В развитии мировой художественной культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари (1512-1574)в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в., эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются явления возрождения в культурах других стран.
Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру. Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.
Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ростки нового мировоззрения и нового искусства (проторенессанс); яркое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение) - (1490-1530 гг.). Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Венеции он продолжается до конца столетия.
Почему классическая страна Возрождения - Италия? На Аппенинском полуострове раньше, чем в других странах Европы начали складываться новые экономические отношения. Благодаря своему географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Такими городами были Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция. Отличалась Италия и политическим укладом. Она не была единой страной, а представляла ряд независимых, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом областей и городов. Уже в XI-XIII вв. в некоторых из них произошли антифеодальные революции, в результате которых эти города обрели самостоятельность и установили республиканскую форму правления.
Первенство среди итальянских городов-государств принадлежало Флоренции, подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от крепостной повинности, а в 1293 г. было принято "Установление Справедливости", которое лишало патрициев всех привилегий.
И, наконец, Италию выделяло еще одно важнейшее с точки зрения культуры, обстоятельство: именно здесь была заново открыта античность. В забытых хранилищах разыскивали творения древних авторов: извлекали обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы, горельефы. Измерения руин античных построек обнаруживали закономерности гармонических пропорций.
С определением основных черт связана и хронология эпохи итальянского Возрождения (Ренессанса). Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий: дученто - (XIII в.) – Проторенессанс и треченто (XIV в.) – продолжение Проторенессанса; кватроченто (XV в.) – Ранний Ренессанс; чинквеченто (XVI в.) – Высокий Ренессанс. При этом хронологические рамки столетия не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития: так, Проторенессанс датируется концом XIII в., Ранний Ренессанс заканчивается в 90-х гг. XV в.; а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. XVI в.; лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «венецианское Возрождение» или
«поздний Ренессанс».
Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а человек - прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земными радостями. Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего Бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умерщвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир. Главным в новом – гуманистическом мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности. Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale - человек универсальный) личность. Свобода - вот самое драгоценное приобретение человека. Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты (прежде всего Италии) находили в наследии античности - памятниках искусства, истории,
философии. Отсюда и название эпохи - Возрождение (ит. - Ринашименто, фр. - Ренессанс), хотя изучение и увлечение античностью было следствием нового понимания жизни.
В области философии новое развитие и наполнение получили античные учения:
Согласно пантеистическим воззрениям, законы, управляющие миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с природой.
Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы).
В Мантуе в 1425 г. была основана первая гуманистическая школа (Витторио да Фельтре). Ее название - "Дом радости". Этим подчеркивалось стремление придать учению характер удовольствия, а не зубрежки.
В 1436 г. И.Гутенберг изобрел печатный станок. Это событие в истории человечества трудно переоценить.
В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, математика: Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку; Васко де Гамма в 1498 г. открыл морской путь в Индию; Америго Веспуччи (1499-1504), Магеллан (1519-1522) и другие мореплаватели доказали шарообразность Земли. Научной революцией стала гелиоцентрическая система Н.Коперника (опубл. в 1543 г.). Дж.Бруно под влиянием теории Коперника и Н.Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и сделал другие открытия.
ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА, ТЕАТР
Литература в силу своих возможностей наиболее многогранно отобразила эту сложную эпоху. Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода. Крупнейший представитель периода Проторенессанса в Италии – Данте Алигьери (1265-1321).
Данте Алигьери - легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат «О народном языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего известен как автор «Илиады средних веков» - «Комедии», названной потомками Божественной. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет - изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение наполнено картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями. Хотя образы, данные в «Божественной комедии», крепко связаны со средневековым мировоззрением, о возрожденческом характере творчества автора говорят яркость языка и индивидуальность ее героев. Все творчество Данте и его
«Божественная комедия», его канцоны, сонеты, философские произведения - свидетельствует о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности — истоки этой эпохи.
Истинным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374)- поэт, мыслитель, ученый, основатель науки (классической филологии). Петрарка преклонялся перед античным миром. Всю жизнь он занимался поиском и изучением древних рукописей. Он стремился целиком перенестись в античный мир, писал письма Вергилию, Сенеке, Цицерону, Гомеру как своим друзьям. В поэтических и исторических произведениях, написанных в подражание античным авторам, он прославлял идеалы Древнего Рима. Славу в веках Петрарке принесли его стихи, посвященные Лауре. Двадцать лет он воспевал Лауру при жизни и десять лет оплакивал после смерти, хотя не был даже знаком с нею. Его «Книга песен» стала образцом поэтического самовыражения и открыла новые пути в европейской лирике.
Наряду с лирической поэзией ведущим жанром раннего Возрождения была авантюрная новелла, основоположником которой стал - Джованни Боккаччо (1313-1375).В его «Декамероне», сборнике новелл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общества. Изображение разнообразных приключений давало возможность показать человека деятельным, находчивым, веселым, сильным, дающим волю своим естественным влечениям. Но, как в жизни, в «Декамероне» рядом с комическими событиями нередко происходили и трагические. Во многих новеллах изобличались плутни, лицемерие, алчность и похотливость монахов. Новеллы Боккаччо и сейчас очень современны.
Немецкие гуманисты были связаны не столько с античностью, сколько с идеями и настроениями своей страны, ставшей родиной Реформации. Главное внимание они уделяли религиозно-философским проблемам, подвергая пересмотру важнейшие догмы католической церкви; большое значение придавали вопросу о подлинно нравственном устройстве земной жизни. Поэтому творчество крупнейших писателей Германии было направлено в основном на разоблачение и осмеяние различных пороков феодалов и духовенства. Таковы сатиры "Корабль дураков" С.Бранта (1494), "Похвала глупости" Э.Роттердамского (1509), "Письма темных людей" У. фон Гуттена (1517). Выдающимися Европейскими гуманистами и литераторами были Ф. Рабле, М. де Монтень и Мигель де Сервантес.
Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого
Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, "чудеса", "фарсы".
В середине XVI в. в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – Комедия дель арте (Комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, со вставными музыкальными и танцевальными номерами.
Ведущими жанрами стали драма и трагедия. На подмостках театра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставался жить идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения.
Музыка в эпоху Возрождения не достигла той масштабности и величия, каких достигли литература и изобразительное искусство. Основа музыкальной культуры - духовная музыка: мессы, мотеты, гимны, псалмы. Наиболее ранним музыкальным искусством светского характера было направление Ars nova (Новое искусство), развивавшееся во Франции и Италии в XIV в. Это были вокальные произведения на стихи Петрарки и других поэтов гуманистов для двух-трех голосов в сопровождении лютни, виолы; существовали и чисто инструментальные жанры.
Постепенно возрастала потребность в светской музыке. В Италии, Франции, Германии и Англии создавались произведения различных жанров (мадригал, песня, канцона, виланелла), танцевальная музыка (основные бальные танцы XVI века – павана и гальярда), инструментальные пьесы (вариации, прелюдия, фантазия, ричеркар, токката, рондо и другие).
В 1503 г. Петруччи изобрел нотопечатный станок и записи музыки получили широкое распространение. Музыка звучала всюду – на улицах, в домах горожан, во дворцах вельмож и королей. Одни песни и танцы были более демократичными, другие – более изысканными. Число голосов в пении увеличивается до четырех–шести. Появляется мадригальная комедия - одна из предтеч оперы и балета.
В XVI в. музыкальных инструментов в обиходе было больше, чем сейчас. Лютня приобрела особое значение. Виртуозом игры на лютне был В. Галилей, отец знаменитого астронома. Появились первые концертирующие исполнители на органе, клавесине, клавикордах, виоле, различных видах флейт, в конце XVI в. – на скрипке. Возникает само понятие «композитор». Некоторые композиторы сочиняли только светскую музыку, но к светским жанрам обращались и мастера, посвятившие основную часть творчества духовной музыке. Крупнейшим композитором XVI в. был Дж. Пьерлуножи да Палестрино (1525-1594, Италия).Его творческое наследие состоит из девяносто трех месс, трёхсот двадцати шести гимнов, двух томов светских мадригалов.
Еще один выдающийся композитор Ренессанса – О. Лассо (ок.1532- 1594, Нидерланды),создавший более двух тысяч произведений культового и светского характера. Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы. Первой в мире оперой стала "Дафна" Я.Пери, 1594 г.