Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩИЕ (СВОДНЫЕ) ИНДЕКСЫ



Вэкономических расчетах гораздо чаще используют общие индексы, которые характеризуют изменение изучаемого явления по совокупности в целом, т.е. они являются обобщающи­ми показателями. Например, в отчетах Госкомстата РФ при­водятся данные о том, как изменились цены на продоволь­ственные товары в текущем месяце по сравнению с предыду­щем периодом или как изменился выпуск промышленной продукции за тот же период. Здесь речь идет об изменениях определенного показателя в сложных совокупностях.

Общие индексы могут быть представлены в 2-х формах: в агрегатной и в средней. Основной формой сводного индекса является АГРЕГАТНАЯ. Агрегатный индекс получается пу­тем сопоставления суммарного итога сложного показателя в отчетном и базисном периодах.

Показатели, характеризующие экономические явления могут быть соизмеримыми (имеют общую меру) и несоизмеримы­ми. Соизмеримые показатели можно суммировать, несоизме­римые - нельзя. Причины несоизмеримости могут быть разные. Они могут заключаться в различии потребительских свойств, в различии натуральных единиц измерения и т.п. Например, нельзя суммировать тонны нефти с тоннами стали или метрами ткани. Так же нельзя суммировать цены на разные товары (на молоко, хлеб, обувь, одежду).

В случае соизмеримых показателей построение сводных ин­дексов аналогично построению индивидуальных.

Например индекс товарооборота, он представляет собой отношение стоимости продукции отчетного периода к стоимости продукции базисного .Разность числителя и знаменателя показывает изменение стоимости продукции в абсолютных измерителях в отчетном периоде по сравнению с базисным:

Аналогично можно построить сводный индекс стоимостных затрат на производство продукции ( zq) и сводный индекс за­трат труда на производство продукции (tq). Для построения сводных индексов несоизмеримых показа­телей используют методику, которая предлагает разделение индексов по выбору весов (соизмерителей) на две группы:

1-ая - индексы объемных показателей.

2-ая - индексы качественных показателей (это показатели, которые берутся в расчете на единицу, например, цены, себе­стоимость).

В индексах объемных показателей вес (соизмеритель) приня­то фиксировать на уровне базисного периода. Построим форму сводного индекса физического объема продукции, это индекс объемного показателя, поэтому в качестве соизмерителя можно выбрать какой-нибудь качественный показатель, например, цену, тогда получим:

, или в абсолютных единицах

.

В случае построения сводных индексов качественных показателей вес фиксируют на уровне отчетного периода. К примеру, для агрегатной формы сводного индекса цен в ка­честве соизмерителя берут объем продукции, его значение фиксируют на уровне отчетного периода.

, здесь -стоимость продукции отчетного периода в ценах базисного. Этот индекс был предло­жен Г. Пааше, его называют индекс Пааше. В абсолютных из­мерителях имеем: Между рассмотренными показателями существует взаимо­связь:

Другой вид агрегатного индекса цен был предложен Э.Ласпейресом.Индекс получил название индекс Ласпейреса. Здесь в качестве соизмерителя принимается объем про­дукции базисного периода, т.е.

Каждый из идексовПааше и Ласпейреса имеет свои особен­ности, которым отдается предпочтение в конкретных услови­ях использования индексов.

Сводные индексы могут быть найдены не только в агрегат­ной форме. В зависимости от исходных данных задачи может быть использована средняя арифметическая или средняя гар­моническая взвешенные формы из соответствующих индиви­дуальных индексов.

Пусть x - индексируемая величина, тогда

ИНДЕКСЫ ПЕРЕМЕННОГО И ФИКСИРОВАННОГО СО­СТАВА. ИНДЕКСЫ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ.

Сначала рассмотрим пример. Пусть коммерческая фирма продает свою продукцию в двух магазинах. Известны следу­ющие данные:

 

№ маг. 1-ый квартал 2-ой квартал
Цена 1шт.,руб Продано,тыс.шт Цена1шт.,руб Продано,тыс.шт.

Найдем среднюю цену товара в 1-ом и 2-ом кварталах. В 1-ом квартале:

 

Во втором квартале:

Получили, что средняя цена продукции во 2-ом квартале по сравнению с 1-ым снизилась. И это не смотря на то, что оба магазина цены только повышали. Заметим, что на среднюю величину влияет не только индивидуальные значения осредняемого признака, но и соотношения их весов ( в данной за­даче структуры продаж).Индекс переменного составаотра­жает динамику средней величины и таким образом учитыва­ет влияние изменения 2-х факторов индексируемой величины и структурного фактора. Этот индекс относится к индексам качественных показателей и всегда рассчитывается только для однородной продукции. Таким образом, для индекса пере­менного состава имеем:

Тогда для нашего примера сводный индекс цен переменного состава будет равен (97%). Снижение средней цены на продукцию во втором квартале по сравнению с первым составило 3%. Здесь сказалось влияние двух факто­ров: изменения цен и изменений в структуре продаж. Индекс фиксированного состава отражает влияние только изменения цен(структурный фактор фиксируем на уровне отчетного пе­риода). В данном случае индекс цен фиксированного состава получается равным ,т.е. цены в среднем выросли на 3,3%.

Таким образом, рассмотренные ранее индексы качественных показателей относятся к индексам фиксированного ( посто­янного состава),они характеризуют динамику среднего по­казателя при фиксировании соизмерителя (веса) на уровне отчетного периода, т.е.


 

(см.,например, сводный индекс цен).

Динамику среднего показателя, вызванную только изменени­ем структурного фактора при фиксировании индексируемой величины на уровне базисного периода, отражает индекс, ко­торый называют индекс структурных сдвигов.


ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 7.1.

Имеются данные о продаже товаров в одной из секций мага­зина:

 

 

 

№ п/ п Товар Цена 1-й пары, тыс.руб. Продано, тыс. пар
базисный период р0 отчетный период p1 базисный период q0 отчетный период q1\
Лыжные палки 0,8 1,0 4,50 4,60
Коньки 1,5 1,2 1,53 1,25

Определите индивидуальные и сводные индексы цен, физического объема продаж, товарооборота.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 7.1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.