Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) предложена А. Т. Беком в 1961 г. и разработана на основе клинических наблюдений авторов, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб.
Методика предназначена для качественной и количественной оценки депрессии. Преимущества этого опросника заключаются в возможности прицельной оценки степени тяжести как депрессивного синдрома в целом, так и отдельных симптомов, его составляющих. Опросник основан на клинических наблюдениях и описаниях симптомов, которые часто встречаются у депрессивных психиатрических пациентов в отличие от не депрессивных психиатрических пациентов.
Опросник обладает хорошей дискриминативной валидностью (различительной способностью) в отношении различной степени тяжести депрессивных состояний. BDI также чувствителен к изменениям тяжести депрессии во времени и поэтому может использоваться для оценки динамики депрессивного состояния и эффективности терапии.
Шкала разработана на основе клинических наблюдений авторов, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержавшимися в соответствующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб:
1) печаль;
2) пессимизм;
3) ощущение невезучести;
4) неудовлетворенность собой;
5) чувство вины;
6) ощущение наказания;
7) самоотрицание;
8) самообвинение;
9) наличие суицидальных мыслей;
10) плаксивость;
11) раздражительность;
12) чувство социальной отчужденности;
13) нерешительность;
14) дисморфофобия;
15) трудности в работе;
16) бессоница;
17) утомляемость;
18) потеря аппетита;
19) потеря в весе;
20) озабоченность состоянием здоровья;
21) потеря сексуального влечения.
Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом. При интерпретации данных учитывается суммарный балл по всем категориям.
Ключ. При интерпретации суммарного балла по шкале ориентируются на следующие показатели:
Результаты исследований, посвященных оценке выраженности депрессивной симптоматики у пациентов с различными медицинскими диагнозами показали, что различные группы вопросов обладают способностью дифференцировать выборки психиатрических, соматических больных и нормы. Были предложены две субшкалы для оценки соответствующих симптомов. Первые 13 пунктов составляют когнитивно-аффективную субшкалу (cognitive-affective, С-А), которая предназначена для оценки выраженности депрессии у тех пациентов, вегетативные и соматические симптомы которых могут послужить причиной для завышенной оценки депрессии у тех пациентов, вегетативные и соматические симптомы которых могут послужить причиной для завышенной оценки депрессии. Последние 8 пунктов составляют субшкалу, служащую для оценки соматических проявлений депрессии (somatic-perfomance, S-P).
Опросник состоит из 21 вопросов.
Примерное время тестирования в зависимости от состояния пациента варьирует от 20 мин. до 1-2 часов.
В случаях, когда пациент не способен самостоятельно заполнить шкалу (при значительной выраженности депрессии) - требуется участие квалифицированного эксперта, и тестирование приобретает характер стандартизированного интервью.
При интерпретации результатов рекомендуется дополнительно воспользоваться любыми другими источниками информации (от родственников, знакомых, врачей).
Измерения с помощью шкалы можно проводить через любые промежутки времени, однако их продолжительность необходимо фиксировать.
По результатам диагностической работы (Lifeline, опросник Бека) мы выяснили, что все симптомы указывают на наличие у пациента депрессивного эпизода легкой степени.
/F32.0/ Депрессивный эпизод легкой степени.
Диагностические указания:
Сниженное настроение, утрата интересов и способности получать удовольствие, повышенная утомляемость обычно считаются наиболее типичными симптомами депрессий. Для достоверного диагноза необходимы по крайней мере 2 из этих 3-х симптомов, плюс хотя бы еще 2 из других симптомов, описанных выше (для F32). Ни один из указанных симптомов не должен достигать глубокой степени, а минимальная продолжительность всего эпизода — примерно 2 недели.
Человек с легким депрессивным эпизодом как правило обеспокоен этими симптомами и затрудняется выполнять обычную работу и быть социально активным, однако, вряд ли прекращает полностью функционировать.
Психологическое сопровождение:
1 этап: Изначально нужно учитывать, что бездеятельность депрессивного человека заставляет и его самого, и его близких считать, что он уже не способен выполнять функции, сопряженные с его социальной ролью (студента, добытчика, хозяйки дома, супруга, родителя и т. п.). Более того, пациент уже не рассчитывает получить удовольствие от некогда интересных ему занятий. Основная задача психотерапевта на данном этапе - «разубедить» пациента, который искренне считает себя слабым, несостоятельным или ленивым. Психотерапевт подводит пациента к осознанию того, что источником его проблем являются когнитивные ошибки: пациент думает (ошибочно), что он слабый, неспособный, глупый, и эти предубеждения ограничивают его мотивацию и поведение. Психотерапевт вместе с пациентом обсуждают способы действия в каких-либо ситуациях, используя материалы лайф лайна.
2 этап: Основная задача – составление распорядка дня.
Изначально нужно составить режим дня на текущий момент жизни, а затем обсудить возможные изменения. Многие пациенты осознают, что бездеятельность способствует дисфории и мрачным раздумьям и в конечном счете усугубляет их страдания. Терапевт может предложить пациенту «провести эксперимент», чтобы проверить, улучшится ли его настроение, если он займется какой-нибудь целенаправленной деятельностью. Они совместно намечают, что должен сделать пациент в течение дня, и затем терапевт поручает пациенту отслеживать свои мысли и чувства во время выполнения этих заданий. Если пациент упорно отказывается от эксперимента, можно прямо спросить его: «Что вы потеряете, если попробуете?»
Д\з: продумать и записать то, что можно было бы изменить в вашем режиме дня, а также «провести эксперимент» по выполнению какой-либо (при встрече выясняем интересы пациента) целенаправленной деятельности.
3 этап: Обсуждение домашнего задания. Составление нового режима дня (схема ООД).
Прежде чем приступить к составлению распорядка дня, важно довести до сведения пациента следующие принципы.
1. «Никому не удается выполнить все намеченные дела, и поэтому не нужно расстраиваться, если какие-то из ваших планов останутся нереализованными».
2. «Планируя свой день, записывайте только чем вы намерены заниматься, не акцентируя необходимость завершения этих дел. Объем выполняемых нами дел зависит как от внешних обстоятельств, довольно непредсказуемых, как то погода, чей-то непредусмотренный визит или неожиданная поломка, так и от субъективных факторов, таких как усталость, головная боль и т. п. Помнится, вы говорили, что вас расстраивают беспорядок и грязь в доме. Выделите какое-то время для уборки, запланируйте заниматься этим ежедневно, скажем, с 10 до 11 утра. Придерживаясь несколько дней намеченного плана, вы узнаете, сколько времени вам на самом деле требуется на уборку».
3. «Если вы чувствуете, что вам не удается выполнить намеченное, напомните себе, что важна сама по себе попытка реализации планов. Пытаясь следовать плану, вы получаете информацию, которая поможет вам определить дальнейшие цели».
4. «По вечерам находите время на то, чтобы составить распорядок следующего дня. Ваши планы должны быть расписаны по часам».
Как говорилось выше, данная техника не только позволяет структурировать день, но и обеспечивает терапевта объективной информацией об уровне активности пациента. Крайне важно объяснить пациенту, что техника применяется с целью наблюдения,а не с целью оценки количества и качества сделанных дел.
Техника планирования действий используется для того, чтобы повысить мотивацию пациента, побудить его к большей активности и отвлечь от мрачных мыслей. Кроме того, вовлекая пациента в целенаправленную активность, терапевт получает объективную информацию о его функциональных возможностях.
Д\з: Ведение дневника.: записать то, чем вы занимались в течение дня (расписать по часам).
Введение пациента в курс АТ (обсуждение техники проведения, ее цели и результаты) – подготовительный этап.
4 этап: Обсуждение домашнего задания.
Введение ассертивного тренинга и проигрывание разных ситуаций. Тренинг ассертивности направлен на выработку у человека умения отстаивать свои права и включает такие техники, как моделирование и поведенческая репетиция. Ролевые игры предполагают «проигрывание» различных ситуаций с осуществлением социальных взаимодействий в соответствии с избранными ролями.
- Проведение АТ.
Д\З: продолжение ведения дневника с записями по поводу режима дня. Проведение АТ в домашних условиях, о попытках и впечатлениях писать в дневнике.
5 этап: (когнитивная техника) Прежде всего, психотерапевт объясняет пациенту наличие у людей автоматических мыслей и образов, а также их значение в повседневной жизни. Обычно пациенту поручается «отлавливать» и записывать все возникающие у него негативные мысли и образы. Наибольшая точность воспроизведения достигается в том случае, если пациент записывает каждую мысль сразу после ее возникновения. Однако на практике это не всегда возможно. Поэтому терапевт просит пациента выделять ежевечерне по 15 минут на то, чтобы проиграть в уме события прошедшего дня и вспомнить ассоциированные с ними мысли и переживания. Пациент должен как можно более точно воспроизвести свои мысли, используя не косвенную, а прямую речь. Так, например, вместо утверждения: «Я подумал, что мне никогда не стать хорошим инженером» он должен записать: «Мне никогда не стать хорошим инженером».
Д\З: каждый вечер записывать свои мысли, возникающие в течение дня. Эти записи вносим в «Протокол дисфункциональных мыслей», который включает следующие колонки: «Дата», «Ситуация», «Эмоции», «Автоматические мысли», «Рациональный ответ», «Результат».
(Изначально важен не факт изменения мыслей от негативных к положительным, а хотя бы контроль за собственными мыслями. Побуждая пациента проверять достоверность и обоснованность своих идей, терапевт далек от того, чтобы вселять в пациента фальшивый оптимизм, — он лишь подталкивает его к более точному восприятию и анализу происходящих событий).
6 этап: Когнитивный паттерн депрессивного пациента обычно содержит элемент самобичевания. В депрессии человек склонен винить себя или брать на себя ответственность за неблагоприятный исход событий, причем даже в тех случаях, когда он реально не мог повлиять на результат. Если терапевт обнаруживает, что пациент объясняет неприятности только собственными просчетами и изъянами, например ругает себя за неумелость или недостаток старательности, он может применить технику реатрибуции. Цель данной техники вовсе не в том, чтобы полностью снять ответственность с пациента, а в том, чтобы путем объективного анализа ситуации высветить все факторы, которые могли повлиять на исход событий. Объективный взгляд на вещи помогает пациенту и уточнить свои просчеты, и выработать пути исправления неблагоприятной ситуации, и предотвратить ее повторение.
ð Далее переходим к поиску альтернтивных решений.
Ограниченная система логики и аргументации депрессивного пациента становится более открытой, когда пациент дистанцируется от собственных когниций и начинает идентифицировать паттерны своего мышления и персеверативные темы. Проблемы, прежде казавшиеся неразрешимыми, могут быть подвергнуты переосмыслению. На данном этапе терапии полезной оказывается техника «альтернативной концептуализации», суть которой сводится к активному исследованию всех возможных интерпретаций и путей решения проблемы.
Подробно определив суть своих затруднений, пациент может совершенно спонтанно прийти к решению проблем, представлявшихся неразрешимыми. Свежий, непредубежденный взгляд на проблему позволяет пациенту рассмотреть разнообразные возможности, которые ранее просто не принимались в расчет. Обычно депрессивный пациент искренне полагает, что исследовал все возможные подходы к проблеме, но на поверку оказывается, что некоторые возможности упущены или отвергнуты им по причине предубежденности его мышления.
Продолжение ведения дневника мыслей (наблюдение динамики) Проведение АТ:
Формулировка Аутогенной Тренировки:
Итак, глубоко вдохнули, выдохнули, закрыли глаза. Осмотрели себя спокойно изнутри: удобно ли положение головы? удобна ли посадка? Опущены ли плечи? Насколько удобно положение рук и ног? Все внимание сосредотачивается на лице. Чувствуют только мышцы лица. Поднимите брови вверх. Вся верхняя часть головы и лоб напряжены. Прочувствовали напряжение…и на длинном, спокойном выдохе опустили брови. Обратите внимание на мышцы лба, ощутили качество расслабления. Теперь зажмурились, вся середина лица сжата, веки давят на глаза. Неприятное чувство напряженности. Подержали мышечное напряжение еще немного. И на длинном выдохе резко сбросили мышечный тонус. Мышцы расслабились. Черты лица разгладились. Почувствовали расслабление. Теперь глаза. При полностью расслабленных мышцах глаза закрываются спокойно и плотно, веки не подрагивают. Внимание переносится на нижнюю часть лица. Зубы не сомкнуты, кончик языка расслаблен, язык расслаблен, челюсти расслаблены. Рассмотрите лицо еще раз сверху вниз. Лоб гладкий и расслабленный. Брови опущены. Глаза закрыты плотно и спокойно. Мышцы носа расслаблены. Губы расслабленные и мягкие. Щеки расслабленные и мягкие. Челюсть расслаблена. Язык расслаблен. Рассматриваем лицо в последний раз, все лицо в целом. Выражение лица спокойное. Черты лица разгладились. На лице - маска невозмутимости и уравновешенности. И только в уголках губ ощущение легкой, едва заметной улыбки, улыбки самому себе, своему сегодняшнему и завтрашнему дню. Мышцы лица расслабленные, мягкие и неподвижные. Внимание переходит на плечи. Плечи опускаются. При каждом выдохе ощущение расслабленности плеч усиливается, плечи опускаются. Ощутимо опускаются вниз. Тяжело и расслабленно- вниз. Внимание медленно переходит к кистям рук. Ладони лежат спокойно и удобно. Мышцы расслабляются и тяжелеют. Ладони тяжелые, давят вниз сильнее и сильнее. Повторяем про себя каждое слово на выдохе: “Мои руки тяжелые, тяжелые, тяжелые…Мои руки расслабленные, тяжелые и неподвижные…”. Мышцы живота расслабленны. Вы чувствуете как тепло концентрируется в области солнечного сплетения. Дыхание свободно. Мышцы ног расслабленны. Тепло распространяется по всему телу. Теперь рассмотрите себя изнутри. Представьте себе что-нибудь приятное: это может быть что угодно, пейзаж, дорогие Вам люди…Запомните первые ощущения расслабленности и успокоения. Наше занятие постепенно подходит к концу. Мышцы лица расслабленны, мышцы рук и плеч расслабленны, мышцы живота расслабленны, мышцы ног расслабленны. Переключаем внимание на внешний мир. Стараемся все слышать, чувствовать. Делаем дыхание более глубоким, энергичным. Вдох длинный, глубокий, грудная клетка полностью заполняется воздухом. Выдох - резкий, короткий и энергичный. С каждым вдохом уходит вялость и расслабленность. Пошевелили пальцами рук. Несильно сжали ладони. Соединили пальцы рук в замок и потянулись. Сильно и с удовольствием. Плечи подняты вверх. На резком выдохе руки бросили вдоль тела, потрясли ими, открыли глаза и улыбнулись сами себе.
7 этап: Введение пациента в групповые занятия с пациентами с депрессиями. Параллельно с этим индивидуальные встречи проводятся один раз в неделю (в качестве поддерживающей психотерапии, с обсуждением эффективности проделанной работы, как в группах, так и дома). - Обсуждение с пациентом его введения в какой-либо проект (учитывая его интересы). Помощь в выборе и организации.
Психотерапия пациентов с депрессиями подразумевает использование на первом этапе индивидуальной работы, с последующим включением пациента в групповую. Это объясняется тем, что индивидуальные встречи являются не только отдельным психотерапевтическим методом, но и подготовительным этапом к вхождению в группу.