Обладающие политической властью, заметил в 1982 году профессор Роджер Бьюмонт, часто не имеют специальных знаний в тех вопросах, по которым они бывают вынуждены принимать ключевые решения. В поисках выхода они обращаются к своим научным советникам. Но, как отметил тот же Бьюмонт, многие современные лидеры настолько же зависят от их научных советников, насколько зависели от шаманов и колдунов короли далёкого прошлого.
Сказано достаточно сильно, с известным преувеличением, но только не в отношении парапсихологии! Ведь к началу 80-х годов уже были осознаны и дразнящие преимущества монопольного владения психотронным оружием, и грозная опасность в случае, если бы первым этим оружием овладел кто-то другой. Ставки были достаточно высоки, а потому не остались без внимания и со стороны президентов США.
Как следует из имеющихся материалов, по крайней мере несколько президентов США: Джеральд Форд, Джимми Картер, Рональд Рейган и Джордж Буш — проявили самый пристальный интерес к прикладным аспектам пси-исследований, оказав тем самым существенное влияние на их развитие.
Начнём с Д.Форда. При нём в первой половине 70-х годов и по его прямому указанию Центральное разведывательное управление и Разведывательное управление министерства обороны США провели детальный анализ состояния парапсихологических исследований в СССР и в Чехословакии. Одновременно была дана оценка степени угрозы, которую эти исследования могут представлять для США.
Два отчёта Разведывательного управления министерства обороны США датированы июлем 1972 и сентябрём 1975 года. Они были опубликованы в 1978 году в соответствии с законом о свободе информации. Отчёт 1972 года назывался «СССР — наступательный контроль поведения (несекретно)»,[76] отчёт 1975 года «Советские и чехословацкие парапсихологические исследования (несекретно)».
В отчётах утверждалось, что советские исследования в области парапсихологии могут стать серьёзной угрозой безопасности Запада: «Достижения «красных» в этой области настолько поразительны, что если Соединённые Штаты не предпримут серьёзных шагов в этом направлении, то через десять лет это может быть уже поздно».
В отчёте 1972 года содержалось предупреждение, что «взрыв» в области советских парапсихологических исследований якобы может позволить русским знать содержание сверхсекретных американских документов, передвижение войск и кораблей США, местоположение и характер военных объектов; вызывать мгновенную смерть любого лица на расстоянии; дистантно выводить из строя американское оборудование любого типа, включая космические летательные аппараты. Заключительное предупреждение весьма прозрачно высветляло цель, которую преследовали составители отчёта: «Единственный путь узнать больше об этих мало понятных паранормальных процессах — это интенсивные исследования и эксперименты. Ставки выглядят достаточно высокими».
В отличие от этих излишне пессимистичных по отношению к США выводов (за ними стояла цель получить больше ассигнований на прикладные пси-исследования) заключение, к которому пришли авторы доклада ЦРУ, где анализировались основные направления психотронных исследований в СССР, оказалось более объективным и взвешенным: не так страшен чёрт, как его малюют!
Некоторые более поздние сообщения американских средств массовой информации свидетельствуют, что решения о проведении парапсихологических исследований в США в первой половине 70-х годов принимались на самом высоком уровне. Так в статье «Парапсихический шпионаж»[77], появившейся 7 августа 1977 года в газете «Вашингтон пост», говорилось: «Четыре года тому назад должностные лица из Центрального разведывательного управления и Агентства национальной безопасности участвовали в серии необычных экспериментов, проводимых Стенфордским исследовательским институтом для проверки утверждений, что некоторые лица обладают парапсихическими способностями. Результаты были удивительны». Эти результаты, как сообщает газета, Г.Путхоф и Р.Тарг продемонстрировали своему спонсору — ЦРУ.
Спустя шесть дней, 13 августа 1977 года, в газете «Чикаго трибюн» появилось такое сообщение:
«Вашингтон. Директор ЦРУ Стенфилд Тёрнер сообщил, что в 1975 году ЦРУ финансировало проект, целью которого было создание агента нового рода, которого можно с полным правом назвать «привидением».
Глава ЦРУ сказал, что Управление нашло человека, который мог «видеть», что происходит где бы то ни было в мире посредством своих парапсихических сил. Тёрнер сказал, что учёные ЦРУ и официальные лица показали этому человеку снимок места и он затем описывал, что происходило там в это время.
Директор ЦРУ, привыкший держать язык за зубами, не сказал, насколько точным было это «привидение», но заметил, что Управление закрыло проект в 1975 году.
«Он[78] умер, — пояснил Тёрнер, — и мы ничего не слышали от него с той поры».
С.Тёрнер занимал пост директора ЦРУ в период 1977-1980 годов. 7 августа 1984 года газета «Вашингтон таймс» напечатала следующие высказывания С.Тёрнера, вновь весьма авторитетно подтвердившего причастность ЦРУ к пси-исследованиям:
«До меня в ЦРУ осуществлялась программа изучения различных явлений в области парапсихологии. В рамках этой программы парапсихологи пытались продемонстрировать свою способность описывать предметы и объекты, которых они никогда не видели. Иногда это срабатывало, в других случаях нет. Ко времени моего прихода в ЦРУ цель этой программы заключалась в том, чтобы быть в курсе того, что происходило за пределами Управления. Мы пытались следить за тем, что делалось в Советском Союзе, а также за тем, что совершенно открыто делалось в США», — заявил адмирал Тёрнер.
«Всех людей можно разделить на два типа. — продолжал он, — тех, кто считает всё это бредом больного воображения, и тех, кто сам со сдвигом и уверен, что эти явления могут дать гораздо больше, чем на самом деле. Я занимаю промежуточные позиции. Я не считаю, что от этого следует полностью отказаться». Именно поэтому при адмирале Тёрнере, то есть с 1977 года по 1980 год, ЦРУ продолжало следить за ходом исследований в области парапсихологии как в США, так и за рубежом», — заключает «Вашингтон таймс».
По сообщению газеты «Нью-Йорк таймс» от 10 января 1984 года, возможное отставание США в области разработок парапсихического оружия беспокоило Дж. Картера ещё в 1976 году — до того, как он стал президентом США. Встречи Картера с рядом известных сенситивов ещё более усугубили эту тревогу. Став в 1977 году президентом, Картер приказал ЦРУ провести тщательный анализ советских усилий в этой области с целью оценить потенциальную советскую угрозу. К 30 марта 1978 года отчёт, озаглавленный «Варшавский пакт — научно-исследовательские работы в области парафизики (несекретно)», был готов. Согласно отчёту, никакой реальной парапсихологической угрозы для США со стороны СССР и других стран Варшавского пакта не было. Тем не менее всё, что имело отношение к этой области исследований в СССР, оставалось и далее предметом особого интереса соответствующих служб США.
Не все согласились с успокоительным выводом отчёта 1978 года. Одним из несогласных был конгрессмен Чарльз Роуз, демократ из Северной Каролины, член палаты представителей Конгресса США, входящий в комиссию этой палаты по делам разведки. Ч.Роуз придавал большое значение проблеме использования потенциала парапсихологии во внешней политике и в военной стратегии, а потому выступал с требованиями значительного увеличения ассигнований на исследования в этой области. В июле 1979 года Ч.Роуз выступил со следующим заявлением относительно экспериментов по дальновидению: «Всё, что я могу сказать, это то, что если эти результаты были подделаны, то наша система безопасности не срабатывает. То, что «видели» эти лица, было подтверждено аэросъёмкой. Способа подделать это не существует... Некоторые из представителей разведки, с которыми я говорил, знают, что дальновидение работает, хотя они всё ещё препятствуют дальнейшим исследованиям в этом направлении, поскольку утверждают, что этот метод пока не так хорош, как спутниковая фотосъёмка. Но мне кажется, что дальновидение было бы чертовски дешёвой радарной системой. И если русские обладают ею, а мы нет, то мы оказываемся в крайне серьёзном и неприятном положении».
Верный своей позиции, Ч.Роуз выступил с предупреждением об опасности недооценки перспектив пси-оружия: «Возможность парапсихологической войны выглядит более чем реальной и не исключена возможность, что настанет день, когда придётся начать срочную и мощную программу разработок, подобную Манхэттенскому проекту, давшему первую атомную бомбу». В беседе с журналистами Ч.Роуз сказал, что парапсихологическое оружие может сделать устаревшим любое другое.
С приходом президента Р.Рейгана были предприняты дальнейшие шаги, направленные на обеспечение долгосрочного преимущества США в области парапсихологических исследований и исключение возможности внезапного появления в СССР оружия, основанного на использовании знаний о парапсихологических феноменах. Комплекс соответствующих мероприятий США сопровождался анализом состояния парапсихологических исследований за рубежом и прежде всего в СССР. Так, например, каждое лицо, эмигрирующее из СССР в США, в страны Западной Европы или в Израиль, опрашивалось относительно того, что ему известно об исследованиях такого рода в СССР. А Каспар Уайнбергер, министр обороны в администрации Рейгана, во время одной из своих поездок в Европу в 1982 году лично предупредил Маргарет Тэтчер и других глав государств — членов НАТО, об опасности советских психотронных исследований.
Президента США Джорджа Буша, как и его предшественников на этом посту, также нельзя считать новичком, в вопросах парапсихологии. В 1977 году Буш передал должность директора ЦРУ адмиралу С.Тёрнеру, возглавлявшему это ведомство до 1980 года. Вот что сообщала газета «Вашингтон таймс» в номере от 7 августа 1984 года об интересующей нас стороне деятельности Буша в должности директора ЦРУ: «Бывший директор ЦРУ адмирал Стенфилд Тёрнер подтвердил, что при его предшественнике, нынешнем вице-президенте Джордже Буше, Центральное разведывательное управление финансировало проведение исследований в области парапсихологии».
Думается, что и на посту президента США Джордж Буш, как и его именитые предшественники, в силу своего добротного знакомства с проблемами парапсихологии вряд ли слишком сильно зависит от своих научных советников в этой области. Ведь психотронная дилемма весьма коварна: незнание всегда таит угрозу! И лишь углубление и расширение соответствующих исследований способно отвести её...