Все спортивные сооружения и места проведения занятий по физической культуре и спорту (в том числе в школе) подлежат санитарному контролю. Его осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы совместно с работниками врачебно-физкультурных диспансеров, а также медицинский персонал школы или спортивного учреждения. Выполнение всех санитарных норм и гигиенических требований к режиму пользования спортивными сооружениями является неотъемлемой частью врачебного контроля.
Санитарному контролю на территории спортивных сооружений подлежат: состояние внешней среды (температура и влажность воздуха, его химический состав, пылевая и бактериологическая загрязненность); уровни естественной и искусственной освещенности; планировка и размещение спортивных сооружении, наличие в них учебного оборудования и инвентаря, их качество и соответствие возрастным нормам и требованиям.
Каждый раз перед вводом в строй и после проведения капитального ремонта спортивного сооружения его директор (в школе директор и учитель физической культуры) обязан получить от местной санитарно-эпидемиологической станции разрешение на проведение занятий. Об этом производят запись в специальном журнале, который заполняет представитель службы врачебного контроля (врач школы). Журнал хранится в медицинском кабинете школы или спортивного сооружения.
Работники санитарно-эпидемиологической станции постоянно проводят работу по разъяснению санитарно-гигиенических правил среди персонала, обслуживающего спортивное сооружение.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ СПОРТИВНЫХ
СООРУЖЕНИИ
Для организации хозяйственной деятельности спортивных сооружений на местах созданы управления спортивных сооружений. Такие управления обычно обслуживают комплекс или группу комплексов спортивных сооружений ведомства или спортивного общества. Они обеспечивают единую кадровую, эксплуатационную и финансовую деятельность спортивных сооружений.
В связи с тем что экономическая эффективность капитальных вложений в значительной мере зависит от эксплуатационных затрат (расходы на энерго-, водо-, газоснабжение, отопление, вентиляцию, текущий и капитальный ремонт, содержание штатов, амортизацию и уборку сооружений), деятельность управлений спортивных сооружений направлена главным образом на рентабельную организацию эксплуатации подведомственных им спортивных сооружений.
В школах, где эксплуатация спортивных залов и плоскостных спортивных сооружений пришкольного участка проводится особенно интенсивно, необходимо четко представлять обязанности лиц, ответственных за содержание мест для занятий по физической культуре. Заместитель директора школы по хозяйственной части обеспечивает и организует работу уборщиц, которые убирают и проветривают спортивный зал после каждого урока физической культуры и проводят влажную уборку не менее двух раз в день. Не реже одного раза в неделю гимнастические маты выколачиваются на открытом воздухе, а все спортивное учебное оборудование и инвентарь тщательно проветривается.
Уход за спортивным инвентарем, соблюдение правил его сохранности и своевременного ремонта лежит на ответственности учителя физической культуры. Ему же вменяется в обязанность немедленно ставить в известность администрацию школы о всех случаях нарушения воздушно-теплового режима, неисправностях в системе вентиляции, отопления н энергоснабжения спортивных сооружений.
О каждой неисправности в ходе эксплуатации спортивных сооружений или неподготовленности мест проведения занятий учителем физической культуры составляется акт по соответствующей форме.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Антропова М. В. Школьная гигиена. М., 1970.
2. Падеж но в И. В. Сроки эксплуатации школьных зданий. М., 1967.
3. Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ. М., 1975.
4. Физическая культура, спорт и туризм. Сборник руководящих материалов ВЦСПС. М., 1971.