22 марта 1991 года военный атташе посольства США в Москве, бригадный генерал Грегори Говен, за чьей подписью был опубликован официальный ответ посольства США на соответствующий запрос наших центральных газет, сообщил: «Программа ВМС США по использованию млекопитающих в военных целях включает исследования возможностей по использованию дельфинов и других животных».
Надо сказать, что интерес ВМС США к морским млекопитающим, в том числе к дельфинам, возник в начале 60-х годов. Об этом, в частности, сообщалось в «Инвайроментал мэгэзин» в 1990 году. Так, ещё в 50-х годах в Пойнт-Мугу (Калифорния) была создана военно-морская биостанция. Соответствующая лаборатория на острове Оаху на Гавайях была учреждена в 1968 году. Во время вьетнамской войны дельфинов использовали в Камраньском заливе для нападения на водолазов противника, обнаружения и обезвреживания мин. О дрессировке дельфинов для нападения на водолазов противника в 1972 году рассказал бывший исследователь ВМС США Майкл Гринвуд; его показания были заслушаны сенатским комитетом по делам разведки. Известно и о недавних планах ВМС США использовать дельфинов для охраны базы подводных лодок в Бангоре (штат Вашингтон), в частности, для защиты подводных лодок от диверсантов. Японская газета «Дейли иомиури» в апреле 1989 года сообщила о приобретении американскими военными шести особей серых дельфинов для выполнения какой-то сверхсекретной программы; представители этого вида дельфинов обитают в очень холодных водах и ныряют на глубину до одного километра.
Однако известные специалисты по дельфинам считают, что несмотря на их исключительные способности к дрессировке, они — эти способности — не беспредельны: дельфинов нельзя заставить делать то, что надо, и когда надо. Они работают за рыбу, а наевшись, не нуждаются в пище в течение целого дня.
Но, оказалось, и в этом случае можно попытаться найти выход. Решение проблемы виделось в использовании — в процессе дрессировки дельфинов — телепатического воздействия на их поведение. С.Б. Скотт Джонс, исследователь из штата Вирджиния, сообщил в 1986 году о положительных результатах эксперимента по телепатическому управлению поведением дельфинов. Однако его попытка заинтересовать полученными результатами военно-морское ведомство США не увенчалась успехом.
Анализируя причины неудачи, Скотт Джонс предполагает, что проявленная ВМС США незаинтересованность могла быть связана с рядом факторов, а именно: стремлением избежать повторной нежелательной огласки, как это уже было после оглашения работ с дельфинами во время вьетнамской войны; проявлением официальной политики блокирования подобных работ в связи со своего рода пси-фобией; несоответствием проведённой работы требованиям официальных представителей ВМС США; наличием у ВМС США своей собственной программы пси-исследований, которую флот не хочет подвергать риску, показывая открытый интерес к работе Скотт Джонса.
В конце 80-х годов журнал «ЮС ньюс энд уорлд рипорт» опубликовал некоторые дополнительные сведения о Скотт Джонсе. Он бывший морской офицер, специальный помощник сенатора Клайборна Пелла, активно поддерживающего парапсихологические исследования в Конгрессе США. В обязанности Скотт Джонса «на протяжении ряда лет входил сбор и анализ информации об исследованиях в области парапсихологии».
Конечно, реальность идеи, предложенной Скотт Джонсом, если её рассматривать в связи с уже проведёнными телепатическими экспериментами, может показаться весьма сомнительной. Но ведь речь идёт и об управлении «поведением» погружённой подводной лодки, и об управлении поведением нырнувшего дельфина. В обоих случаях телепатическое управление этими объектами всё ещё продолжает выглядеть весьма заманчивым...
« Наутилус » всплывает вновь...
Сравнительно недавно к истории с «Наутилусом» нас вновь вернула одна аналитическая статья, обсуждавшая интерес военных и военно-промышленных кругов США к возможным прикладным аспектам парапсихологических исследований. Статья называется «Ястребы» ищут добычу». Она напечатана 29 июля 1988 года органом ЦК КПСС газетой «Правда». Статья сопровождается фотографией «Наутилуса» с принадлежащим ему бортовым номером 571. Достаточно сравнить это фото с фотографией, включённой в статью Ж.Месадье «Необычный опыт на борту «Наутилуса», опубликованной французским журналом «Сьянс э ви» в феврале 1960 года, чтобы убедиться в том, что это — тот же самый «Наутилус». Газета «Правда» перепечатала фотографию «Наутилуса» из вышедшей во Франции книги «История магии». «Правда» в этой связи поясняет: «Дело в том, что эта атомная подводная лодка ВМС была одним из главных действующих «лиц» в эксперименте по программе военно-промышленного комплекса по изучению «биоэлектронной» связи. А именно: на «Наутилусе» исследовались возможности человеческого мозга передавать и принимать информацию без использования каких-либо приборов на больших расстояниях, «перекрытых» морской водой, льдами и глубинами». Статья напечатана под рубрикой: «Наука за рубежом: мифы и реальность». Её автор не выражает сомнений в истинности всей этой истории: в статье она представлена не как миф, а как реальность.
Подобное уже было, но, как говорится, в ином варианте. Западногерманский журнал «Шпигель» в январе 1974 года описал якобы проведённые в СССР эксперименты на кроликах по установлению телепатической связи с погружённой подводной лодкой. Сообщение об этом сопровождалось фотографией советской атомной подводной лодки, всплывшей на северном полюсе. По мнению «Шпигеля», накапливаемые парапсихологией знания потенциально пригодны к использованию в областях космической техники и вооружения. Задавшись вопросом, можно ли использовать феномены парапсихологии для связи с космическими и подводными объектами, «Шпигель» отмечает давность этого интереса: оказывается, ещё Гитлер распорядился провести опыты телепатической связи с подводными лодками.
А.Мартынов, автор неординарной и в высшей степени гуманной книги «Исповедимый путь», изданной в 1989 году, не касается вопроса о приоритете нацистов в вопросе о подводной телепатии. Однако он не сомневается в реальности телепатических экспериментов на «Наутилусе» и аналогичных работ в СССР. В разделе «Телепатия» он пишет:
«Во всём мире были поставлены различные эксперименты по установлению телепатической связи в ситуациях, когда другие каналы связи были невозможны или нежелательны.
Прежде всего к этому обратились специалисты ВМС США, пытаясь передать информацию на первую атомную подводную лодку «Наутилус». Не менее убедительное подтверждение такого канала связи было получено на нашем морском флоте при экспериментах на животных. На одной из двух атомных лодок, находящихся в разных океанах, поместили крольчиху, на другой — крольчат. В строго определённое астрономическое время кожа крольчат раздражалась слабым электрическим током в виде импульсов, и синхронно дёргалась кожа крольчихи...»
Итак, вопрос о том, какая из стран — Германия, США или СССР — первой начала проводить эксперименты по подводной телепатии, остаётся открытым. Открытым остаётся и вопрос о том, кто же первым овладеет методами телепатической связи с подводными лодками. Да это, в сущности, и не столь важно. Гораздо более важным является то, что событие такого рода, — а нет сомнения в том, что это было бы событием большой научной значимости, — означало бы не столько прорыв в области связи с подводными лодками, сколько прорыв в способности человека овладевать новыми горизонтами своих скрытых возможностей.
Такие возможности должны использоваться исключительно в мирных, гуманных целях. К сожалению, как свидетельствует история, они сплошь и рядом оказываются на службе у «Бога войны».