Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика преступлений в сфере экономических преступлений



Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами главы 22 УК.

Происходящие в России экономические и политические преобразования определили необходимость реформирования всей правовой системы в целом и уголовного законодательства — в частности[1].

Слом старой хозяйственной системы, основанной на командно-административном методе регулирования экономических отношений и, следовательно, на жестком контроле со стороны государства, и переход к новым экономическим отношениям, ориентированным на свободное развитие рыночной экономики, на свободное предпринимательство, честную конкуренцию при равенстве всех форм собственности, создали (как побочный продукт) условия для совершения общественно опасных деяний, ранее не известных уголовному законодательству. В стремлении провести идею: «разрешено все, что не запрещено законом» государство предоставило возможность новым хозяйственным структурам действовать самостоятельно, что объективно создавало условия для злоупотреблений, мошеннических операций со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов. Эти общественно опасные деяния (проявления монополизма, недобросовестной конкуренции, обман кредиторов, ложное банкротство и др.) затрагивали интересы всех хозяйствующих субъектов: и государства и частного предпринимателя, мешая поступательному развитию новых экономических отношений.

Основополагающие начала правового регулирования новых экономических отношений были заложены в Конституции РФ, в ст. 8, 34-36. Статья 8 гарантирует участникам новых экономических отношений единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности в условиях равенства всех форм собственности. Статьи 34-36 устанавливают гарантии права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Но признание дарственного регулирования, поэтому ч. 2 ст. 34 Конституции РФ признала недопустимой деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти конституционные принципы явились основой новых законов, регулирующих экономику в сфере гражданских, финансовых, валютных отношений, а также позволили определить круг общественных отношений, которые должны быть защищены при помощи норм уголовного права от преступных посягательств.[2]

Глава 22 УК содержит 35 статей, в которых определяются признаки преступлений, препятствующих становлению и нормальному функционированию системы экономических отношений в рамках рыночной экономики на основе всех форм собственности при государственном регулировании. Ранее использовавшийся термин «хозяйственные преступления» теперь неприемлем, так как не охватывает содержания норм, включенных в гл. 22 УК, поскольку часть из них предусматривает ответственность за налоговые, валютные преступления, а также за преступления, совершаемые в сфере таможенных отношений, которые не относятся к хозяйственной деятельности, но составляют часть экономических отношений.

В теории уголовного права не содержится единого понятия экономического (ранее хозяйственного) преступления, хотя этой проблеме было посвящено немало научных трудов. Для выработки данного понятия важно правильно определить видовой объект, который является основанием объединения норм в единую главу. Относительно понятия видового объекта в науке уголовного права высказаны различные мнения, с некоторыми из них трудно согласиться. Попытки определить видовой объект как интересы государства и отдельных субъектов в сфере экономической деятельности не представляются состоятельными. Интересы разных хозяйствующих субъектов могут быть противоречивыми и не соответствовать закону. Не является достаточно корректным определение понятия объекта как общественных отношений в сфере реализации принципов осуществления экономической деятельности[3].

Как видно, в данном определении не совсем точно расставлены акценты. Объектом отношений является сама экономическая деятельность (то, по поводу чего складываются отношения), а не ее принципы. Принципы — это те основные начала, на которых базируется экономическая деятельность.

Достаточно обоснованной представляется точка зрения, со-гласно которой под видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности следует понимать общественные отношения, возникающие в целях осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг. Термин «нормальная экономическая деятельность» следует понимать как «соответствующая норме права». Другое выражение: «установленный порядок осуществления экономической деятельности», используемый в ином научном источнике, посуществу совпадает с данным определением. Известно, что установить порядок в государстве можно только при помощи норм права (тогда порядок будет нормальным) и что порядок реализуется в процессе определенных общественных отношений.

Уяснив суть понятия видового объекта, можно определить преступление в сфере экономической деятельности следующим образом: это умышленное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, посягающее на общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг[4].

Сохраняя общепризнанный подход к классификации объектов (по вертикали) на родовой, видовой и непосредственный, выделим непосредственные объекты. Ими являются конкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления определенной сферы предпринимательской и иной экономической деятельности. В некоторых нормах указывается дополнительный объект — права и свободы граждан как участников экономических отношений. В некоторых нормах можно выделить предмет преступления, например: ценные бумаги (ст. 185 УК); российские деньги, иностранная валюта или ценные бумаги (ст. 186 УК); драгоценные металлы и природные драгоценные камни (ст. 191 УК); налоги и сборы (ст. 198, 199 УК) и в некоторых других случаях.

Объективная сторона преступлений в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности в основном характеризуется действиями, например: лжепредпринимательство (ст. 173 УК), незаконное получение кредита (ст. 176 УК), принуждение к совершению сделки (ст. 179 УК) и др. Часть преступлений может совершаться только бездействием: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК), уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК). Отдельные преступления могут совершаться как действием, так и бездействием. Такими преступлениями, например, являются: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК).

Обязательным признаком объективной стороны некоторых преступлений являются общественно опасные последствия, указанные в диспозициях уголовно-правовых норм в виде крупного или особо крупного ущерба (ч. 1 ст. 171 и ст. 172, ст. 173, ч. 1 и 2 ст. 176 УК и др.).[5]

Закон определяет признаки крупного и особо крупного размера ущерба в примечании к ст. 169 УК, а также в примечаниях к другим статьям рассматриваемой главы. Составы, в которых объективная сторона характеризуется общественно опасными последствиями в виде крупного и особо крупного ущерба, называются материальными. Преступления с такими составами признаются оконченными с момента фактического наступления этих общественно опасных последствий.

Составы, в которых не содержатся признаки, относящиеся к характеристике общественно опасных последствий, считаются формальными. Нередко объективная сторона преступлений с формальными составами включает дополнительные признаки в виде крупного или особо крупного размера деяния, дохода или задолженности. Данные понятия определяются в примечании к ст. 169 УК (как и размеры ущерба), но в некоторых случаях они раскрываются в примечаниях к конкретным статьям. Преступления с формальными составами признаются оконченными с момента выполнения указанных в законе действий, включая дополнительные (обязательные) признаки в виде крупного или особо крупного размера, дохода или задолженности.

Следует отметить, что некоторые ученые определяют конструкцию составов, содержащих признаки крупного размера, дохода, задолженности, как материальных, что не представляется достаточно обоснованным. Доход или размер финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом не всегда может быть связан с причинением общественно опасных последствий гражданам, обществу или государству. Неуплата таможенных платежей, налогов и (или) сборов действительно имеет своим последствием причинение ущерба различной тяжести государству (в виде упущенной выгоды), но эти общественно опасные последствия находятся вне рамок составов преступлений, закон лишь определяет крупный и особо крупный размер самого деяния, а не его последствий.[6]

По существу, указанные признаки определяют условия, при которых данное общественно опасное поведение признается преступным. При отсутствии таких признаков деяние будет административным правонарушением. Так, перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу (ч. 1 ст. 188 УК) признается преступлением (контрабандой) при условии крупного размера, т.е. если стоимость перемещенных товаров превысит 250 тыс. руб.; если сумма будет меньше, то данное правонарушение повлечет административную ответственность по ст. 16.1 КоАП РФ.

При описании признаков объективной стороны некоторых составов законодатель указывает способ совершения преступления. Статья 188 УК перечисляет несколько способов совершения кон-трабанды: по ч. 1 и 2 — помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или с недостоверным декларированием; по ч. 3 — с использованием должностным лицом своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; а также совершение контрабанды организованной группой (ч. 4). В этой же статье определяется место совершения преступления — таможенная граница Российской Федерации.[7]

Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности характеризуется виной в форме умысла. В некоторых составах содержатся дополнительные признаки субъективной стороны: мотив и цель. О корыстной цели или иной личной заинтересованности говорится в ст. 170, 181, ч. 3 ст. 183 УК, специальные цели указаны в ст. 173, 184, 187 УК.

Субъектом преступления в сфере экономической деятельности может быть физическое лицо, вменяемое, достигшее определенного возраста. В уголовно-правовой литературе указывается, что ответственность за все преступления, входящие в данную группу, наступает с 16 лет. Более корректной была бы формулировка: «в возрасте не моложе 16 лет». Определение возрастного признака для субъектов преступлений в сфере экономической деятельности требует дифференцированного подхода, в зависимости от признаков объективной стороны или субъекта того или иного преступления.

Преступления, входящие в указанною группу, могут совершаться как общим, так и специальным субъектом. Иногда специальный субъект прямо не называется в норме УК, но это вытекает из смысла закона. Среди специальных субъектов особо выделяются субъекты, указанные в ст. 169 и 170 УК. Ими могут быть только должностные лица, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо сделок с землей. Возраст таких лиц бесспорно значительно старше 16 (и даже 18) лет. Среди специальных субъектов указаны также руководители или учредители (участники) организаций (ст. 195, 196, 197 УК), возраст которых тоже значительно старше 16 лет. Здесь уместно обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ[8].

В соответствии со ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении 18 лет или 16 лет, когда лицо вступает в брачные отношения в несовершеннолетнем возрасте. В возрасте 16 лет несовершеннолетний вправе работать по трудовому договору, быть членом кооператива или заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с согласия родителей или попечителя или по решению суда (ст. 26 и 27 ГК РФ). Иными словами, несовершеннолетний в возрасте 16 лет может быть предпринимателем, но не может быть руководителем или учредителем организации. Лицо в возрасте 16 лет практически не может быть спортивным судьей, тренером или руководителем спортивной команды (ч. 4 ст. 184 УК), главным (старшим) бухгалтером (ст. 1991 УК); не может быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 185 УК (злоупотребления при эмиссии ценных бумаг), поскольку таким лицом может быть только должностное лицо, уполномоченное утверждать проспект ценных бумаг, или лицо, обладающее организационно-распорядительными функциями в коммерческой организации. Возраст таких лиц устанавливается другими федеральными законами.[9]

Закон устанавливает повышенную ответственность за совершение преступлений при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах, относящихся к характеристике всех элементов составов преступлений. Большая часть этих обстоятельств относится к характеристике объективной стороны преступления: крупный и особо крупный размер, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с использованием служебного положения, с применением насилия. В одном случае указывается отягчающее обстоятельство, относящееся к характеристике субъективной стороны, — корысть (ч. 3 ст. 183 УК).

Вопрос о системе преступлений в сфере экономической деятельности, как и понятие видового объекта, не нашел окончательного разрешения в науке уголовного права. Причиной тому являются различные подходы при выборе критерия для классификации. Часть ученых, критикуя ранее сложившуюся систему хозяйственных преступлений, предлагают для построения системы преступлений в сфере экономической деятельности два и более критериев (особенности субъекта, общие принципы экономической деятельности, порядок ее осуществления, интересы отдельных участников экономических отношений, способ совершения преступления), в соответствии с которыми делит все преступления, входящие в гл. 22 УК, на разное количество групп: от четырех до девяти. Представляется более продуктивной, с научной точки зрения, ранее сложившаяся классификация хозяйственных преступлений в зависимости от сфер экономической деятельности. Этот подход разделяется частью ученых и в настоящее время[10].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.