ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Институт гуманитарного образования
Кафедра «Правоведение»
ЛЕКЦИЯ № 8
по дисциплине
ПРАВОВЕДЕНИЕ
ТЕМА № 8. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности в области информационных технологий.
Иркутск – 2010 г.
Тема 8.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности в области информационных технологий.
Вопросы лекции:
8.1. Правовые основы защиты государственной тайны.
8.2. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и информатизации.
8.1. Правовые основы защиты государственной тайны.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (Ст. 29 Конституции РФ)
Но существует такого рода информация, которая объективно по своим характеристикам должна иметь некоторые ограничения в обороте, интересы государства и общества, воплощенные в такого рода сведениях должны получить защиту и быть сохраненными в тайне.
«Такое решение вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию» - подчеркнул Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений, такова его правовая позиция.
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
(ФЗ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-I)
Только законодатель вправе устанавливать перечень сведений, могущих быть отнесенными в государственной тайне, а также устанавливать правило в отношениях, связанных с их защитой и рассекречиванием, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям.
Законодательство России о государственной тайне
ФЗ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в редакции от 01.12. 2007 г.) определил состав этого законодательства.
Ст. 3 - «Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" (принят 5.03.1992 г., в редакции 26.06.2008 г.) и включает нормы этого Закона, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны».
К этим законодательным актам относятся:
Федеральные законы:
· Уголовный Кодекс РФ, устанавливающий уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж;
· Кодекс РФ об административной ответственности;
ü Ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации
ü Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации
ü Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом
· специализированные законы об архивном деле, о федеральной службе безопасности, о внешней разведке, об оперативно - розыскной деятельности, о гражданстве и прочие.
Подзаконные акты:
· Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 63 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (вступило в силу с 1 мая 2010 года);
· Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 (ред. от 17.12.2004) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»;
· Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»;
· Приказ Минюста РФ от 04.02.2005 № 10 «Об утверждении инструкции по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2005 № 6339)
Всего отношения в этой сфере регламентируют около 30 нормативных актов федерального значения.