Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рынок труда. Факторы, определяющие спрос и предложение услуги труда



Подавляющая часть населения страны чтобы обеспечить себя необходимыми средствами существования, вынуждена предлагать свои услуги по труду за определённое денежное вознаграждение, называемое заработной платой. Эта часть населения образует так называемую армию наёмных работников, которые продают товар особого рода – рабочую силу.

Рабочая сила есть совокупность умственных, физических, организаторских способностей, знаний, навыков и умений человека, которые позволяют ему выполнять определённые трудовые операции, про­изводить материальные и духовные ценности.

По статистике к рабочей силе в развитых странах, в том числе и в России, относят всех занятых (включая военнослужащих) и безработных.

Синонимом понятия «рабочая сила» является категория «экономически активное население». В статистике выделяется также гражданская рабочая сила, т. е. за исключением военнослужащих.

Труд есть процесс потребления, практического использования рабочей силы.

Поскольку рабочая сила является специфическим товаром, то для купли-продажи её существует и особый рынок – рынок труда.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.

Рынок труда– совокупность экономических и юридических процессов, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов:

Ø демографические факторы – уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения, его половозрастная структура;

Ø степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе;

Ø процессы миграции рабочей силы;

Ø состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла (главный фактор, оказывающий влияние на динамику занятости со стороны спроса);

Ø научно-технический прогресс.

Отношения между продавцом и покупателем на рынке труда оформляются при помощи:

– трудовых контрактов.

– коллективных договоров (соглашений).

Трудовой контракт– соглашение о содержании и условиях труда, а также о размере его оплаты и иных взаимных обязательствах работодателя и наемного работника, достигаемое ими в результате индивидуальных переговоров.

Развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведет себя рабочая сила, выступающая на нем продавцом. Хозяйство любой страны развивается, как правило, тем лучше, чем больше мобильность рабочей силы, имеющейся в стране.

Мобильность рабочей силы бывает двух видов:

– профессиональная – способность человека овладевать профессиями и переучиваться в течение жизни;

– территориальная – способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы.

Цены на производственные услуги, т.е. услуги труда и т.д., определяются на основе закона спроса и предложения.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения – домашние хозяйства.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями – реальной заработной платой и стоимостью (в её денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (вспомним закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продукта сравняется с величиной заработной платы.

Спрос на рынке труда– спрос производный от спроса на рынке товаров и услуг (на все факторы производства).

Спрос на рынке труда –это число людей, которых готовы нанять предприниматели для выполнения той или иной работы по различным ставкам заработной платы.

Закон спроса для рынка труда – чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число готовы нанять работодатели.

Функциональная зависимость между величиной заработной платы и размером спроса на труд выражается вкривой спроса на труд(рис. 4).

На абсциссе – величина требующегося труда (L), а на оси ординат – величина реальной заработной платы W.

Каждая точка на кривой DL показывает, каким будет спрос на труд при определённой величине заработной платы. Конфигурация кривой и её отрицательный наклон показывают, что более низкой заработной плате соответствует больший спрос на труд, и наоборот.

Предложение труда – это число людей, готовых взяться за выполнение той или иной работы за различную заработную плату.

Как правило, продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы.

Зная это, мы можем сформулировать закон предложения для рынка труда: чем выше плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работы, тем большее число людей готовы эту работу выполнять.

Поэтому кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении предложение труда уменьшается (рис. 5).

Совокупное предложение труда в обществе, определяется как минимум следующими факторами:

1) величина заработной платы;

2) престиж профессии и приносимое ею удовлетворение;

3) общая численность населения;

4) число людей ищущих работу;

5) тягость труда;

6) сложность труда;

7) потребность в свободном времени.

Предложение труда характеризуют два экономических явления, получивших название эффект замещения и эффект дохода, действующих и на рынке труда (рис. 6). От обычной кривой пред­ложения труда, о которой говорилось ранее, эта кривая отличается своей конфигурацией.

До точки I интересующая нас кривая показывает увеличение предложения труда при росте заработной платы – она удаляется от оси ординат. Однако, пройдя точку I, кривая SL меняет направление. Она сгибается и снова приближается к оси ординат, показывая, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию – уменьшение предложения труда при дальнейшем росте заработной платы. Таким образом, увеличение заработной платы до определенных размеров WI ведет к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня LI начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина – увеличение заработной платы –приводит и к росту, и к сокращению предложения труда. Почему же это происходит?

 

Рис. 6. Эффект дохода и эффект замещения на рынке труда

На приведенном на рисунке графике до точки I, т.е. до начала движения кривой предложения труда влево, к оси ординат проявляется эффект замещения: поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее – отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно, досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату.

После прохождения кривой SL точки I начинает действовать эффект дохода: при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия (когда проблемы с хлебом насущным решены) меняется его отношение к свободному времени. Оно перестает казаться вычетом из заработной платы, а предстает полем для наслаждения и радости, тем более что высокая заработная плата позволяет обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение желания купить не только больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда, купив свободное время (переход работника на сокращенный рабочий день или неделю, получение дополнительных выходных дней и отпусков в т.ч. за «свой счет»).

Вопрос о том, какой эффект (замещения или дохода) является более сильным при данном уровне заработной платы, не имеет точного ответа, поскольку определяется различной реакцией отдельных людей и групп людей на рост реальной заработной платы.

Изгибающаяся кривая предложения труда характеризует индивидуальное предложение труда. Для экономики в целом кривая предложения труда будет всегда иметь положительный наклон.

А теперь объединим оба графика – кривую спроса и кривую предложения труда и проанализируем более деталь­но положение на рынке труда (рис. 7).

 

 

 

Рис. 7. Равновесие на рынке труда

Особое внимание обратим на точку Е пересечения кривой спроса на труд и кривой предложения труда. Этой точке на графике соответствует определенный уровень реальной заработной платы WE и заданное этим уровнем предложение труда LE.

В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласившись платить заработную плату WE, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворён полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате WE. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости.

При любых других условиях заработной платы, отличных от WE, равновесие на рынке труда нарушается. Таким образом, заработная плата – это цена равновесия на рынке труда.

В случае превышения реальной заработной платы уровня равновесной (случай W2) предложение на рынке труда SL2 превышает спрос DL2 на величину SL2 DL2.

В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при заработной плате W2. Возникает избыток предложения труда, измеряемый отрезком SL2DL2 на оси абсцисс.

В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с равновесной (например, до уровня W1) спрос на рынке труда DL1 превышает предложение SL1 на величину DL1SL1. В результате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Обе эти ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) в условиях рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления положения полной занятости.

Действительно, если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться и те, кто занят в произ­водстве, чтобы не потерять свои рабочие места. Предприниматели готовы занять большее количество труда, но при условии снижения заработной платы. Таким образом, тенденция к снижению заработной платы складывается как в сфере предложения труда, так и в сфере спроса на труд.

В том же случае, когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения заработной платы по сравнению с ее равновесным значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению расширяется круг работников, готовых при более высокой заработной плате предложить свой труд.

Как в первом, так во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.

Итак, графический анализ совершенной конкуренции на рынке труда говорит о невозможности сколько-нибудь продолжительной безработицы.

Наличие же устойчивой безработицы может свидетельствовать лишь об одном – о том, что на рынке труда присутствуют и неконкурентные факторы, которые способствуют устойчивости отклонения заработной платы вверх от ее равновесного значения. При этом, как говорилось ранее, часть трудящихся оказывается в положении безработных.

Что же можно отнести к этим неконкурентным факторам? Прежде всего, это государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Государство в различных странах устанавливает минимально гарантированный уровень заработной платы, индексацию доходов; тормозящее влияние на колебание цены труда оказывают в ряде случаев и другие направления социальной политики государства.

Большое влияние на уровень заработной платы, как правило, в направлении ее повышения по сравнению с равновесной ценой труда оказывают и профсоюзы, через которые рабочие продают трудовые услуги коллективно на многих рынках. Профсоюзы преследуют многие цели, но главная из них – повышение заработной платы.

Крупные корпорации тяготеют, как правило, к установлению сравнительно стабильной во времени стандартной ставки заработной платы, отказываясь слишком часто пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Вывод по 2 вопросу:

Основными факторами, влияющими на спрос и предложение на рынке труда, являются;

а) спрос на товары и услуги, производимые с помощью данного вида труда;

б) производительность каждого конкретного вида труда, которая, в свою очередь зависит от целого ряда факторов;

в) сложившийся уровень рабочей силы и установившиеся ставки заработной плати;

г) определённый уровень монополизации на рынке труда, действия работодателей-монопсонистов и профсоюзов, характер конкуренции на рынке;

д) целый ряд векторов внерыночного характера:

- численность населения, его половозрастная структура, демо­графическая ситуация в стране, система профессионального обучения и повышения квалификации;

- наличие условий для перемещения потоков рабочей силы в региональном, национальном и межстрановом разрезе;

- престижность профессий, наличие условий труда, безопасных для жизни и безвредных для здоровья, возможность профессионального роста;

- национальные особенности населения, традиции, привычки, предпочтения, социально-психологическая атмосфера и многое другое.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.