Здесь вы можете вспомнить, что первую часть Библии, то есть Ветхий Завет, признает не только христианство, но и иудаизм, и ислам. При этом ни иудеи, ни магометане не признают Иисуса Христа Богом и Искупителем человечества. В опровержение этих двух ложных религий трудно привести прямые доказательства из области науки. Здесь должно обратиться скорее к истории. Возникновения мipa не видел ни один человек, поэтому подтверждения библейского повествования о сотворении можно почерпнуть лишь отчасти из естественнонаучных данных. А пришествие в мip Иисуса Христа произошло на исторической памяти человечества, в эпоху, когда были и государства, и письменность, и записи историков. Поэтому вполне логично было бы сопоставить евангельское повествование с данными истории и археологии, известными нам по другим источникам. Прежде всего обратим внимание, что само ожидание особого Божественного Посланника, имеющего целью спасти род человеческий от страданий и смерти было присуще многим народам земли. Что же касается народа еврейского, которому дано было Откровение о сотворении мiра и его ранней истории (Откровение единственно верное, как мы теперь видим), то наряду с этим Откровением о далеком доисторическом прошлом земли даны были и многочисленные пророческие предсказания о будущем, относящиеся непосредственно к пришествию Мессии, Спасителя мiра. Очевидно, что если Бог от вечности действительно определил послать в мip Сына Своего и в Нем спасти человечество от греха и смерти, то и озаботился заранее предупредить об этом людей, чтобы они приняли подаваемое избавление. Эти пророчества Ветхого Завета, во-первых, совершенно несомненно, были изречены за несколько веков до пришествия Христа; во-вторых, и древней, и современной иудейской традицией они относятся именно к лицу Мессии, чем исключается какое-либо иное их растолкование; в-третьих, они удивительно точно и полно исполнились в лице Иисуса Христа, о чем свидетельствует и само Евангелие. Пророки предсказали следующие евангельские события: место рождения Мессии (город Вифлеем), Его происхождение из царского рода Давидова, чудесное и ранее никогда не виданное рождение от Девы, время Его выхода на проповедь. Указаны ими и обстоятельства Его кончины до мельчайших подробностей: и предательство ученика, и цена этого предательства, и способ казни, еще неизвестный во Иудее во времена изречения пророчества, и разделение одежд Мессии исполнителями казни, и многое другое. Изъяснен у пророков и смысл страдания Мессии за грехи всех людей, и духовный характер Его учения, которое установит Новый Завет Бога с человеками и причины отвержения Мессии Его родным народом. Предсказано пророками и Воскресение Мессии и вечная слава Его Царствия. О жизни учении, крестной казни и даже о Воскрешении Иисуса Христа свидетельствует и ряд нехристианских историков I века, в том числе и очевидцы последних дней Его земной жизни в Иерусалиме. Таких очевидцев было весьма много, ибо на праздник Пасхи в Иерусалим стекались на поклонение чтущие Единого Бога со всех концов света, не только иудеи, но и уверовавшие язычники. Никто бы не стал сочинять небылицу, показывая время и место ее действия при особо большом числе свидетелей. Никто бы не посмел проповедывать такую небылицу самим ее свидетелям, и уж во всяком случае никто из свидетелей не поверил бы в такую проповедь, если бы в основе ее действительно лежала небылица. Между тем евангельская проповедь начинается учениками Христовыми непосредственно перед очевидцами распятия Иисуса Христа, озадаченными лишь чудесным исчезновением Его Тела из гроба. Апостолы свидетельствуют о Его Воскресении, о том, что Он и есть Мессия. И в кратчайшее время эта проповедь приобретает тысячи сторонников. Очевидцы тех пасхальных событий в Иерусалиме практически ничего не могли возразить ученикам Христовым на их свидетельство о том, что их Учитель воистину воскрес. Толпы людей прошли мимо Креста, на котором Он был распят, многие видели, где и как Он был погребен. Зная пророчества о Воскресении, иудеи, распявшие Иисуса, опечатали погребальную пещеру и приставили ко гробу римскую стражу, чтобы предотвратить похищение тела Казненного. Это неслыханное дело также не могло не привлечь внимания множества людей. И вот на рассвете третьего дня весь город видит, что тело из гроба все-таки исчезло, притом погребальные пелены оставлены на месте в сложенном виде. Римские воины, охранявшие гроб, разделились. Одни описывают, как камень от гроба отвален чудесным образом, другие оговаривают сами себя, утверждая, будто тело украдено учениками Иисуса, когда стража спала. Непонятно, правда, почему не были арестованы и преданы военному суду такие свидетели: ведь за сон на посту римскому воину полагалась смертная казнь. Невозможно также объяснить, каким образом большой камень, который могли сдвинуть с места несколько человек, оказался столь быстро и безшумно отвален, что спящие стражники этого даже не услышали. Все, кто слушали проповедь апостолов (как и мы, современные люди), поставлены перед выбором: или верить в безпримерное и спасительное чудо, или же верить в грубую, явно сфабрикованную за деньги, не выдерживающую никакой проверки на правдоподобие, версию врагов Христовых. Чудо или абсурд? Многие из уверовавших в чудо потом и сами видели явление воскресшего Христа и могли убедиться, что это не призрак, не галлюцинация, а именно воскресение нетленного тела. Впоследствии, проходя по разным странам, апостолы встречали многих людей, уже слышавших о Христе или даже бывших свидетелями Его последней Пасхи. Благодаря этому евангельская проповедь в самое кратчайшее время охватывает весь древний мiр. И это несмотря на ожесточенное почти повсеместное сопротивление ей со стороны иудеев, а потом и язычников. Безспорный факт быстрого и повсеместного распространения Благовестия невозможно объяснить, если не верить в истинность Евангелия и в могучую сверхчеловеческую, Божественную силу слова тех, кто его проповедывал, силу Духа Святого, данную им. Ведь в своей проповеди они никогда не опирались на силу земной власти или оружия, напротив, часто шли на смерть сами, не пытаясь защитить себя. Ни одно другое религиозное учение на свете не распространялось так быстро так свободно и ненасильственно, притом столь простыми и неучеными людьми - и это при ожесточенном сопротивлении практически всех остальных известных вероисповеданий. Наконец, кроме письменных нехристианских свидетельств о Христе, в том числе и о Его Воскресении, в нашем распоряжении имеется очень важное вещественное доказательство - плащаница (погребальное одеяние) Иисуса Христа. В продолжение вот уже ста лет ученые подробно исследуют эту реликвию. Плащаница представляет собою древнее полотно, в которое завернуто было тело Человека, перенесшего бичевание, несение тяжелого предмета (креста) на плече, увенчание терновым венцом, распятие, прободение копием в правый бок, из которого истекли, не смешиваясь, кровь и вода. Художественное изготовление такого изображения на ткани, то есть подделка, полностью исключается. Мало кто сомневается, что это и есть подлинное погребальное одеяние Самого Иисуса Христа. Плащаница несет и два удивительных научно необъяснимых свидетельства о Погребенном в ней. Во-первых, вполне правильное изображение лица на ткани, которое не могло бы получиться путем простого прикладывания, потому что всякое лицо рельефно и не может дать правильного плоского отпечатка. Во-вторых, тело исчезло из плащаницы непостижимым образом, без разворачивания ткани. Любая ткань, отделяемая от засыхающей раны, несет и следы такого отделения. Этих следов на плащанице нет. Притом тело должно было исчезнуть из плащаницы не позднее чем через двое суток, иначе отпечатки не смогли бы сохраниться. Так покинуть свой погребальный саван мог только Тот, Кто воскрес! Впрочем, конечно, не все исследователи плащаницы верят в действительность Воскресения. Некоторые принимают два названных чудесных свидетельства за неразрешенные пока загадки науки. Так и должно быть Господь дает место и нашей вере, ибо без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Итак, пришествие Иисуса Христа, Его учение, Его крестная смерть являются вполне достоверным историческим фактом, который на сегодняшний день не подвергают сомнению не только сами иудеи и мусульмане, но и многие атеисты. Единственно спорным остается вопрос: воскрес ли Христос? Если да, то ничего не остается, как признать Его Богочеловеком, Спасителем мipa, и веруя в Него, иметь жизнь во имя Его (Ин. 20, 31). А если нет? Значит, вместо Бога придется признать Его обманщиком, и не веруя в Него, иметь жизнь во имя борьбы с Ним? Первый путь избрали христиане. Второй путь предпочли иудеи и в значительной степени мусульмане. Эти пути определили само лицо той, другой и третьей религии, ее духовные проблемы и интересы, которые также нелишне сопоставить между собою. Какими вопросами заняты раввины, искушавшие Иисуса Христа и не желавшие веровать в Него как в Мессию? - Можно ли в субботу исцелять человека (даже если только в этот день он мог прийти в синагогу и встретиться там с Иисусом)? Можно ли в субботу растирать колосья руками? Можно ли вкушать пищу не помывшись? Если женщина была замужем за несколькими братьями, то чьею женою она будет после воскресения мертвых? Все это не нами придуманные вопросы. Этими и подобными им проблемами занимается раввинская премудрость даже до сего дня. Может ли такая религия обрядовых и телесных действий насытить душу, жаждущую Бога? Может ли она дать человеку смысл жизни, может ли раскрыть человеку его собственную душу, может ли дать ему живой опыт общения с Богом? Решайте сами. По-моему, нет. Знакомство с иудаизмом показывает его мертвящую пустоту. Отвергшие Христа иудеи не случайно именуются богоубийцами. Они не только распяли Самого Воплотившегося Бога, они убили в себе тем самым всякое живое религиозное чувство. Воистину, отступив от Бога Живого, они покланяются теперь мертвому богу Талмуда, почти как язычники. Подобную же духовную пустоту обнаруживает и ислам. Подумайте сами, можно ли верить религии, принуждающей человека к поклонению Богу насильно, призывающей физически истреблять всех несогласных с Магометом - якобы для их же пользы, - а в будущей жизни обещающей своим верным служителям бездну плотских удовольствий - объедение, множество жен, рабов и так далее? Это духовное убожество иудаизма и ислама является следствием отвержения ими Иисуса Христа как Богочеловека, и искупления, принесенного Им на Кресте. Особенно эта пустота заметна по сравнению с богатством православного душеведения. Вера во Христа дает верующим возможность живого богообщения, через которое они познают человеческую душу и Самого Бога (насколько Он Себя открывает), притом не поверхностно, не примитивно, а глубоко и истинно. Здесь наш краткий обзор внешних свидетельств об истине христианской веры заканчивается, и мы вплотную подходим к границе внутреннего богопознания. Область христианского учения, занимающаяся анализом внешнего знания, именуется апологетикой " может быть разделена на три части: 1) естественнонаучную, 2) историческую и 3) сравнительно-религиоведческую. Мы наметили только общий план всех трех разделов, по которому можно и должно каждому в меру своих сил исследовать человеческое знание, свидетельствующее о сверхчеловеческой (сверхнаучной, сверхисторической, сверхчувственной) истине христианства. Если кто-то скажет: я и так верую во Христа, не нужно мне ни научное, ни историческое, ни религиозное обоснование христианства, - то мы ответим ему следующее: или вера твоя пуста и вообще не может называться верою, но лишь признанием каких-то холодных и нейтральных истин, не имеющих отношения к твоей жизни. Или же вместо внешних свидетельств необходимо иметь гораздо более глубокие внутренние свидетельства, идущие не от чувственного познания дел Божиих, а от сверхчувственного опыта общения с Самим Богом. Многие святые, неискушенные в различных областях человеческой мудрости, но просто имевшие чистыми ум и сердце, имели и это внутреннее богообщение. Но достиг ли ты уже такой духовной высоты? Напротив, наше время характеризуется сильнейшим оскудением внутреннего богопознания, но во утешение верующим Господь дает нам ныне (как никогда еще прежде) богатое внешнее свидетельство истинности христианства. Пренебрегать апологетикою неразумно, это свидетельствует, скорее всего, о религиозном равнодушии. Конечно, внешнее знание само по себе недостаточно и никоим образом не может заменить правильного сверхчувственного богопознания. Тем не менее усердное изучение апологетики способно расположить и приготовить человека к этому более важному, собственно религиозному деланию. Притом между внешним и внутренним богопознанием нет жесткой границы. Вспомните двух учеников Христовых, которым явился Он Сам в день Своего Воскресения, когда они шли из Иерусалима в Еммаус. Господь не открыл Себя им сразу, а лишь объяснил им Писания, свидетельствующие о Мессии. Но эта, можно сказать апологетическая, беседа весьма тронула их сердца. И тогда их таинственный Спутник непостижимым образом дает им узнать Себя, узнать истину Своего Воскресения, притом совершая все без единого слова Это внесловесное, внутреннее, сверхчувственное знание является самым нужным и неопровержимым для них, но, обратим внимание, приходит оно не сразу, а лишь после некоторого предварительного внешнего научения от Писания. Вот образ правильного сочетания внешнего и внутреннего богопознания. Изучите внешние свидетельства истинности Христовой веры. Пусть они согреют ваши сердца и приготовят их к внутреннему сердечному знанию Бога и общению с Ним.