Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жизненный цикл нуклеарной семьи



Каждая семейная система в своем существовании проживает периоды эволюции/инволюции, структурных изменений, например, связанных с увеличением/уменьшением количества ее элементов и др. Данные процессы лежат в основе понятия «жизненный цикл нуклеарной семьи». Онпредставляет собой последовательность этапов, которые проходит в своем развитии любая среднестатистическая семья.Иначе говоря, данное понятие описывает естественное семейное развитие, обусловленное изменениями, происходящими в семье со временем (М. Николс, Р. Шварц, 2004; А.В. Черников, 2001; Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 1999). Как синонимичные ему используются понятия «цикл развития семьи» (Ю.Б. Алешина) и «развивающиеся стадии семьи» (Д.А. Рубинштейн, М.А. Соломон).

Данный показатель имеет большое значение для анализа семейных отношений, поскольку позволяет определить их контекст через описание нормативных задач семьи в определенный период ее развития. Представление о жизненном цикле семьи также играет важную роль при определении стратегии терапевтической работы с ней. Так, например, на этапе, когда дети становятся взрослыми и начинают свою самостоятельную жизнь – стадия «пустого гнезда» – терапевтическая работа строится с учетом поддержания соответствующей этому периоду задачи сепарации. Родителям, как правило, необходимо помочь ослабить контроль, наполнив собственную жизнь новым содержанием, и передать своим детям больше ответственности, что позволило бы последним, в свою очередь, обрести большую автономию. Славянские семьи, большей частью центрированные на детях, испытывают большие трудности на этом этапе ввиду традиционной слабости супружеской подсистемы. По мере взросления детей супруги все более теряют смысл совместного проживания, что может приводить к распаду семей, изменам, уходу в трудовую деятельность, депрессиям и т. д. Неизбежные трудности, связанные с переходом к новому этапу жизненного цикла, потребность семьи сохранить привычный стиль взаимоотношений провоцируют сопротивление семейной системы необходимым изменениям. Вместе с тем каждая семья обладает большими или меньшими ресурсами для трансформации.

Коммуникация – сложное и многозначное понятие, в широком смысле описывающее процесс передачи информации. При описании коммуникации используется ряд математических, биологических, физических и других понятий, таких как функция, информационный обмен, обратная связь и др. При изучении семейной системы в рамках коммуникативного анализа (Г. Бейтсон, Дж. Бивин, П. Вацлавик, Д. Джексон и др.) рассматриваются взаимообмены между членами семьи и особенности их каузальной интерпретации. Согласно Г. Бейтсону, во взаимодействии с живыми системами всегда происходит процесс информационного обмена, стоящий за любыми поведенческими актами (Г. Бейтсон, 2000). Поэтому в работах вышеперечисленных авторов большое внимание уделяется особенностям метакоммуникативного уровня взаимодействия членов семьи и его роли в возникновении парадоксальных интеракций, имеющих негативный характер воздействия на семейные отношения.

П. Вацлавик (П. Вацлавик, 2000, с. 21-22) выделяет три аспекта коммуникации:

  • синтаксис описывает проблемы передачи информации (кодирование, каналы, объем и другие характеристики языка коммуникации);
  • семантика акцентирует внимание на значении, его символическом содержании, а также на договоренностях относительно семантического содержания сообщений;
  • прагматика основное внимание уделяет тому, как коммуникация влияет на поведение, а именно: какой эффект оказывает та или иная информация на получателя, и какое ответное влияние на отправителя оказывает его реакция.

Базовым свойством коммуникации является отсутствие полярного ей процесса. Иначе говоря, человек в принципе не может не вступать в коммуникацию. «Активность или пассивность, слова или молчание – все это передает информацию: влияет на других людей, которые, в свою очередь, не могут не ответить на эту коммуникацию и, следовательно, сами в нее вступают» (П. Вацлавик, 2000, с. 57). В то же время, вовлеченность человека в различные коммуникационные процессы приводит к тому, что даже его «представление … о самом себе – это на самом деле представление о функциях, о взаимоотношениях, в которые он включен…» (П. Вацлавик, 2000, с. 30).

Так как не коммуницировать принципиально невозможно, в ситуации, когда человек не хочет общаться, возможны следующие реакции:

  • «Отказ» от коммуникации, не соответствующий «правилам вежливости».

Пример. Дочь пришла из школы чем-то расстроенная. Мать пытается выяснить, в чем дело, и начинает с ней разговор. Однако та со словами «оставь меня в покое» уходит в свою комнату и закрывает дверь. Мать чувствует себя обиженной.

  • Включение в коммуникацию помимо своей воли (насильственная коммуникация).

Пример. Жена хочет поговорить с мужем о приезде его матери, с которой у нее давний и хронический конфликт. Муж чувствует себя некомфортно при обсуждении данной темы, так как знает о враждебном отношении жены к его матери. Однако он не отказывается от разговора, чтобы избежать супружеского конфликта.

  • Срыв коммуникации, т.е. такое поведение, которое разрушает (искажает, нивелирует) коммуникацию. Сюда относят широкий спектр коммуникативных феноменов: противоречивые высказывания, непоследовательность, перемена темы, неполные предложения, неправильное понимание, невразумительность или манерность речи, буквальное толкование метафор или метафорическое понимание буквальных замечаний и т.д. (П. Вацлавик, 2000).
  • Появление симптома как «посредника» коммуникации. В ответ на сообщение другой может «притвориться спящим, глухим, пьяным, сделать вид, что не знает … языка, или изобразить наличие любого другого дефекта, делающего коммуникацию оправданно невозможной» (П. Вацлавик, 2000, с.94). При этом во всех случаях коммуникация содержит следующее послание: я хочу общаться с тобой, но мне мешает… (моя болезнь, мои нервы, мое плохое зрение, алкоголь, моя жена и т.п.) Чаще всего в качестве такой «помехи» выступает какой-либо симптом – невротический, психосоматический или психотический.

Пример. Молодая семья с ребенком проживает в четырехкомнатной квартире с матерью жены. Каждый раз, когда дочь заговаривает о размене, у матери поднимается давление. За этим следует вызов скорой помощи, причитания о том, что она скоро умрет и прочие способы ухода от темы.

При описании различных элементов коммуникации используют следующие термины:

  • сообщение – это отдельный элемент коммуникации;
  • взаимодействие – это серия сообщений, обмен которыми происходит между людьми;
  • паттерны взаимодействия(паттерныкоммуникации) – это устойчивые элементы более высокого уровня коммуникации, неизменной характеристикой которых являются вариативные, стереотипные повторы последовательностей поведения (П. Вацлавик, 2000, с. 58-59). Иначе говоря, это устойчивые способы поведения членов семьи и постоянно повторяющиеся коммуникативные стереотипы, включающие в себя определенные послания (сообщения) или содержащие определенный смысл для членов семьи. Например, паттернализироваться могут способы выражения недовольства, высмеивания, ссоры, обиды, поддержка и т.д. Стереотипная последовательность паттернов взаимодействия в ряде случаев может приобретать циркулярную форму.

Все коммуникативные процессы можно разделить на две категории: симметричные и комплементарные.

Здоровое развитие симметричных взаимоотношений предполагает уважительное и доверительное отношение партнеров друг к другу, что составляет основу для подтверждения их значимости в семье. Русская пословица «Два сапога – пара» отражает сущность именно данного типа отношений. Однако при симметричной коммуникации существует угроза включения в конкуренцию и возрастания враждебности во взаимоотношениях. В нарушенных отношениях данного типа обычно наблюдается отвержение личности другого.

Природа комплементарных взаимоотношений такова, что Я одного партнера поддерживается за счет выполнения другим комплементарной роли. В таком типе отношений один – всегда полярность другого («противоположности притягиваются»).

Например, «условием» активной профессиональной жизни одного из партнеров часто оказывается профессиональная пассивность другого.

Здоровый вариант комплементарных отношений характеризуется позитивным подтверждением супругами друг друга, в то время как их патология проявляется в тенденции игнорирования личности другого. В последнем случае в супружеских отношениях растет чувство фрустрации, отчаяния, самоотчуждения и деперсонализации. Также у одного или обоих партнеров может развиваться абулия. При этом супруги могут быть вполне адаптированными, когда действуют поодиночке.

Оба эти вида взаимоотношений (симметричный и комплементарный) выполняют важные функции и присутствуют в различных областях семейного взаимодействия. «…каждый паттерн может стабилизировать другой, когда в одном из них происходит сбой…» (П. Вацлавик, 2000, с. 129). Поэтому необходимо, чтобы два партнера взаимодействовали симметрично в одних и комплементарно в других областях семейной жизни.

Любая коммуникация может быть проанализирована на двух уровнях: на уровне содержания (что передается) и на уровне отношений (как это передается).

На уровне содержания сообщения (содержательный аспект) информация может передаваться:

  • в виде прямых и ясных посланий;
  • в виде косвенных обращений и манипулятивных действий;
  • в виде двойных посланий;
  • с привлечением третьих лиц для передачи информации.

На уровне взаимоотношений между людьми (побудительный аспект) осуществляется передача эмоционально-оценочной части послания, «декодировка» которой позволяет понять, как нужно воспринять полученную информацию (как шутку, как обвинение, как обесценивание, как флирт и т.д.). Данный аспект коммуникации опосредует ее содержательную часть, и, следовательно, является метакоммуникацией. Она может быть как осознаваемой, так и неосознаваемой; как вербальной, так и невербальной.

Противоречивость сообщения на уровне его содержательной части (например, пожелание «Будь непосредственным»), либо несоответствие содержательного и побудительного аспектов коммуникации (например, вербальных и невербальных компонентов), приобретает форму парадоксальной коммуникации. Ее крайним вариантом является «двойной зажим» (Г. Бейтсон, 2000; А.В. Черников, 2001). «Двойной зажим»(«двойная связь», «двойная ловушка», «двойное послание») может быть определен как ситуация, когда индивид на разных уровнях коммуникации получает два противоречивых сообщения от одного и того же лица, с которым он, как правило, находится в близких отношениях. При этом ни на одно из полученных сообщений у него нет возможности адекватно отреагировать. В то же время он не в состоянии прервать взаимодействие в силу значимости отношений. Все это делает ситуацию безвыходной, так как реакция, адекватная одной части послания, будет вступать в конфликт с его другой частью.

Помимо «двойного зажима», признаками дисфункциональности семейной коммуникации являются ее фрагментарность или наличие «семейных тайн».

Ряд авторов при описании семейной коммуникации выделяет такое понятие, как стиль эмоциональной коммуникации в семье. Он характеризуется соотношением позитивных и негативных эмоций, критики и похвалы в адрес друг друга, а также наличием или отсутствием запрета на открытое выражение чувств. Стиль эмоционального общения в семье, в котором доминируют негативные эмоции, постоянная критика, унижение, устрашение, неверие в способности и возможности членов семьи ведет к снижению самооценки и самоуважения, росту внутреннего напряжения, тревоги, агрессии и, как следствие, к невротическим и психосоматическим расстройствам (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2006).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.