собой;

5) чувство вины;

6) ощущение наказания;

7) самоотрицание;

8) самообвинение;

9) наличие суицидальных мыслей;

10) плаксивость;

11) раздражительность;

12) чувство социальной отчужденности;

13) нерешительность;

14) дисморфофобия;

15) трудности в работе;

16) бессоница;

17) утомляемость;

18) потеря аппетита;

19) потеря в весе;

20) озабоченность состоянием здоровья;

21) потеря сексуального влечения.

Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом. При интерпретации данных учитывается суммарный балл по всем категориям.

Ключ. При интерпретации суммарного балла по шкале ориентируются на следующие показатели:

- меньше 9 - отсутствие депрессивных симптомов;

- 10 - 18 - "умеренно выраженная депрессия",

- 19 - 29 - "критический уровень";

- 30 - 63 - "явно выраженная депрессивная симптоматика".

Градуально оценивается выраженность 21 симптома депрессии.

Результаты исследований, посвященных оценке выраженности депрессивной симптоматики у пациентов с различными медицинскими диагнозами показали, что различные группы вопросов обладают способностью дифференцировать выборки психиатрических, соматических больных и нормы. Были предложены две субшкалы для оценки соответствующих симптомов. Первые 13 пунктов составляют когнитивно-аффективную субшкалу (cognitive-affective, С-А), которая предназначена для оценки выраженности депрессии у тех пациентов, вегетативные и соматические симптомы которых могут послужить причиной для завышенной оценки депрессии у тех пациентов, вегетативные и соматические симптомы которых могут послужить причиной для завышенной оценки депрессии. Последние 8 пунктов составляют субшкалу, служащую для оценки соматических проявлений депрессии (somatic-perfomance, S-P).

Опросник состоит из 21 вопросов.

Примерное время тестирования в зависимости от состояния пациента варьирует от 20 мин. до 1-2 часов.

В случаях, когда пациент не способен самостоятельно заполнить шкалу (при значительной выраженности депрессии) - требуется участие квалифицированного эксперта, и тестирование приобретает характер стандартизированного интервью.

При интерпретации результатов рекомендуется дополнительно воспользоваться любыми другими источниками информации (от родственников, знакомых, врачей).

Измерения с помощью шкалы можно проводить через любые промежутки времени, однако их продолжительность необходимо фиксировать.

 

Методика: Опросник депрессии (Beck Depression Inventory - BDI).

Ф.И.О: ______________________

Доп. данные: ______

__________

А

0 - у меня нет плохого настроения

1 - я испытываю подавленность или тоску

2а - я постоянно испытываю подавленность или тоску и не могу от них избавиться

2б - я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что доставляет мне мучение

3 - я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что я не могу этого вынести

 

Б

0 - я не испытываю особого пессимизма или растерянности по поводу будущего

1 - я испытываю растерянность по поводу будущего

2а - я чувствую, что у меня впереди ничего нет

2б - я чувствую, что никогда не смогу преодолеть свои трудности

3- я чувствую, что будущее безнадежно, и что ничего уже нельзя исправить

 

В

0 - я не испытываю ничего похожего на несостоятельность

1 - я считаю, что у меня больше неудач, чем у обычного человека

2а - я чувствую, что слишком мало сделал чего-либо стоящего или заслуживающего внимания

2б - оглядываясь на свою жизнь, я вижу лишь череду неудач

3 - я чувствую, что я полностью несостоятелен как личность (отец, мать, муж, жена)

 

Г

0 - я вполне удовлетворен собой

1 - я скучаю большую часть времени

1б - я не получаю такого удовлетворения, как раньше

2а - я вообще не получаю удовлетворения

3 - любое событие вызывает во мне недовольство

 

Д - чувство вины

0 - я не чувствую за собой никакой вины

1 - я кажусь себе плохим, недостойным, значительную часть дня

2а - я испытываю чувство вины

2б - я кажусь себе плохим, недостойным, практически все время

3 - мне постоянно кажется, что я очень плохой и никчемный человек

 

Е

0 - мне неоткуда ждать наказания

1 - я чувствую, что со мной может что-нибудь случиться

2 - я чувствую, что меня наказывают, или что вот-вот буду наказан

3а - я чувствую, что заслуживаю наказания

3б - я хочу, чтобы меня наказали

 

Ж

0 - я в себе не разочарован

1а - я разочарован в себе

1б - я себе не нравлюсь

2 - я испытываю отвращение к самому себе

3 - я самого себя ненавижу

 

З

0 - я не считаю, что я чем-то хуже других

1 - я слишком критично воспринимаю свои слабости и ошибки

2а - я виню себя за то, что все идет не так

2б - я знаю за собой очень много серьезнейших недостатков

 

И

0 - у меня нет даже мысли нанести себе вред

1 - у меня возникают мысли о самоубийстве, я не буду этого делать

2а - мне было бы лучше умереть

2б - у меня есть план, как покончить с собой

2с - я чувствую, что моей семье было бы легче, если бы я умер

3 - я бы убил себя сам, если бы смог

 

К

0 - я плачу не чаще обычного

1 - я сейчас плачу чаще, чем обычно

2 - я все время плачу и не могу остановиться

3 - раньше я мог заплакать, но теперь этого не получается даже, когда я хочу

 

Л

0 - сейчас я не более раздражителен, чем обычно

1 - я раздражаюсь и досадую больше чем обычно

2 - я все время испытываю раздражительность

3 - меня уже не раздражают вещи, которые должны были бы раздражать

 

М

0 - я не утратил интереса к людям

1 - теперь я меньше интересуюсь людьми

2 - я утратил почти весь интерес к людям и они почти не вызывают у меня каких-либо чувств

3 - я утратил интерес к людям, их существование меня больше не заботит

 

Н

0 - я столь же решителен как и раньше

1 - я не так, как раньше, уверен в себе и стараюсь отложить принятие решения на потом

2 - я не решаюсь на что-либо без посторонней помощи

3 - я вообще больше не могу принимать решения

 

О

0 - я выгляжу не хуже чем раньше

1 - я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим и непривлекательным

2 - я замечаю в своей внешности устойчивые изменения, которые делают меня непривлекательным

3 - я чувствую, что моя внешность стала безобразной, отталкивающей

 

П

0 - я могу работать также хорошо, как раньше

1а - мне требуются дополнительные усилия, чтобы начать что-либо делать

1б - я не работаю так же хорошо, как раньше

2 - мне нужно приложить значительные усилия, чтобы заставить себя что-нибудь сделать

3 - я совсем не могу работать

 

Р

0 - я сплю как обычно

1 - утром я просыпаюсь непривычно усталым

2 - я присыпаюст на 2-3 часа раньше обычного и мне тяжело засыпать

3 - я просыпаюсь раньше обычного и сплю не более 5 часов

 

С

0 - я утомляюсь не больше чем обычно

1 - я утомляюсь легче чем раньше

2 - я утомляюсь от любого дела

3 - я утомлен настолько, что не могу ничего делать

 

Т

0 - мой аппетит не хуже чем раньше

1 - мой аппетит не так хорош как раньше

2 - мой аппетит сильно ухудшился

3 - у меня вообще больше нет аппетита

 

У

0 - если я и потерял в весе за последнее время, то немного

1 - я потерял больше 2 кг веса

2 - я потерял больше 4 кг веса

3 - я потерял больше 6 кг веса

 

Ф

0 - я думаю о своем здоровье не чаще чем обычно

1 - я обеспокоен из-за болей или других ощущений в теле, или из-за расстройства желудка, или из-за запоров

2 - я настолько сконцентрирован на том, что я чувствую и как я чувствую, что думать о чем-то другом трудно

3 - я полностью погружен в свои ощущения

 

Х

0 - я не заметил никаких изменений в моей половой жизни

1 - моя половая активность меньше, чем раньше

2 - моя половая активность значительно снизилась

3 - я утратил половую активность

 

Протокол.

Категории симптомов и жалоб Балл
А. Настроение  
Б. Пессимизм  
В.Чувство несостоятельности  
Г. Неудовлетворенность  
Д. Чувство вины  
Е. Ощущение, что буду наказан  
Ж. Отвращение к самому себе  
З. Идеи самообвинения  
И. Суицидальные мысли  
К. Слезливость  
Л. Раздражительность  
М.Нарушение социальных связей  
Н. Нерешительность  
О. Образ тела  
П.Утрата работоспособности  
Р. Нарушение сна  
С. Утомляемость  
Т. Утрата аппетита  
У. Потеря веса  
Ф.Охваченность телесными ощущениями  
Х. Утрата либидо  
   
Когнитивно-аффективная субшкала (cognitive-affective) (А-Н)  
Субшкала соматизации (somatic-perfomance) (О-Х)    
Общий тестовый показатель  

 

По результатам диагностической работы (Lifeline, опросник Бека) мы выяснили, что все симптомы указывают на наличие у пациента депрессивного эпизода легкой степени.

/F32.0/ Депрессивный эпизод легкой степени.

Диагностические указания:

Сниженное настроение, утрата интересов и способности получать удовольствие, повышенная утомляемость обычно считаются наиболее типичными симптомами депрессий. Для достоверного диагноза необходимы по крайней мере 2 из этих 3-х симптомов, плюс хотя бы еще 2 из других симптомов, описанных выше (для F32). Ни один из указанных симптомов не должен достигать глубокой степени, а минимальная продолжительность всего эпизода — примерно 2 недели.

Человек с легким депрессивным эпизодом как правило обеспокоен этими симптомами и затрудняется выполнять обычную работу и быть социально активным, однако, вряд ли прекращает полностью функционировать.

 

Психологическое сопровождение:

1 этап: Изначально нужно учитывать, что бездеятельность депрессивного человека заставляет и его самого, и его близких считать, что он уже не способен выполнять функции, сопряженные с его социальной ролью (студента, добытчика, хозяйки дома, супруга, родителя и т. п.). Более того, пациент уже не рассчитывает получить удовольствие от некогда интересных ему занятий. Основная задача психотерапевта на данном этапе - «разубедить» пациента, который искренне считает себя слабым, несостоятельным или ленивым. Психотерапевт подводит пациента к осознанию того, что источником его проблем являются когнитивные ошибки: пациент думает (ошибочно), что он слабый, неспособный, глупый, и эти предубеждения ограничивают его мотивацию и поведение. Психотерапевт вместе с пациентом обсуждают способы действия в каких-либо ситуациях, используя материалы лайф лайна.

2 этап: Основная задача – составление распорядка дня.

Изначально нужно составить режим дня на текущий момент жизни, а затем обсудить возможные изменения. Многие пациенты осознают, что бездеятельность способствует дисфории и мрачным раздумьям и в конечном счете усугубляет их страдания. Терапевт может предложить пациенту «провести эксперимент», чтобы проверить, улучшится ли его настроение, если он займется какой-нибудь целенаправленной деятельностью. Они совместно намечают, что должен сделать пациент в течение дня, и затем терапевт поручает пациенту отслеживать свои мысли и чувства во время выполнения этих заданий. Если пациент упорно отказывается от эксперимента, можно прямо спросить его: «Что вы потеряете, если попробуете?»

Д\з: продумать и записать то, что можно было бы изменить в вашем режиме дня, а также «провести эксперимент» по выполнению какой-либо (при встрече выясняем интересы пациента) целенаправленной деятельности.

3 этап: Обсуждение домашнего задания. Составление нового режима дня (схема ООД).

Прежде чем приступить к составлению распорядка дня, важно довести до сведения пациента следующие принципы.

1. «Никому не удается выполнить все намеченные дела, и поэтому не нужно расстраиваться, если какие-то из ваших планов останутся нереализованными».

2. «Планируя свой день, записывайте только чем вы намерены заниматься, не акцентируя необходимость завершения этих дел. Объем выполняемых нами дел зависит как от внешних обстоятельств, довольно непредсказуемых, как то погода, чей-то непредусмотренный визит или неожиданная поломка, так и от субъективных факторов, таких как усталость, головная боль и т. п. Помнится, вы говорили, что вас расстраивают беспорядок и грязь в доме. Выделите какое-то время для уборки, запланируйте заниматься этим ежедневно, скажем, с 10 до 11 утра. Придерживаясь несколько дней намеченного плана, вы узнаете, сколько времени вам на самом деле требуется на уборку».

3. «Если вы чувствуете, что вам не удается выполнить намеченное, напомните себе, что важна сама по себе попытка реализации планов. Пытаясь следовать плану, вы получаете информацию, которая поможет вам определить дальнейшие цели».

4. «По вечерам находите время на то, чтобы составить распорядок следующего дня. Ваши планы должны быть расписаны по часам».

Как говорилось выше, данная техника не только позволяет структурировать день, но и обеспечивает терапевта объективной информацией об уровне активности пациента. Крайне важно объяснить пациенту, что техника применяется с целью наблюдения,а не с целью оценки количества и качества сделанных дел.

Техника планирования действий используется для того, чтобы повысить мотивацию пациента, побудить его к большей активности и отвлечь от мрачных мыслей. Кроме того, вовлекая пациента в целенаправленную активность, терапевт получает объективную информацию о его функциональных возможностях.

Д\з: Ведение дневника.: записать то, чем вы занимались в течение дня (расписать по часам).

Введение пациента в курс АТ (обсуждение техники проведения, ее цели и результаты) – подготовительный этап.

4 этап: Обсуждение домашнего задания.

Введение ассертивного тренинга и проигрывание разных ситуаций. Тренинг ассертивности направлен на выработку у человека умения отстаивать свои права и включает такие техники, как моделирование и поведенческая репетиция. Ролевые игры предполагают «проигрывание» различных ситуаций с осуществлением социальных взаимодействий в соответствии с избранными ролями.

- Проведение АТ.

Д\З: продолжение ведения дневника с записями по поводу режима дня. Проведение АТ в домашних условиях, о попытках и впечатлениях писать в дневнике.

5 этап: (когнитивная техника)
Прежде всего, психотерапевт объясняет пациенту наличие у людей автоматических мыслей и образов, а также их значение в повседневной жизни. Обычно пациенту поручается «отлавливать» и записывать все возникающие у него негативные мысли и образы. Наибольшая точность воспроизведения достигается в том случае, если пациент записывает каждую мысль сразу после ее возникновения. Однако на практике это не всегда возможно. Поэтому терапевт просит пациента выделять ежевечерне по 15 минут на то, чтобы проиграть в уме события прошедшего дня и вспомнить ассоциированные с ними мысли и переживания. Пациент должен как можно более точно воспроизвести свои мысли, используя не косвенную, а прямую речь. Так, например, вместо утверждения: «Я подумал, что мне никогда не стать хорошим инженером» он должен записать: «Мне никогда не стать хорошим инженером».

Д\З: каждый вечер записывать свои мысли, возникающие в течение дня. Эти записи вносим в «Протокол дисфункциональных мыслей», который включает следующие колонки: «Дата», «Ситуация», «Эмоции», «Автоматические мысли», «Рациональный ответ», «Результат».

(Изначально важен не факт изменения мыслей от негативных к положительным, а хотя бы контроль за собственными мыслями. Побуждая пациента проверять достоверность и обоснованность своих идей, терапевт далек от того, чтобы вселять в пациента фальшивый оптимизм, — он лишь подталкивает его к более точному восприятию и анализу происходящих событий).

6 этап: Когнитивный паттерн депрессивного пациента обычно содержит элемент самобичевания. В депрессии человек склонен винить себя или брать на себя ответственность за неблагоприятный исход событий, причем даже в тех случаях, когда он реально не мог повлиять на результат. Если терапевт обнаруживает, что пациент объясняет неприятности только собственными просчетами и изъянами, например ругает себя за неумелость или недостаток старательности, он может применить технику реатрибуции. Цель данной техники вовсе не в том, чтобы полностью снять ответственность с пациента, а в том, чтобы путем объективного анализа ситуации высветить все факторы, которые могли повлиять на исход событий. Объективный взгляд на вещи помогает пациенту и уточнить свои просчеты, и выработать пути исправления неблагоприятной ситуации, и предотвратить ее повторение.

ð Далее переходим к поиску альтернтивных решений.

Ограниченная система логики и аргументации депрессивного пациента становится более открытой, когда пациент дистанцируется от собственных когниций и начинает идентифицировать паттерны своего мышления и персеверативные темы. Проблемы, прежде казавшиеся неразрешимыми, могут быть подвергнуты переосмыслению. На данном этапе терапии полезной оказывается техника «альтернативной концептуализации», суть которой сводится к активному исследованию всех возможных интерпретаций и путей решения проблемы.

Подробно определив суть своих затруднений, пациент может совершенно спонтанно прийти к решению проблем, представлявшихся неразрешимыми. Свежий, непредубежденный взгляд на проблему позволяет пациенту рассмотреть разнообразные возможности, которые ранее просто не принимались в расчет. Обычно депрессивный пациент искренне полагает, что исследовал все возможные подходы к проблеме, но на поверку оказывается, что некоторые возможности упущены или отвергнуты им по причине предубежденности его мышления.

Продолжение ведения дневника мыслей (наблюдение динамики)
Проведение АТ:

Формулировка Аутогенной Тренировки:

Итак, глубоко вдохнули, выдохнули, закрыли глаза. Осмотрели себя спокойно изнутри: удобно ли положение головы? удобна ли посадка? Опущены ли плечи? Насколько удобно положение рук и ног?
Все внимание сосредотачивается на лице. Чувствуют только мышцы лица. Поднимите брови вверх. Вся верхняя часть головы и лоб напряжены. Прочувствовали напряжение…и на длинном, спокойном выдохе опустили брови. Обратите внимание на мышцы лба, ощутили качество расслабления. Теперь зажмурились, вся середина лица сжата, веки давят на глаза. Неприятное чувство напряженности. Подержали мышечное напряжение еще немного. И на длинном выдохе резко сбросили мышечный тонус. Мышцы расслабились. Черты лица разгладились. Почувствовали расслабление. Теперь глаза. При полностью расслабленных мышцах глаза закрываются спокойно и плотно, веки не подрагивают. Внимание переносится на нижнюю часть лица. Зубы не сомкнуты, кончик языка расслаблен, язык расслаблен, челюсти расслаблены.
Рассмотрите лицо еще раз сверху вниз. Лоб гладкий и расслабленный. Брови опущены. Глаза закрыты плотно и спокойно. Мышцы носа расслаблены. Губы расслабленные и мягкие. Щеки расслабленные и мягкие. Челюсть расслаблена. Язык расслаблен.
Рассматриваем лицо в последний раз, все лицо в целом. Выражение лица спокойное. Черты лица разгладились. На лице - маска невозмутимости и уравновешенности. И только в уголках губ ощущение легкой, едва заметной улыбки, улыбки самому себе, своему сегодняшнему и завтрашнему дню. Мышцы лица расслабленные, мягкие и неподвижные.
Внимание переходит на плечи. Плечи опускаются. При каждом выдохе ощущение расслабленности плеч усиливается, плечи опускаются. Ощутимо опускаются вниз. Тяжело и расслабленно- вниз. Внимание медленно переходит к кистям рук. Ладони лежат спокойно и удобно. Мышцы расслабляются и тяжелеют. Ладони тяжелые, давят вниз сильнее и сильнее. Повторяем про себя каждое слово на выдохе: “Мои руки тяжелые, тяжелые, тяжелые…Мои руки расслабленные, тяжелые и неподвижные…”. Мышцы живота расслабленны. Вы чувствуете как тепло концентрируется в области солнечного сплетения. Дыхание свободно. Мышцы ног расслабленны. Тепло распространяется по всему телу.
Теперь рассмотрите себя изнутри. Представьте себе что-нибудь приятное: это может быть что угодно, пейзаж, дорогие Вам люди…Запомните первые ощущения расслабленности и успокоения.
Наше занятие постепенно подходит к концу. Мышцы лица расслабленны, мышцы рук и плеч расслабленны, мышцы живота расслабленны, мышцы ног расслабленны.
Переключаем внимание на внешний мир. Стараемся все слышать, чувствовать. Делаем дыхание более глубоким, энергичным. Вдох длинный, глубокий, грудная клетка полностью заполняется воздухом. Выдох - резкий, короткий и энергичный. С каждым вдохом уходит вялость и расслабленность. Пошевелили пальцами рук. Несильно сжали ладони. Соединили пальцы рук в замок и потянулись. Сильно и с удовольствием. Плечи подняты вверх. На резком выдохе руки бросили вдоль тела, потрясли ими, открыли глаза и улыбнулись сами себе.

 

7 этап: Введение пациента в групповые занятия с пациентами с депрессиями. Параллельно с этим индивидуальные встречи проводятся один раз в неделю (в качестве поддерживающей психотерапии, с обсуждением эффективности проделанной работы, как в группах, так и дома).
- Обсуждение с пациентом его введения в какой-либо проект (учитывая его интересы). Помощь в выборе и организации.

 

Психотерапия пациентов с депрессиями подразумевает использование на первом этапе индивидуальной работы, с последующим включением пациента в групповую. Это объясняется тем, что индивидуальные встречи являются не только отдельным психотерапевтическим методом, но и подготовительным этапом к вхождению в группу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.