Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формулировка задачи и характеристики СМО



 

Часто приходится сталкиваться с такими ситуациями: оче­редь покупателей в кассах магазинов; колонна автомобилей, движение которых остановлено светофором; ряд станков, вы­шедших из строя и ожидающих ремонта, и т.д. Все эти ситу­ации объединяет то обстоятельство, что системам необходимо пребывать в состоянии ожидания. Ожидание является следст­вием вероятностного характера возникновения потребностей в обслуживании и разброса показателей обслуживающих сис­тем, которые называют системами массового обслуживания (СМО).

Цель изучения СМО состоит в том, чтобы взять под конт­роль некоторые характеристики системы, установить зави­симость между числом обслуживаемых единиц и качеством обслуживания. Качество обслужинания тем выше, чем больше число обслуживающих единиц. Но экономически невыгодно иметь лишние обслуживающие единицы.

В промышленности СМО применяются при поступлении сырья, материалов, комплектующих изделий на склад и вы­даче их со склада; обработке широкой номенклатуры дета­лей на одном и том же оборудовании; организации наладки и ремонта оборудования; определении оптимальной численности обслуживающих отделов и служб предприятий и т.д.

Основными элементами СМО являются источники заявок, их входящий поток, каналы обслуживания и выходящий по­ток. Схематически это изображено на рис. 32.1.

 

 

В зависимости от характера формирования очереди СМО различают:

1) системы с отказами, в которых при занятости всех кана­лов обслуживания заявка не встает в очередь и покидает систему необслуженной;

2) системы с неограниченными ожиданиями, в которых за­явка встает в очередь, если в момент ее поступления все каналы были заняты.

Существуют и системы смешанного типа с ожиданием и ограниченной длиной очереди: заявка получает отказ, если приходит в момент, когда все места в очереди заняты. Заявка, попавшая в очередь, обслуживается обязательно.

По числу каналов обслуживания СМО делятся на однока­нальные и многоканальные.

В зависимости от расположения источника требований сис­темы могут быть разомкнутыми (источник заявок находится вне системы) и замкнутыми (источник находится в самой сис­теме) .

Рассмотрим в отдельности элементы СМО.

Входящий поток: на практике наиболее распространенным является простейший поток заявок, обладающий свойствами стационарности, ординарности и отсутствия последействия.

Стационарность характеризуется тем, что вероятность поступления определенного количества требований (заявок) в течение некоторого промежутка времени зависит только от длины этого промежутка.

Ординарность потока определяется невозможностью одно­временного появления двух или более заявок.

Отсутствие последействия характеризуется тем, что по­ступление заявки не зависит от того, когда и сколько заявок поступило до этого момента. В этом случае вероятность того, что число заявок, поступивших на обслуживание за промежу­ток времени t, равно k, определяется по закону Пуассона

 

 

где λ — интенсивность потока заявок, т.е. среднее число за­явок в единицу времени:

 

 

где — среднее значение интервала времени между двумя со­седними заявками.

Для такого потока заявок время между двумя соседними заявками распределено экспоненциально с плотностью вероят­ности

 

 

Случайное время ожидания в очереди начала обслужива­ния считают распределенным экспоненциально:

 

 

где v — интенсивность движения очереди, т.е. среднее число заявок, приходящих на обслуживание в единицу времени:

 

 

где оч — среднее значение времени ожидания в очереди.

Выходящий поток заявок связан с потоком обслуживания в канале, где длительность обслуживания обc является слу­чайной величиной и часто подчиняется показательному закону распределения с плотностью

 

 

где μинтенсивность потока обслуживания, т.е. среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени:

 

 

где обс — среднее время обслуживания.

Важной характеристикой СМО, объединяющей λ и μ, яв­ляется интенсивность нагрузки

 

 

Рассмотрим n-канальные разомкнутые СМО.

СМО с отказами

Основные понятия

 

Заявка, поступившая в систему с отказами и нашедшая все каналы занятыми, получает отказ и покидает систему необслу­женной. Показателем качества обслуживания выступает веро­ятность получения отказа. Предполагается, что все каналы до­ступны в равной степени всем заявкам, входящий поток явля­ется простейшим, длительность (время) обслуживания одной заявки (tобс) распределена по показательному закону.

Формулы для расчета установившегося режима

 

1. Вероятность простоя каналов обслуживания, когда нет заявок (k = 0):

 

 

2. Вероятность отказа в обслуживании, когда поступив­шая на обслуживание заявка найдет все каналы заня­тыми (k = п):

 

 

3. Вероятность обслуживания:

 

Pобс = 1 - Pотк.

 

4. Среднее число занятых обслуживанием каналов:

 

 

5. Доля каналов, занятых обслуживанием:

 

 

6. Абсолютная пропускная способность СМО:

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.