Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Почему так жалко платить?



 

Далеко не во всех случаях речь идет о жадности, любви к халяве или уровне дохода потенциальных клиентов (об этом я отдельно скажу в той части, где будет про скидки).

Основная, наверное, мысль об оплате психотерапии такова: за деньгами обычно стоят не деньги. Главная, пожалуй, причина, по которой мысль об оплате будущей (еще не начавшейся) психотерапии вызывает у человека внутренний протест – это страх.

Страх отдать деньги «ни за что», точнее говоря, за «ничто». За шарлатанство, пустую болтовню, в лучшем случае за «просто разговор», в худшем, за манипуляции над собственной уязвимой психикой.

Это не удивительно. Ведь психотерапия – это товар, который нельзя ни попробовать на вкус, ни пощупать руками; это платная услуга, прибегая к которой не будет возможности потребовать бесплатного пробника или возврата.

Тревога быть обманутым, прогадать, промахнуться – тут очень высока. Тем более что такие случаи тоже бывают: есть риск напрасно потратить деньги, попав к некачественному специалисту или к качественному, но такому, который не подходит именно этому клиенту.

Но дело не только в том, что бывают прецеденты.

Что обычно вызывает у нас тревогу? Это малознакомые вещи или процессы, чётких критериев которых мы не знаем. А практическая психология (её правила, критерии, методики, цели и результаты) относится к области неизведанного для большинства наших сограждан.

Это обстоятельство усугубляется тем, что у нас вообще очень низкая культура потребления услуг. В норме продвинутый потребитель готов набрать хотя бы минимальный багаж знаний о том, что он хочет получить (купить). Культура потребления услуг диктует пробы, ориентированность на поиск. А в нашем обществе есть (и это в лучшем случае) готовность выбирать (знакомиться, мереть, менять, собирать информацию о предмете и т.д.) вещи, но не услуги.

Поэтому если человек сразу не находит устраивающего его поставщика услуг, то в существенном проценте случаев он обесценивает данную услугу целиком, услугу как таковую.

Правда в том, что хороших специалистов в любой области меньше, чем плохих. Их – этих хороших специалистов в любой области – надо искать, подбирать. Этот поиск, подбор, выбор требует усилий (как выбор любой необходимой вещи, в которой вы изначально не разбираетесь). А зачастую и материальных вложений: например, сходить на разовую консультацию к нескольким разным специалистам и выбрать того, кто конкретно мне подходит.

Это нормально. Проблема только в том, что наша культура выбора находится в настолько зачаточном состоянии, что у нас эта норма ещё не привита, ещё не осознанна именно как норма.

Страх отдать деньги за нечто вовсене ценное обусловлен также кажущейся простотой психотерапии (нередко реакция на первую встречу с психотерапевтом или психологом-консультантом выглядит как «и это всё? а где же Великое Чудо?!») и её длительностью (психотерапия разочаровывает, не оправдывая ожиданий незаслуженно и нереально быстрого успеха).

В нашей стране, где с работой психолога знакомятся по комедиям о психоаналитиках (даже не подозревая, что психолог и психоаналитик – это далеко не одно и то же), каждый второй считает, что «и сам отлично разбирается в психологии». Принимая свою сострадательность (или умение манипулировать, или умение дать хороший совет) за прирожденный Дар Психолога, имея полученные из книг или на полугодичных курсах поверхностные знания (но отнюдь не навыки, техники и другую необходимую для психологической практики базу), люди зачастую относятся к психотерапии с установкой «я и сам это могу». А кому же захочется платить другому за то, с чем и сам отлично справишься?

На это заблуждение («я и сам это могу») дополнительно работает тот факт, что у психологов нет атрибутов «особого знания», которые есть, например, у врачей (возможность выписывать лекарства, использование сложных приборов для диагностики и даже пресловутый белый халат, который уже намекает на своего рода кастовую принадлежность). Я думаю, никому не надо объяснять, что я ни в малой степени не пытаюсь принизить высокую ценность профессиональной работы врача, говоря лишь о том, что с точки зрения представительности, авторитетности – врач находится в более выгодном положении. И то далеко не всегда – вспомним о всех многочисленных случаях самолечения…

В то же время у психологов нет внешней эффектности, особых процедур и обещания чуда, которые есть в шарлатанских или заведомо вредных для психики подходах, таких как «Лайф-спринг», например. Именно благодаря тому, что шаманам с удовольствием платят, такие системы как «Лайф-спринг» собирают огромное количество последователей. За чудо готовы платить многие.

Если речь идёт о том, что человеку не хочется платить за психотерапию, которая им уже начата, то здесь возможны варианты:

Человек может не хотеть платить, потому что не получает адекватной помощи от психолога, с которым работает, и чувствует разочарование.

Может быть и такая ситуация, что клиент не удовлетворен результатами психотерапии, но при этом чувствует, что терапия что-то даёт (поддержку, например). Это может произойти потому, что психолог – не достаточно хороший профессионал или по другим причинам: клиента не удовлетворяет метод, нет достаточного контакта или, например, терапевт хорошо работает, но не может достаточно быстро справиться с ожиданиями чуда.

Тот факт, что человек не удовлетворен психотерапевтом может оказаться частью глобальной проблемы клиента, который всегда недоволен, неудовлетворён и\или озлоблен в отношениях с другими людьми. В этом случае недовольство психологом – часть общей по содержанию проблемы клиента.

Возможно, человек не хочет прилагать усилия для изменений в терапии. «Дорого», «жалко», «оно того не стоит» – отличные предлоги для самооправдания.

Бывает и так, что клиент хочет не профессиональной помощи, а принимающей любви и бессознательно оскорбляется, что надо платить за любовь. Такой паттерн очень характерен для клиентов с пограничными расстройствами – именно они делают всё, чтобы не платить и всеми правдами и неправдами пытаются «подружиться» с психологом.

В том случае, если речь идёт именно о выражении сопротивления через деньги, клиент может, например, манипулировать психологом «я вам так много плачу, а вы мне до сих пор не помогли!».

Борьба за деньги может объясняться попыткой выразить агрессию (в том числе, возникшую в терапии на других людей, чаще всего на родителей). К сожалению, наши специалисты по выше упомянутым культурным причинам плохо подготовлены к такому роду сопротивления.

И то, насколько корректно психолог-консультант или психотерапевт способен отреагировать на подобное сопротивление (и вообще на обсуждение денежных вопросов) тоже показатель его профессионализма.

 

Договор оплаты

Обычно при предварительной договоренности (в телефонном разговоре или по электронной почте) психолог говорит клиенту о том, сколько стоят его услуги, и договаривается об оплате первой сессии (в ряде случаевоплата следующих сессий – если они будут – может быть пересмотрена; хотя обычно – цена есть цена).

 

Первая сессия должна оплачиваться. Ни один уважающий своё время и правила профессии (психотерапия это по определению платный процесс) психолог или психотерапевт НЕ согласится на первый бесплатный сеанс. Это не урок бальных танцев и не первое занятие по аэробике, которые могут носить рекламный характер. Порой одной консультации у психолога достаточно, чтобы решить проблему или существенно продвинуться в её решении. А если идёт разговор о необходимости длительной терапии, то на первом сеансе нередко происходят тоже очень важные вещи: например, переформулирование запроса – что само по себе большая профессиональная задача. Кроме того, на первой сессии нередко устанавливается контакт, проводится знакомство с методом и – что очень важно – принятие совместного решения о дальнейшей работе (это само по себе продвижение).

В конце первой сессии, если стороны договорились о длительной психотерапии, то психолог обыкновенно рассказывает о:

- собственно цене за свои услуги;

- формате оплаты:

Так, групповая терапия, требующая работы с залом (например, все виды телесно-ориентированной психотерапии) оплачивается помесячно, и деньги нередко вносятся за месяц вперед, просто потому, что таковы обычно условия аренды залов: психолог должен заплатить за зал в начале рабочего месяца, иначе зал не предоставят. В некоторых ситуациях в виде исключения с отдельных клиентов, которым это не по карману, допускается брать оплату за каждую отдельную сессию, но это не может стать принципом оплаты в группе.

Групповая психотерапия не требующая работы в зале и других больших помещениях (некоторые психодинамические группы, малые группы, группы поддержки) может оплачиваться как за месяц вперед, так и за каждую отдельную сессию: это зависит от ряда причин, одна из которых тоже аренда помещения.

Индивидуальная терапия обычно оплачивается отдельно за каждую сессию в конце сессии. Есть клиенты, которым удобнее платить за месяц вперед: например, это люди, у которых есть проблемы с самоконтролем («я всё потрачу») или им так удобнее планировать бюджет (проще заплатить, сразу после зарплаты, пока есть деньги). Это тоже возможно.

- оплате пропущенных сессий.

Терапевт и клиент договариваются о том, за сколько дней следует предупреждать об отмене или переносе сессии. Есть терапевты, предупредить которых накануне – достаточно, есть те, с кем следует договариваться за несколько дней. Это зависит от ряда причин, одна из которых – жесткость сеттинга (в некоторых подходах она считается необходимостью для клиента).

Если клиент своевременно (тогда, когда договорились это делать – накануне или за несколько дней) предупреждает психолога, что не сможет прийти, то встреча отменяется без оплаты.

Если клиент постоянно не хочет (при условии, что есть твёрдая договоренность о длительной терапии) или очень часто пропускает встречи (даже по уважительным причинам и\или декларируя или считая, что хочет работать), то, скорее всего, речь идет о классическом сопротивлении. Это тема для отдельной работы.

Если клиент не пришел на сессию без предупреждения или отменил сессию (даже по самой уважительной причине) в день встречи, то клиент оплачивает сессию. Потому что психолог уже не сможет занять это время другим клиентом: он потратил свое время, оно уже куплено тем, кто не пришел. А что не пришедший с купленным им временем сделает (использует или не использует) – это его выбор. Кроме того, обычно это значит, что простаивает и кабинет, который, не зависимо от того работают ли в нем в данный момент, тоже надо оплатить.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.