Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура речи с точки зрения литературно-языковой нормы



 

Нормативный аспект культуры речи.

Понятие о языковой норме

 

Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Различают нормы: орфоэпические (произношение), орфографические (правописание), словообразовательные, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), интонационные и пунктуационные.

Характерные особенности нормы литературного языка:

– относительная устойчивость;

– распространенность;

– общеупотребительность;

– общеобязательность;

– соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.

Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесообразность.

Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 30-40-е годы употреблялись слова дипломник и дипломант для выражения одного и того же понятия: Студент, выполняющий дипломную работу. Слово дипломник было разговорным вариантом слова дипломант.

В литературной норме 50-60-х годов произошло разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное дипломник теперь обозначает учащегося, студента в период защиты дипломной работы, получения диплома.

Словом дипломант стали называть преимущественно победителей конкурсов, призеров смотров, состязаний, отмеченных дипломом (например, дипломант Международного конкурса вокалистов).

Со временем изменяется и произношение. Так, например, у А.С. Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрот и банкрутство. Чем это объяснить? Слово банкрот было заимствовано в 18 веке из голландского или французского языка и первоначально в русском языке звучало банкрут. Во времена Пушкина появляется произносительный вариант с «о» вместо «у». Можно было говорить и писать банкрут и банкрот. К концу 19 века окончательно победило произношение банкрот, банкротство, обанкротиться. Это стало нормой.

Изменяются не только лексические, орфографические, акцентологические, но и морфологические нормы. Возьмем для примера окончание именительного падежа множественного числа имен существительных мужского рода:

берег - берега, огород – огороды, сад – сады, стол – столы, забор – заборы, рог – рога, бок – бока, глаз – глаза.

Как видим, в именительном падеже множественного числа существительные имеют окончание –Ы или –А. Наличие двух окончаний связано с историей склонения. Дело в том, что в древнерусском языке, помимо единственного и множественного, было еще и двойственное число, которое употреблялось в том случае, когда речь шла о двух предметах: стол (один), стола (два), столы (несколько). С 18 века эта форма начинает разрушаться и постепенно устраняется. Однако следы ее обнаруживаются в окончании именительного падежа множественного числа существительных, обозначающих парные предметы: рога, глаза, рукава, берега, бока, а также в форме родительного падежа единственного числа имен существительных при числительных два (два стола, два дома, два забора), которая исторически восходит к форме именительного падежа двойственного числа. Это подтверждается различием в ударении: два часá и чáса не прошло, в два рядá и вышел из ряда.

После исчезновения двойственного числа наряду со старым окончанием – Ы у существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа появилось новое окончание – А, которое как более молодое стало распространяться и вытеснять окончание – Ы.

Источники изменения норм литературного языка различны: живая, разговорная речь, местные говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, другие языки.

Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка.

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:

норма 1 степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов (каталог; некролог; квартал; класть (недопустимо: ложить); туфли – туфля (нет туфель, но недопустимо: нет туфлей).

норма 2 степени – нейтральная, допускает равнозначные варианты (творог – творог; булочная – було[шн] ая; порядочный – порядо[шн] ый;

норма 3 степени – более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм (шприцев – шприцов (разг.); искра – искра (профес.); в отпуске – в отпуску).

Историческая смена норм литературного языка – закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы, искусства приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

По свидетельству ученых, процесс изменения языковых норм особенно активизировался в последние десятилетия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.