Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации



Закон определяет и особые случаи допуска к государственной тайне, т.н. особый порядок допуска к государственной тайне. Он установлен для:

ü парламентариев федерального уровня (членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы),

ü судей на период исполнения ими своих полномочий,

ü адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну,

Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных Законом (ст. 21). Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Соответственно, закон закрепил и основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:

· признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом,

· нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

· наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

· постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

· выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

· уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

ü расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

ü однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

ü возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 ФЗ «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Служебная тайна

Служебная информация, доступ к которой ограничен органа­ми государственной власти в соответствии с Гражданским ко­дексом РФ и федеральными законами, относится к служебной тайне.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет слу­жебную или коммерческую тайну (в данном подразделе речь идет только о служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу не­известности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными метода­ми получившие информацию, которая составляет служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обя­занность возлагается на работников, разгласивших служебную тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

В государственных, некоммерческих организациях существуют:

· определенный порядок для выполнения целей, функций и задач данной организации;

· система планирования, отчетности, контроля, технологии документооборота и т.д.

Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Пе­речень данной информации устанавливается руководителем орга­низации.

Информацией, относящейся к служебной тайне, могут обладать любые организации независимо от организационно правовой формы, формы собственности и видов деятельности, например врачебная тайна, журналистская тайна, адвокатская тайна и др.

Коммерческая тайна

Информация, доступ к которой ограничен в соответствии со ст. 139 ГК РФ и федеральными законами, относится к коммерческой тайне.

В статье 139 ГК РФ не приводится различие между служебной и коммерческой тайной (подраздел «Служебная тайна»), хотя употребляются оба этих понятия. Все коммерческие тайны являются служебными, поскольку все работники коммерческой организации обязаны не разглашать их.

Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с инте­ресами обеспечения законной предпринимательской деятельно­сти (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). В целом коммерческую тайну можно определитькак научно-техническую, коммерческую, органи­зационную или иную используемую в предпринимательской де­ятельности информацию, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим ли­цам и к которой нет свободного доступа на законном основании.

Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять ком­мерческую тайну»определены следующие группы документи­рованной информации:

· учредительные документы (решение о создании организации или договор учредителей) и Устав;

· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджет­ную систему Российской Федерации;

· документы о платежеспособности;

· сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабо­чих мест;

· документы об уплате налоговых обязательных платежей;

· сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении ан­тимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законода­тельства Российской Федерации и размерах причиненного при этом ущерба;

· сведения об участии должностных лиц в деятельности дру­гих организаций, занимающихся предпринимательской дея­тельностью.

Государственным и муниципальным организациям до и в процессе их приватизации не допускается относить к коммер­ческой тайне данные:

ü о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

ü о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) дру­гих предприятий, в процентные облигации и займы, в устав­ные фонды совместных предприятий;

ü о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства Российской Федерации и заключенных им договоров;

ü о договорах с другими негосударственными организациями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

8.2.Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и информатизации

«Информационная борьба», «информационное оружие», «информационная безопасность», «защита информации» - термины, все чаще и чаще используются в нашей повседневной жизни.

Федеральный закон

"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

от 27.07.2006 № 149-ФЗ

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на:

ü общедоступную информацию (общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен);

ü информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

ü информацию, свободно распространяемую;

ü информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

ü информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

ü информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Не может быть ограничен доступ к информации:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

 

Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Защита информации

Защита информации - деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных воздействий на защищаемую информацию.

(ГОСТ 50922-96 Защита информации. Основные термины и определения)

 

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1. обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3. реализацию права на доступ к информации.

(ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации")

1.

Утечка (рассекречивание) информации - утрата информацией свойства секретности (конфиденциальности) в результате несанкционированного ознакомления с нею или несанкционированного документирования (снятия копий).

Нарушение целостности информации - утрата информации, при ее обработке техническими средствами, свойства целостности в результате ее несанкционированной модификации или несанкционированного уничтожения.

Таким образом, по отношению к целостности информации можно дифференцировать дополнительно следующие виды угроз: модификацию, искажение, подделку и уничтожение

Модификация информации - изменение содержания или объема информации на ее носителях.

Примечание: несанкционированная модификация информации может быть случайной (искажение) или умышленной (подделка).

Искажение информации - случайная несанкционированная модификация информации в результате внешних воздействий (помех), сбоев в работе аппаратуры или неумелых действий обслуживающего персонала.

Подделка информации - умышленная несанкционированная модификация информации с целью получения определенных выгод (преимуществ) перед конкурентом или нанесения ему ущерба.

Уничтожение информации - случайное или умышленное стирание информации на ее носителях, в том числе хищение носителей и технических средств.

Блокирование информации - утрата доступности, выражающаяся в затруднении или прекращении санкционированного доступа к ней для проведения операций по ознакомлению, документированию, модификации или уничтожению.

(Терминология в области защиты информации. Справочник. ВНИИстандарт, Москва, 1993г.)

2.

Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Перечень сведений конфиденциального характера:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее)

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них (Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6.03.1997 №188).

3.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (Ст. 29 Конституции РФ)

Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

Нарушение требований ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.