Простые, но неотрaзимые aргументы С. Л. Фрaнкa обнaруживaют внутреннее противоречие этих устaновок, тщетно стремящихся вывести высшее из низшего. Пaрaллельно aвтор вводит принципиaльное для него рaзличение "соборного" и "общественного". Не уступaя в тонкости aнaлизa столпaм экзистенциaлизмa и диaлогизмa, С. Л. Фрaнк докaзывaет, что "я", "ты" и "мы" соотносительны и "одинaково первичны". Они дaны срaзу кaк единaя структурa и диaлектически порождaют друг другa.
Книгa "Духовные основы обществa" рaспaдaется нa две последовaтельные темы: первaя aнaлизирует нaиболее популярные социaльные концепции XIX-XX вв.: историзм, биологизм, психологизм.
Фрагмент: «Проблемa природы и смыслa общественной жизни есть, очевидно, чaсть, и притом, кaк это ясно сaмо собой, очень существеннaя чaсть проблемы природы и смыслa человеческой жизни вообще - проблемы человеческого сaмосознaния.»
В концепции С. Л. Фрaнкa общинное сведено к минимуму и по большей чaсти отнесено к общественному. Нa первом же плaне - способность личности блaгодaря любви выйти в измерение общности, остaвaясь собой.
Эрнст Кассирер
Родился в семье купца еврейского происхождения. С 1892 года учился в Берлинском университете. Посещал также лекции в университетах Лейпцига, Гейдельберга, Мюнхена,Марбурга. Профессор (1919—1933) и ректор (1930—1933) Гамбургского университета. С 1933 года Кассирер был в эмиграции: в Оксфорде (Великобритания), в 1935—1941 вГётеборге (Швеция), с 1941 годах — в США. В 1941—1944 годах преподавал в Йельском университете, затем в Колумбийском университете.
В начале своей деятельности занимался философскими проблемами естествознания. Разрабатывал теорию понятий, или «функций». После 1920 года создавал оригинальную философию культуры. Вслед за Г. Когеном и П. Наторпом Кассирер устранял из кантовской системы понятие «вещи в себе» как одного из двух (наряду с субъектом познания) факторов, созидающих мир «опыта». По Кассиреру, материал для построения «опыта» («многообразие») создаётся самой мыслью. Соответственно пространство и время перестают быть созерцаниями (как у Канта) и превращаются в понятия. Вместо кантовских двух миров, по Кассиреру, существует единый мир — «мир культуры». Идеи разума из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, то есть созидающими мир принципами. Кассирер называет их «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке. Разнообразные сферы культуры, называемые Кассирером «символическими формами» (язык, миф,религия, искусство, наука), рассматриваются как самостоятельные образования, не сводимые друг к другу. Философия культуры Кассирера определяет и идеалистическое понимание им человека как «животного, созидающего символы».
Идеи Кассирера, прежде всего его учение о «символических формах», оказали определяющее влияние на исследования по истории культуры марбургской школы.
Труды:Книги: Познание и действительность. Теория относительности Эйнштейна. Рассуждение о человеке: Попытка создания философии человеческой культуры. Познание и действительность: Понятие о субстанции и понятие о функции. Жизнь и учение Канта. Избранное. Опыт о человеке. Избранное: Индивид и космос. Философия символических форм: В 3 тт. Философия Просвещения.
Статьи: Опыт о человеке. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры. Естественнонаучные понятия и понятия культуры. Понятие символической формы в структуре о духе
Статья представляет собой анализ комплекса антропологических идей Эрнста Кассирера, сложившегося, прежде всего в произведении «Опыт о человеке».Рассматривается также влияние взглядов Кассирера, их отражение и сопоставление с работами отечественных философов. Выявляется некоторое современное понимание антропологических идей Эрнста Кассирера. Обзор касается так же и некоторых критических работ, посвященных антропологическим воззрениям марбургского философа.
Фрагмент: «Современное мышление лишь постепенно сознает, что наряду с этими тремя областями, логикой, философией морали и философией природы, существуют еще иные, самостоятельные способы и направления постановки философских вопросов.»
Э. Кассирер отталкивается от понятия человека как деятель-ностного существа, производящего некие смыслы, символы. Самая главная характеристика человека — деятельность; именно труд определяет область человеческого. Язык, миф, наука, история составляют пространство его деятельности, это некие инструментарии, которые функционально используются человеком для порождения символа.