Контрольные карты — специальный вид диаграммы, впервые предложенный В. Шухартом в 1925 г. Они отображают характер изменения показателя качества во времени и используются для анализа стабильности и регулировки технологического процесса. Значения контролируемого показателя качества через определенные промежутки времени наносятся на график. На этом же графике показываются и контрольные границы, в пределах которых должно находиться значение анализируемого показателя. Выход значений показателя качества за контрольную границу свидетельствует о необходимости регулировки процесса.
Рис.Общий вид контрольной карты
Выделяют контрольные карты по количественному и по альтернативному (качественному) признакам.
Контрольные карты по количественному признаку применяются тогда, когда контролируемый показатель можно измерить (например, диаметр вала, температура нагрева, вес изделия, влажность и т.д.) Это как правило сдвоенные карты, одна из которых изображает изменение среднего значения процесса ( или Me), а 2-я – разброса процесса. Разброс может вычисляться или на основе размаха процесса R (разницы между наибольшим и наименьшим значением), или на основе стандартных отклонений процесса s. В соответствии чаще всего используются двойные карты следующих типов:
– карты средних значений и размахов ( -карты);
– карты средних значений и стандартных отклонений ( -карты);
– карты медиан и размахов ( -карты).
Процесс считается стабильным, если об этом свидетельствуют обе карты – и для среднего уровня, и для разброса.
Контрольные карты по альтернативному признаку используются в случаях, когда показатель качества не может быть определен количественно и информация о нем сводится к тому, соответствует этот показатель предъявляемым требованиям или не соответствует. Используется четыре типа таких карт:
– картадля числа дефектных изделий (np-карта). В np-карте подсчитывается число дефектных изделий в выборке. Она применяется, когда объем выборки – постоянный.
– карта для доли дефектных изделий (p-карта). В p-карте подсчитывается доля дефектных изделий в выборке. Она применяется, когда объем выборки – переменный.
– карта для числа дефектов в выборке (с-карта). В с-карте подсчитывается число дефектов в выборке.
– карты для числа дефектов на одно изделие (u-карта). В u-карте подсчитывается число дефектов на одно изделие в выборке.
Инструменты управления качеством. Простые инструменты для описания, наглядного представления или первичного отбора данных. Промежуточные инструменты для анализа качества. Сложные инструменты для прогнозирования качества.
Видный специалист в области качества Каэру Исикава разделяет статистические инструменты, используемые в системах качества, на три группы.
К элементарным инструментам относятся так называемые «семь простых инструментов качества»: контрольный листок, гистограмма качества, причинно-следственная диаграмма, диаграмма Парето, стратификация, диаграмма рассеивания, контрольная карта. Эти инструменты предназначены для анализа и контроля качества непосредственно на рабочем месте и ориентированы в первую очередь на работников не имеющих специального образования. По К. Исикава, несмотря на простоту применения, эти методы позволяют решить до 95% всех проблем фирмы, связанных с обеспечением качества производимой продукции.
Промежуточные инструменты – это методы приемочного контроля, теории распределений, статистические оценки и критерии. Данные инструменты рассчитаны на инженеров и специалистов в области управления качеством.К сложным инструментам относятся методы, основанные на использовании компьютерных технологий: планирование эксперимента, многомерный анализ, методы исследования операций. Этому методу обучается ограниченное количество инженеров и техников, поскольку он применяется при проведении очень сложных анализов качества.