Структура юридической нормы – состав и связь основных элементов ее содержания. Представляет внутреннее строение, характеризующееся единством и взаимосвязью составляющих элементов, обеспечивающих ее общеобязательность.
В содержание юридической нормы входят три основных элемента:
1. Гипотеза – часть нормы, указывающая на конкретные условия, при наличии или отсутствии которых она начинает действовать.
По строению гипотезы правовых норм классифицируются на:
- простые – содержат одно жизненное обстоятельство, необходимое для действия нормы;
- сложные – содержат два и более обязательных обстоятельств;
- альтернативные – содержат несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы.
2. Диспозиция – часть нормы, содержащая само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. Устанавливает права и обязанности, которые возникают у участников общественного отношения при наступлении условий, предусмотренных гипотезой.
По способу изложения диспозиции подразделяются на:
- простые – называют вариант поведения, но не раскрывают его;
- описательные – описывают все существенные признаки поведения;
- ссылочные – не излагают правило поведения, а отсылают для ознакомления с ним к другой норме;
- бланкетные – не указывают на правило поведения, отсылают для ознакомления к иным правилам, инструкциям, положениям и другим актам.
По составу диспозиции нормы права бывают:
- простые – содержат одно правило поведения;
- сложные – содержат два или более правил поведения;
- альтернативные – содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права.
3. Санкция – часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции нормы права. Определяет вид и меру ответственности в случае нарушения правила, установленного правовой нормой.
По отраслям права санкции правовых норм классифицируются на:
- уголовно-правовые;
- административно-правовые;
- гражданско-правовые;
- дисциплинарные.
Отрасль права – совокупность юридических норм, объединенных по признаку общности предмета и метода правового регулирования. Предмет регулирования – качественно однородные, относительно обособленные сферы общественных отношений (имущественная, управленческая, трудовая, семейная и др.). Метод правового регулирования – особый режим, создаваемый отраслью права для участников регулируемых ею отношений.
По объему санкции подразделяются:
- простые – содержат одно неблагоприятное последствие;
- сложные – содержат два и более неблагоприятных последствий, назначаемых одновременно;
- альтернативные – содержат несколько неблагоприятных последствий, из которых правоприменительный орган избирает только одно, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения.
По степени определенности выделяются следующие виды санкций:
- абсолютно-определенные – в них точно определен вид и размер наказания;
- относительно-определенные – в них точно определен вид наказания, а границы размера указаны от минимального до максимального либо только до максимального.
По характеру применяемых мер выделяются следующие виды санкций:
- карательные (штрафные) – ограничение либо лишение свободы, штраф и т. д.;
- правовосстановительные – взыскание алиментов и др.
Виды норм права.
Для того чтобы определить общие и отличительные черты правовых норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.
Виды правовых норм:
1. Отправные (исходные, учредительные) – определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы; закрепляют правовые категории и понятия:
а) нормы-начала – конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства;
б) нормы-принципы – предписания, выражающие и закрепляющие принципы права;
в) определительно-установочные – предписания, определяющие цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового воздействия;
г) нормы-дефиниции – предписания, содержащие определения правовых понятий и категорий;
д) коллизионные нормы – предписания, принимаемые с целью устранения коллизий (пробелы, противоречия в праве) либо устанавливающие порядок разрешения между правовыми нормами.
2. Нормы – правила поведения – нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений:
По функциям права:
-регулятивные;
-охранительные.
По отраслям права:
-нормы конституционного права;
-нормы гражданского права;
-нормы уголовного права;
-нормы иных отраслей права.
По методу правового регулирования:
- императивные;
- диспозитивные;
- поощрительные;
- рекомендательные.
По юридической силе:
-нормы законов;
-нормы подзаконных актов.
По сфере действия:
-федеральные;
-субъектов федерации;
-органов местного самоуправления;
- локальные.
По содержанию предписаний:
-управомочивающие – нормы-разрешения, закрепляют субъективные права граждан;
-обязывающие – нормы, содержащие предписания, закрепляющие юридические обязанности;
-запрещающие – нормы, закрепляющие юридические запреты.
По кругу лиц:
-нормы общего действия;
-специальные.