Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение включает:
- плату за пользование жилым помещением (за наем)
- плату за содержание и ремонт жилого помещения (сюда же включается плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме)
Коммунальные услуги включают: плату за водо-, теплоснабжение, газо- и энергоснабжение, за услуги канализационной сети и т.д.
1) Органы местного самоуправления устанавливают размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 3 ст.156 ЖК РФ). Размер платы за пользование жилым помещением устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Граждане, признанные в порядке, установленном Жилищном Кодексом малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением. Однако это не снимает с них обязанности по оплате содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем законодательством (в том числе ЖК РФ) предусматривается предоставление компенсации таким гражданам.
2) Органы местного самоуправления устанавливают тарифы, по которым рассчитывается размер платы за коммунальные услуги (на основе таких нормативно-правовых актов, как:
- ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
- Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г.
- Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г.
В настоящее время органы местного самоуправления устанавливают тарифы на все услуги ЖКХ, кроме электроэнергии и газа.
Кроме того, органы местного самоуправления обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
3) Органы местного самоуправления предоставляют субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным гражданам, имеющим на это право, на основании их заявлений. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни и здоровья. Особенно это актуально в период реформирования жилищно-коммунального комплекса и значительного повышения размеров платы за жилые помещения и коммунальные услуги.
Некоторые категории граждан имеют право на получение субсидий вне зависимости от уровня их доходов. На практике к числу таких граждан местные органы самоуправления относят, как правило, Героев РФ, Героев Советского Союза, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, многодетные семьи и др.
Субсидия - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов различных уровней.
Субсидии, как правило, предоставляются гражданам в безналичной форме путем перечисления суммы субсидий на счета организаций, оказывающих услуги.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий установлен Постановлением Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» от 14.12.2005 г.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов, которым для этих целей предоставляются субвенции из бюджетов субъектов Федерации.
4) органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Например, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В жилищном законодательстве не содержится определения понятия "компенсация". В связи с этим во многих актах даются довольно противоречивые определения. Чаще всего происходит смешение или объединение понятий "субсидия" и "компенсация".
Компенсация- возмещение в соответствии с законодательством отдельным категориям граждан расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.
Возмещение производится в денежной форме. В отличие от субсидий (которые перечисляются гражданам до наступления срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги) компенсации носят характер "последующего" возмещения, то есть они предоставляются после оплаты жилищно-коммунальных услуг в установленном порядке.
5) Для реализации своих полномочий в сфере ЖКХ органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия. Представительный орган муниципального образования определяет порядок принятия решений о создании, ликвидации или реорганизации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на их услуги. Сами же решения принимаются, как правило, местной администрацией.
6) Согласно ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г., территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Поэтому органы местного самоуправления осуществляют организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Этим занимаются органы местного самоуправления поселений, а органы местного самоуправления муниципальных районов – занимаются организацией утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
7) Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности.
Кроме того, органы местного самоуправления определяют предельные сроки вывоза бытовых отходов, утверждают тарифы по оказанию услуг по вывозу отходов, устанавливают льготы по оплате для отдельных категорий потребителей.
3. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
Охрана здоровья
В соответствии с Конституцией (ст.41), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Одним из нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия органов местного самоуправления в данной сфере являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г.
Этими основами установлено, что
охрана здоровья – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
К ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан отнесены:
1) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан
2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья
3) развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения
4) организация первичной медико-санитарной помощи в поликлиниках и больничных учреждениях, организация медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов и после родов, организация скорой помощи.
Первичная медико-санитарная помощь является основным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование и т.д.
Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ (приказ МЗ и СР от 01.11.2004 г. «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи»).
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.
Скорая медицинская помощь гражданам РФ и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе и местного.
Порядок оказания медицинской помощи утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2005 г. «Об организации медицинской помощи».
5) обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами
7) обеспечение граждан лекарственными средствами на подведомственной территории
8) контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи
9) охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с законодательством
10) регулярное информирование населения, в том числе через СМИ, о распространенности заболеваний, представляющих опасность для окружающих
11) санитарно-гигиеническое образование населения
К муниципальной системе здравоохранения относятся:
- муниципальные органы управления здравоохранением
- находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения
- фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения
- учреждения судебно-медицинской экспертизы,
- образовательные учреждения.
Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
В условиях явной недостаточности денежных средств у муниципальных образований, муниципальная система здравоохранения является крайне финансово неустойчивой. Все это приводит к крайней слабости муниципального здравоохранения и, как следствие, низкому уровню оказания первичной медико-санитарной помощи населению.
Следует обратить внимание, что согласно Закону 2003 г. (ст.15, 16) все полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, должны осуществлять органы местного самоуправления муниципального района и городского округа.
Далее. В соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г., органы местного самоуправления осуществляют деятельность в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своих полномочий.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Каковы же полномочия органов местного самоуправления в данной сфере?
Например, согласно ст. 18 названного закона водные объекты, используемые в целях питьевого водоснабжения, купания и т.д. не должны оказывать вредное воздействие на человека. Поэтому органы местного самоуправления в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования таких водных объектов.
Согласно ст. 20 этого же закона атмосферный воздух в местах постоянного или временного пребывания человека не должен оказывать вредного воздействия на человека. В связи с этим, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями обязаны принимать меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха.
4. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
Согласно ст.43 Конституции, «каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии»
Согласно Закону 2003 г. решение некоторых вопросов, входивших в круг обязанностей органов местного самоуправления, передается органам государственной власти субъектов РФ.
Это, прежде всего, касается сферы образования. В Законе 1995 г. закреплена довольно расплывчатая общая обязанность муниципальных образований организовывать, содержать и развивать муниципальные учреждения дошкольного, основного общего и профессионального образования.
Закон 2003 г. исключил из круга вопросов местного значения организацию профессионального образования. Данные муниципалитеты призваны заботиться о предоставлении общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, но за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса (зарплата учителям), отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Основным нормативно-правовым актом в данной сфере является Закон РФ от 10.07.1992 г. «Об образовании».
Образовательные учреждения в России могут быть государственными, муниципальными и негосударственными.
Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется:
1) типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством РФ
2) разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений
Ст.31 Закона закрепляет следующие полномочия органов местного самоуправления в сфере образования:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района;
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях
6) опека и попечительство.
Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений.
5.Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Согласно ч.1. ст.132 Конституции, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, а также контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления.
Формирование, утверждение и исполнение бюджета называется бюджетным процессом. Осуществляется этот процесс в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Составлением местного бюджета (согласно ст.171 Бюджетного кодекса РФ) занимается местная администрация. Конкретно проект местного бюджета разрабатывает финансовый орган местной администрации.
К руководителю финансового органа местной администрации предъявляются квалификационные требования (утв. постановлением Правительства РФ от 06.11.2004 г. № 608), в частности:
- наличие высшего экономического образования либо ученой степени кандидата (доктора экономических наук);
- опыт работы в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита – не менее 3-х лет.
Безусловно, руководитель финансового органа местной администрации должен обладать высокой квалификацией, т.к. в определенной мере от его решений зависит экономическое состояние муниципального образования.
Составляется проект местного бюджета с учетом прогнозов социально-экономического развития муниципального образования. Определяются приоритетные направления расходования бюджетных средств на предстоящий финансовый год.
В целях своевременного и качественного составления проекта бюджета органы местного самоуправления имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов субъектов Федерации, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Утверждение местного бюджета, а также отчета о его исполнение находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Исполнение местного бюджета возлагается на финансовый орган местной администрации.
Закон 2003 г. в ст.38 предусматривает создание в муниципальном образовании специальных контрольных органов (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия), осуществляющих контроль за исполнением местного бюджета, порядком его подготовки и рассмотрения.
Закон 2003 г. ввел норму (ч.4 ст.52), в соответствии с которой органы местного самоуправления представляют федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Федерации сведения об исполнении местных бюджетов, т.е. органы местного самоуправления должны отчитываться перед государственными органами. Такое положение не соответствует ст. 132 Конституции РФ. Представляется, что такое требование можно применить только в части финансирования отдельных государственных полномочий. Отчет об исполнении местного бюджета органы местного самоуправления должны представлять населению муниципального образования через публичные слушания и средства массовой информации.
Проект местного бюджета, а также решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета подлежат официальному опубликованию. Более того, если эти документы опубликовать невозможно, органы местного самоуправления обеспечивают населению возможность ознакомиться с ними.
Далее. К полномочиям органов местного самоуправления в данной сфере следует отнести также: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов является исключительным полномочием представительного органа муниципального образования. Согласно ч.5 ст.12 Налогового кодекса РФ, органам местного самоуправления запрещено вводить дополнительные налоги, не предусмотренные федеральным законодательством, а также повышать установленные на федеральном уровне предельные значения налоговых ставок.
К местным налогам и сборам, согласно ст.15 части 1 Налогового кодекса РФ относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования. Налогоплательщиками этого налога являются организации и физические лица, которым земельные участки принадлежат на праве собственности.
Что касается налога на имущество физических лиц, то в этом случае объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения. А плательщиками являются физические лица, которым данное имущество принадлежит на праве собственности.
В муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, полномочия по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов осуществляются сходом граждан (ч.3 ст.35 Закона).
Полномочия в области управления муниципальной собственностью
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию. От имени муниципального образования право собственника осуществляют органы местного самоуправления либо по их специальному поручению юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ).
Определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Оперативным управлением и распоряжением муниципальной собственностью занимается местная администрация.
Согласно ст. 51 Закона органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с законодательством.
Ст. 217 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества (ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», 2001 г. и Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», 1991 г.).
Приватизация муниципального имущества – возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципального образования имущества в собственность физических и юридических лиц.
Закон о местном самоуправлении 1995 г. содержит норму, согласно которой условия и порядок приватизации муниципального имущества определяются непосредственно населением или представительным органом муниципального образования (п.4 ст.29). Закон о местном самоуправлении 2003 г. отстраняет население от определения порядка и условий приватизации муниципального имущества, этот порядок устанавливается теперь только органами местного самоуправления (ч.3 ст.51).
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.