Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Управление производством



· 1.1.Предприятие как объект комплексной информатизации

Cфера производственно-хозяйственного управления в своей большей части характеризуется процессами, в которых основным перерабатываемым продуктом является деловая информация. При этом информация обрабатывается для обеспечения четырех видов деятельности предприятия, а именно:

организационно-экономических процессов;

финансово-производственных процессов;

административно-хозяйственных процессов;

принятия управленческих решений по рациональному управлению и совершенствованию функционирования и развития конкретного предприятия в целом.

Одним из основных показателей эффективности управленческих процессов является повышение их производительности, выражающейся в количестве, качестве и оперативности обработки информации. Для этого необходимо создание и внедрение в сферу производственного управления ИКТ, основанных на прогрессивных способах и средствах обработки и приемо-передачи информации, предусматривающих широкую и регулярную компьютерную поддержку при управлении протекающими процессами и принятии решений.

Сфера производственно-хозяйственного управления, как и любой объект информатизации, характеризуется внешней и внутренней средой и может быть описана на макро- и микроуровнях.

При макроподходе объект информатизации рассматривается как единое целое и изучается его взаимодействие с внешней средой, которую составляют выше и нижележащие, непосредственно ему не принадлежащие структуры, обеспечивающие поддержку его эффективного функционирования. При макроподходе основными факторами являются профиль и целевое назначение объекта информатизации, условия его функционирования и развития, критерий эффективности и налагаемые ограничения. Внешнее рассмотрение предприятия сводится к описанию «вход-выход», позволяет определить его границы для решаемой задачи и действующие внешние факторы.

При микроподходе описывается внутреннее содержание объекта информатизации, взаимодействие отдельных его структурных подразделений (подсистем) и других компонентов между собой, их свойства и характеристики, условия функционирования. Таким образом, внутреннюю среду составляют взаимосвязанные структурно-функциональные производственные и управленческие службы, непосредственно принадлежащие объекту информатизации. При микроподходе рассматривается механизм преобразования переменных управления в переменные состояния, абстрагируясь от объектов внешней среды и связей с ними. Этот подход предполагает системные исследования, построение и реализацию выбранной структуры ИКТ и ИВС обработки и передачи данных, придающих объекту информатизации требуемые качества и свойства.

При рассмотрении объекта информатизации на микроуровне описываются основные сведения и особенности, характеризующие предприятие в целом и его структурно-функциональные подразделения. К таким сведениям относятся:

Информационный аспект управления включает в себя возможность оперативного обмена информацией, доступа к библиотекам, банкам, БД (БЗ) и другим информационным ресурсам объекта информатизации. Это жизненно важно для обеспечения НТП, повышения производительности труда, качества продукции, роста объемов производства и оказываемых услуг. Для решения этих задач необходимо обеспечить предприятия отраслевого производства следующими видами информационных ресурсов: научно-технической, маркетинговой, коммерческой, нормативно-справочной и правовой информацией.

В условиях перехода к рыночной экономике ИО управленческих процессов объектов информатизации должно обеспечить:

Информационно-аналитическую поддержку принятия решений по стратегическому и оперативному планированию и управлению.

Информационно-аналитическую поддержку развития НТП, внедрения передовых технологий и оборудования.

Эффективное взаимодействие всех подразделений предприятия и других компонентов при создании отраслевого ЕИП объекта информатизации.

Представление информации об отрасли предприятия во внешние структуры управления экономикой РБ.

Разработку учебно-методических материалов для системы подготовки и переподготовки кадров в области информатики и ВТ.

Технический аспект управления предполагает широкое применение ВТ, возможность удаленного доступа пользователей к вычислительным ресурсам распределенных структур информатизации в рамках ИВС. Применение ИВС позволяет повысить эффективность решения производственных и управленческих задач и максимально удовлетворить информационные потребности руководителей и других пользователей аппарата управления объекта информатизации.

Проведение дистанционного управления требует перехода на качественно новый уровень написания программ, использования сложных графических пакетов, библиотек подпрограмм и формирования средств визуализации хода и результатов решения возникающих задач. На этом направлении использования ИВС стало возможным проведение дистанционных контрактов объектов информатизации для принятия согласованных решений.

 

 

· 1.2. Методика предпроектного обследования организационной и функциональной структур управления

В процессе предпроектного обследования выявляются основные сведения и особенности, характеризующие предприятие в целом и его функциональные подразделения. К таким сведениям относятся назначение и структура объекта информатизации, его отраслевая или иная специализация. При этом предоставляются сведения по штату сотрудников, их составу и численности по отдельным категориям, описываются степень централизации функций управления и критерии оценки эффективности деятельности обследуемого предприятия.

Важной частью исследований на предпроектной стадии обследования предприятия является системный анализ, направленный на выявление современных тенденций и факторов его дальнейшего развития. При этом перспективы развития предприятия должны предусматривать повышение НТУ всех аспектов его функционирования ориентировочно на 5 лет.

Одним из центральных моментов при проведении предпроектного обследования является изучение и анализ организационной и функциональной структур управления. Организационная и функциональная структуры представляют собой взаимосвязанные части системы управления предприятием. Поэтому с целью выявления их соответствия обследование и системный анализ организационной и функциональной структур проводятся одновременно. При этом выявляется адекватность организационной структуры функциям планирования, регулирования, учета и контроля качества работы обследуемого предприятия на различных уровнях иерархии управления.

Организационная структура управления характеризует взаимоотношения функциональных подразделений, протекающих процессов и должностных лиц, распределение обязанностей, полномочий и ответственности между ними. Кроме того, она раскрывает взаимосвязи между отдельными подразделениями внутри субъекта информатизации и внешней окружающей средой с точки зрения использования всевозможных ресурсов. Организационная структура и механизм взаимодействия ее компонентов во всем многообразии их проявлений образуют организационные формы управления.

Обследование организационной структуры предприятия начинается с изучения его структурной схемы. При этом определяются особенности организационной структуры, выясняются уровни ее иерархии, анализируется возможность объединения (разделения) отдельных подразделений и процессов.

Под функциональной структурой управления понимается структура, состоящая из функционально-специализированных подразделений и процессов, взаимосвязи между которыми осуществляются с точки зрения задач (функций), решаемых системой. В ней определяется состав, принципы и порядок рабочего взаимодействия всех частей объекта информатизации. При обследовании функциональной структуры изучаются функционально-должностные обязанности отдельных подразделений предприятия, его внутренних звеньев и отдельных руководящих, профессиональных сотрудников и служащих, их влияние на работу других подразделений и всего объекта информатизации в целом.

В соответствии с принципами системного подхода функциональная структура предприятия обычно представляется в виде концептуальной модели, в которой для интеграции отдельных функций в одно общесистемное решение выделяются задачи и подзадачи протекающих процессов в структурных подразделениях. Концептуальная модель представляет собой интегрированную структуру, основанную на принципах непрерывности процесса функционирования объекта информатизации, на оценке переменных управления и состояния, его критериев, отражающую обобщенный виртуальный эквивалент предприятия с оптимальным набором функциональных подразделений.

1.3.Методика предпроектного обследования методов, функций и задач управления

 

После обследования функциональной и организационной структур объекта информатизации переходят к изучению отдельных методов и функций управления, которое предусматривает:

Характеристика применяемых методов и функций управления должна отражать:

существующую систему утверждения планов и программ выпуска продукции и оказания услуг;

порядок разработки и доведения перспективных и текущих планов;

форму и показатели, планируемые в целом по объекту информатизации и его отдельным подразделениям;

увязку планируемых показателей предприятия и его структурных подразделений;

методику и формы расчета производственных мощностей для изготовления продукции и оказания услуг;

сроки доведения (установления) всевозможных плановых заданий и их характеристику;

применяемые методы и формы оперативного учета производства продукции и оказания услуг;

методы оперативного контроля хода производственно-хозяйственных и административно-управленческих процессов;

систему бухгалтерского учета и статотчетности.

Под функцией управления обычно понимается специализированная часть регулярной организационной деятельности объекта информатизации информационно-управленческого характера, отличающаяся однородностью целей, способами подготовки, принятия и выполнения решений.

Функции, осуществляемые аппаратом управления предприятия, подразделяются на общие (планирование, организация, распорядительство, координация, связь, контроль, учет и т.д.) и специальные (обучение, исследование, разработка, производство, обеспечение, обслуживание, сбыт, финансы и т.п.). Общие функции относятся к собственно функциям управления, а специальные – это виды учебно-методической, научно-исследовательской, производственно-хозяйственной и любой другой деятельности, каждая из которых должна стать объектом планирования, организации, контроля и т. п.

Перечень функций управления, подлежащих информатизации по отдельным подразделениям (видам деятельности) сводится в табл. 1.10.

Эта таблица заполняется в порядке очередности информатизации функций управления, при которой следует учитывать следующие факторы:

Функции управления, как правило, включают в себя ряд конкретных задач, решение которых необходимо обеспечить с максимальной информационно-инструментальной поддержкой с помощью ИКТ. Выбор и постановка автоматизируемых задач управления должны быть всесторонне обоснованы. Обоснование выбора задач должно содержать:

Основными факторами, влияющими на выбор конкретных задач управления, подлежащих информатизации, являются:

Перечень функций и задач, подлежащих автоматизации по отдельным подразделениям предприятия, сводится в табл. 1.11., которая заполняется в порядке очередности их автоматизации.

 

При определении приоритетности автоматизации задач рекомендуется сначала выделять наиболее важные производственно- хозяйственные задачи управления, решение которых необходимо для достижения локальных целей и предприятия в целом. Кроме того, для установления приоритета задач можно использовать их значимость, с точки зрения информационной связи между ними, при которой важность данной задачи считается тем выше, чем большее количество других задач может быть начато после ее выполнения. При этом необходимо проведение определенных мероприятий по подготовке автоматизируемого процесса к внедрению данной задачи, наличию технических средств автоматизации и квалифицированного состава разработчиков.

По итогам предпроектного обследования и анализа полученных результатов выявляются недостатки методов и функций управления, на основе которых разрабатываются рекомендации по их совершенствованию и улучшению на базе ИКТ.

 

1.4. Теоретические посылки перехода от централизованных к децентрализованным структурам управления

 

Из практики организации управления сложными объектами обычно заимствуются принципы централизации и децентрализации, в соответствии

с которыми АСУ промышленными предприятиями могут быть выполнены с централизованной, частично децентрализованной или полностью децентрализованной структурой. В конкретных условиях производства структура КАПС может включать фрагменты всех трех перечисленных структур. С целью выбора наиболее рациональной АСУ охарактеризуем упомянутые структуры и выявим основные посылки перехода от централизованных к децентрализованным системам компьютеризованного управления и созданию ИВС.

Система централизованного управления. В этой АСУ все сигналы с объекта информатизации поступают в одно мощное и высокопроизводительное ЦУУ, содержащее современные средства диагностики, расширения процедур ввода-вывода информации и обеспечивающее необходимую пропускную способность. ЦУУ является доминирующим в АСУ и управляет работой всех других подсистем посредством формирования команд на изменение условий их функционирования.

Централизованная структура КАПС обеспечивает полный цикл переработки информации, включающий четыре этапа: сбор, регистрацию, передачу данных; подготовку информации к машинной обработке; непосредственную машинную обработку производственной информации; доведение (отображение, регистрация) выходной информации до управленческого персонала для принятия решений. КАПС современных АСУ отличаются разнообразием по составу технических средств, их компоновке и структуре. В самом общем виде структура КАПС состоит из следующих групп оборудования:

К достоинствам централизованных АСУ относятся следующие обстоятельства. Сосредоточение в одном месте всей информации об объекте информатизации дает возможность наиболее полно и правильно оценивать общий ход протекающих процессов и принимать наиболее оптимальные решения по их корректировке в любой сложившейся ситуации. При такой структуре появляется возможность реализации всех функциональных задач на одном и том же КАПС ЦУУ, что повышает эффективность управления системой в целом, так как позволяет ставить и решать проблему оперативного перераспределения вычислительных ресурсов между задачами, учитывать результаты каждой из них при выполнении других. При централизованном управлении АСУ характеризуется меньшими аппаратурными затратами и более высокой эффективностью их использования.

Кроме того, создание и реализация централизованной АСУ с одной мощной БД значительно повышает полезность хранимой информации, так как она может одновременно использоваться для различных целей несколькими пользователями. При этом обеспечивается удобная структуризация, высокая плотность записи, необходимая достоверность и независимость хранящихся данных. Централизация вычислительных и управленческих функций позволяет достаточно просто организовать взаимодействие структурных подразделений и создает возможности прямого управления ими. При наличии значительного количества (более 50) контуров управления централизованная структура АСУ дает определенные экономические преимущества.

В то же время централизованным одноуровневым структурам АСУ свойственны недостатки:

Система децентрализованного управления. В этих АСУ решение возникающих задач управления осуществляется с помощью создания иерархически и территориально распределенной БД. Децентрализация управления позволяет принимать решения за счет координации действий не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям между структурными подразделениями и процессами. Это позволяет обеспечить решение каждой группы задач АСУ с помощью автономного КАПС. Децентрализованная система обеспечивает физическую полносвязанность всех ее компонентов, обмен информацией между ними, простоту реконфигурации и охвата производственных и управленческих подразделений. Системы с децентрализованной структурой, обеспечивают необходимый интерфейс для сопряжения ЭВМ различных типов, высокую скорость межмашинного обмена данными, а также, при необходимости, позволяют осуществлять перераспределение вычислительных ресурсов.

Достоинства децентрализованных АСУ определяются следующими обстоятельствами. В отличие от централизованных структур управления, реализуемых на базе одной мощной ЭВМ, работающей, как правило, в пакетном режиме, децентрализация позволяет максимально приблизить СОИ к местам ее возникновения и использования. Децентрализованные по уровням управления системы обеспечивают свободу локальных действий в течение интервалов времени, обусловленных моментами поступления управляющих воздействий со стороны вышестоящих подсистем; возможность целесообразного сочетания частных критериев эффективности отдельных подсистем с глобальным критерием оптимизации всей АСУ; универсальность при решении однотипных задач, гибкость и широкие

возможности их адаптации к изменившимся условиям; экономическую целесообразность применения.

Кроме того, децентрализованным АСУ свойственны устойчивость к воздействию неисправностей, которая определяет их повышенную надежность и большие возможности введения элементной избыточности. При выходе из строя КАПС какой-либо подсистемы прекращается решение только одной группы задач; остальные продолжают выполняться в других подсистемах. Децентрализация АСУ обеспечивает удобство и сокращение времени отладки всей системы, так как появляется возможность одновременной настройки всех подсистем; эффективность модернизации и развития (наращивания) системы за счет поэтапного ввода ее в эксплуатацию; сопрягаемость с подсистемами вышестоящего уровня управления.

Система частично децентрализованного управления. Эта система представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, которая на основе управляющих централизованных воздействий обеспечивает сочетание централизованного метода управления всей АСУ в целом с локальным управлением отдельных подсистем. При этом функции управления разделяются между центральным органом управления, который обеспечивает координацию и решение задач по предприятию, и локальными органами, управляющими производственной и деловой деятельностью отдельных подразделений. Подобная частичная децентрализация управленческих и вычислительных функций между отдельными подсистемами и АСУ в целом способствует рациональному распределению всех решаемых задач по уровням иерархии и создает предпосылки оптимального управления.

В АСУ с частично распределенной иерархической структурой информация о состоянии объекта информатизации и его отдельных составляющих обобщается и систематизируется по мере ее продвижения от подсистем более низкого уровня к подсистемам более высокого ранга. Самый высокий уровень управления получает наиболее общую информацию, объем которой сравнительно невелик. Команды управления, вырабатываемые высшим уровнем иерархии, как правило, носят обобщенный характер.

Одной из сложных проблем, возникающих при иерархическом построении АСУ в рамках ИВС, является проблема выбора правильного соотношения между централизацией и децентрализацией функций управления. Определение этого соотношения производится с помощью специальных форм контроля и степени их применимости к конкретной АСУ.

Другая, не менее важная проблема, возникающая при создании АСУ, состоит в разработке и реализации унифицированного иерархически упорядоченного набора протоколов и интерфейсов для связи разнородных больших, мини-, микроЭВМ и программируемых устройств управления в единую вычислительную среду. Решение этой проблемы является главной предпосылкой для реализации цикла оказания услуг и выпуска товарной продукции, начиная от постановки ее на производство и кончая изготовлением и складированием.

Построение и реализацию частично децентрализованной распределенной иерархической структуры АСУ следует производить в следующей последовательности:

В настоящее время иерархическая структура КАПС АСУ, объединяющая достоинства централизованного и децентрализованного методов управления, является самой распространенной. Это объясняется соответствием топологии ИВС функциональной структуре управления, относительной простотой аппаратной и программой реализации, а также возможностью использования серийно выпускаемого сетевого и коммутационного оборудования, устойчивого к воздействию неисправностей.

Несмотря на относительную простоту организации иерархических структур КАПС, не требующих управления маршрутизацией сообщений, так как маршруты и связи фиксированы, такие ИВС имеют ряд недостатков. К ним относятся большие затраты на каналы связи обмена информацией и коммутационное оборудование, а также трудности наладки иерархической АСУ. К недостаткам также следует отнести увеличение тяжести последствий при отказах на более высоких стратах иерархии вплоть до отказа всей АСУ при нарушении функционирования ее самого верхнего уровня управления.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.