Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Информационно-дидактический блок



Кафедра эпидемиологии с курсом

Основы безопасности жизнедеятельности

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема: «Учение об эпидемическом процессе. Структура и формы проявления эпидемического процесса. Факторы оказывающие влияние на эпидемический процесс. Эпидемиологическая диагностика.»

Курс: 2

 

 

Составитель

преподаватель __________Брицкая Т.М.

 

 

КАРАГАНДА - 2010 г.

 

Обсуждены на заседании кафедры

Протокол № _______от _________________ 2010 г.

 

 

Утверждены заведующей кафедрой эпидемиологии с курсом ОБЖ

______________________ к.м.н., доцент Шайзадиной Ф.М.

 

1.Тема: «Учение об эпидемическом процессе. Структура и формы проявления эпидемического процесса. Факторы оказывающие влияние на эпидемический процесс. Эпидемиологическая диагностика.»

2.Количество учебных часов: 4 часа (180 мин.).

3. Актуальность темы:

Эпидемиология инфекционных болезней как наука возникла из потребности общества организовать целенаправленную работу по защите людей от распространенных и тяжело протекающих болезней. На протяжении веков массовые "повальные болезни", "моры", эпидемии сопровождали человечество, унося огромное число жизней. Развитие микробиологии, вирусологии, иммунологии расширило возможности изучения различных болезней и способствовало совершенствованию мер профилактики и борьбы с ними.

В настоящее время эпидемиологию инфекционных болезней определяют как науку о закономерностях эпидемического процесса. Она изучает причины возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей, разрабатывает меры борьбы, предупреждения и ликвидации этих болезней.

Работу с инфекционными больными в эпидемических очагах начинают врачи-лечебники, которые выявляют больного, предполагают и устанавливают диагноз инфекционной болезни. Первичные противоэпидемические мероприятия, проводимые ими, во многом определяют своевременность и эффективность последующей деятельности специалистов санэпидстанций. Поэтому студенты лечебного факультета должны уметь объяснить проявления эпидемического процесса с учетом причин, условий и механизма его развития, с целью организации и проведения противоэпидемических мероприятий в конкретных эпидемических очагах.

4. Цель занятия: Освоение теоретических основ эпидемиологии. Изучить признаки паразитарных систем, характеризующие специфику эпидемического процесса при отдельных нозологических формах инфекционных болезней; существо и содержание основополагающей и регулирующей роли социальных и природных условий развития эпидемического процесса.

Студент должен знать:

• определение эпидемиологии как общемедицинской науки и как науки об эпидемическом процессе;

• закономерности возникновения и распространения инфекционных (паразитарных) заболеваний среди населения; причины и условия, механизм развития и проявления эпидемического процесса при различных группах инфекционных (паразитарных) болезней.

• современные подходы к оценке проявления эпидемического процесса.

Студент должен уметь:

• применять знания общего учения об эпидемическом процессе в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий при конкретных нозологических формах инфекционных заболеваний.

5. Вопросы для самоподготовки:

По базисным знаниям

• понятие "паразит", "паразитизм", "паразитарная система" (Ярыгина В.Н.-М.: Высшая школа. 1999.-800 с, Слюсарев А.А., Жукова М.Н. Биология с общей генетикой К.: - Высшая школа. 1987.- 415 с.).

• популяция как элементарная ячейка эволюционного процесса.

(Ярыгина В.Н.-М.: Высшая школа. 1999.-800 с, Слюсарев А.А., Жукова М.Н. Биология с общей генетикой К.: - Высшая школа. 1987.- 415 с.).

• облигатные и факультативные паразиты (сапрофиты) как возбудители инфекционных болезней. (Коротяев А.И., Бабичев С.А., Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.: Специальная литература. 1998. - 580 с.).

• генотипическая и фенотипическая неоднородность популяции паразита и хозяина. (Коротяев А.И., Бабичев С.А., Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.: Специальная литература. 1998. - 580 с.).

по теме занятия:

• Определение эпидемиологии как науки об эпидемическом процессе.

• Определение эпидемического процесса (Л.В.Громашевский, И.И.Елкин, В.Д.Беляков).

• Разделы учения эпидемического процесса.

• Биологический фактор, как внутренняя причина возникновения эпидемического процесса.

• Эпидемиологические признаки популяции паразита.

• Эпидемиологические признаки популяции хозяина.

• Значение природного и социального факторов в развитии ЭП.

• Определение понятия источника инфекции, виды и категории источников инфекции.

• Эпидемиологическое значение больных при различных формах проявлениях инфекции.

• Эпидемиологическое значение заразоносителей, их классификация.

• Определение и типы механизма передачи возбудителя.

• Факторы и пути передачи инфекции.

• Теория природной очаговости Е.Н.Павловского.

• Теория саморегуляции эпидемического процесса В.Д.Белякова.

• Проявление эпидемического процесса по уровню, территории, времени, группам населения.

6. Информационно-дидактический блок:

для лучшего усвоения информации используйте материал Приложение 3.

 

7. Содержание занятия:

1. Этапы самостоятельной работы студентов:

1.1. Решение тестов исходного уровня знаний;

1.2. Самостоятельное решение задач;

1.3. Решение тестов заключительного уровня знаний студентов.

2. Этапы работы с преподавателем:

2.1. Вступительное слово преподавателя;

2.2. Оценка исходного уровня знаний студентов в том числе:

2.2.1. Оценка тестового контроля (Приложение 1);

2.2.2. Оценка исходного уровня знаний по контрольным вопросам (Приложение 2);

2.3. Совместная работа с преподавателем по теме занятия. Последовательно рассматриваются вопросы по теме занятия.

2.4. Оценка заключительного уровня знаний по контрольным вопросам (Приложение 4);

2.5. Оценка заключительного уровня знаний по тестовым вопросам (Приложение 5);

Литература.

а/ основная

1. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. - М.: Медицина,

1989. - 416 с.

2. Ющук Н.Д., Жогова М.А. Эпидемиология. - М.: Медицина,

1993. - 333 с.

в/ дополнительная

1. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник. - М.: Медицина, 1994.- 616 с.

9. Домашнее задание(смотреть методические рекомендации на следующее занятие согласно календарному плану).

10. Перечень приложений:

Приложение 1. Тестовые вопросы для исходного уровня знаний.

Приложение 2. Контрольные вопросы для исходного уровня знаний.

Приложение 3. Информационно-дидактический блок.

Приложение 4. Контрольные вопросы для заключительного уровня знаний.

Приложение 5. Контрольные тесты для заключительного уровня знаний.

Приложение 6.Задачи для самостоятельной работы.

Приложение 7.Таблицы для самостоятельной работы.

Приложение 1

 

Тестовые вопросы для исходного уровня.

1. Источник инфекции - это:

А. совокупность животных, объединенных генофондом

Б. коллектив с высокой заболеваемостью его членов

В. зараженные люди и животные

Г. природный биоценоз

Д. естественная среда обитания возбудителя.

 

2. Выберите источник инфекции при антропонозах:

А. грызуны

Б. блохи

В. больные люди

Г. насекомые

Д. вода

 

3. Выберите источник инфекции при зоонозах:

А. вши

Б. животные

В. человек

Г. пищевые продукты

Д. вода

 

4. Сапронозы - это инфекции, резервуаром которых является:

А. человек

Б. животное

В. растение

Г. абиотическая среда

Д. насекомые

 

5. Выберите механизм передачи возбудителя:

А. водный

Б. парентеральный

В. аэрозольный

Г. пищевой

Д. алиментарный

 

6. Укажите фактор передачи инфекции:

А. грызуны

Б. больной человек

В. заразоноситель

Г. домашние животные

Д. вода

 

7. Укажите путь передачи при кишечных инфекциях:

А. воздушно-капельный

Б. фекально-оральный

В. водный

Г. вертикальный

Д. трансмиссивный

 

8. Антропонозы - это инфекции, при которых источником инфекции является:

А. человек

Б. животное

В. вода

Г. пищевые продукты

Д. насекомые

 

9. Выберите фактор передачи возбудителей кровяных инфекции:

А. грызуны

Б. птицы

В. вши

Г. мухи

Д. тараканы

 

10. Выберите эпидпризнак популяции хозяина:

А. патогенность

Б. восприимчивость

В. манифестность

Г. контагиозность

Д. иммуногенность

 

Критерии оценки знаний студентов:

"Отлично" - 10 правильных ответов

"Хорошо" - 9 правильных ответов

"Удовлетворительно" - 8 правильных ответов

"Неудовлетворительно" - менее 8 ответов

 

Приложение 2

 

Контрольные вопросы для исходного уровня знаний.

1. Определение эпидемиологии как науки об эпидемическом процессе.

2. Определение эпидемического процесса (Л.В.Громашевский, И.И.Елкин, В.Д.Беляков).

3. Разделы учения эпидемического процесса.

4. Биологический фактор, как внутренняя причина возникновения эпидемического процесса.

5. Эпидемиологические признаки популяции паразита.

6. Эпидемиологические признаки популяции хозяина.

7 .Значение природного и социального факторов в развитии ЭП.

8 Определение понятия источника инфекции, виды и категории источников инфекции.

9. Эпидемиологическое значение больных при различных формах проявления инфекции.

1О.Эпидемиологическое значение заразоносителей, их классификация.

11. Определение и типы механизма передачи возбудителя.

12. Факторы и пути передачи инфекции.

13. Теория природной очаговости Е.Н.Павловского.

14. Теория саморегуляции эпидемического процесса В.Д.Белякова.

15. Проявление эпидемического процесса по уровню, территории, времени, группам населения.

 

Приложение 3.

Информационно-дидактический блок.

• Громашевский Л.В.:Эпидемический процесс (ЭП) - непрерывная цепь следующих друг за другом инфекционных состояний.

• Елкин И.И.:Эпидемический процесс - это ряд связанных между собой и возникающих один из другого эпидемических очагов.

•Беляков В.Д.:Эпидемический процесс - это процесс взаимодействия паразита и хозяина на популяционном уровне, проявляющийся при определенных социальных и природных условиях манифестными и бессимптомными формами инфекции.

Эпидемический процесс является сложной специфической системой со своими иерархическими уровнями строения и регуляторными механизмами, а также, как любое другое сложное явление, имеет свою основу, природу, сущность процесса, механизм развития и специфические проявления.

Учение об эпидемическом процессе имеет свои исторические корни. Перед исследователями всегда стоял вопрос о причинах появления и исчезновения массовых инфекционных болезней, т.е. о распространении инфекции в человеческом обществе. При этом задолго до обоснования причинной зависимости между инфекционными заболеваниями людей и паразитическими видами, развивались представления о контагиозности, заразности этих болезней. Именно эти представления следует считать первым шагом на пути к обоснованию современных понятий эпидемия и эпидемический процесс.

Различные аспекты теории об "эпидемиях" и "эпидемическом процессе" нашли отражение в фундаментальных трудах Д.К.Заболотного, Л.В.Громашевского, В.А.Башенина, М.Н.Соловьева, Н.А.Семашко, Е.Н.Павловского, В.Н.Беклемишева, И.И.Елкина, Ш.Д.Мошковского, В.М.Жданова и др. В частности, Д.К.Заболотный, В.А.Башенин, М.Н.Соловьев и др. особо акцентировали внимание на социальную сторону при возникновении инфекционных заболеваний, связанных с социальными условиями жизни населения, которая лежит в самой основе эпидемического процесса. В.М.Жданов, В.Д.Беляков и др. высказывали мнения о существенных различиях эпидемического процесса антропонозов и зоонозов.

Основоположником современного учения об эпидемическом процессе следует считать Л.В.Громашевского (1941, 1949, 1965), впервые детально разработавшего основные законы эпидемиологии, теорию механизма передачи инфекции и движущих сил эпидемического процесса.

Анализируя причины возникновения различных эпидемий инфекционных болезней, Л.В.Громашевский обратил внимание на три обстоятельства. Первым совершенно необходимым условием возникновения эпидемии является наличие источника возбудителя инфекции. Отсутствие источника исключает всякую возможность возникновения не только эпидемии, но и отдельного заболевания.

Однако наличие источника возбудителя инфекции само по себе не обусловливает возникновение эпидемического процесса, если в этом процессе не принимает участие окружающая среда. Отсюда возникает второе обязательное условие, необходимое для появления эпидемического процесса. Это наличие более или менее специфических факторов окружающей среды, способных осуществлять эстафетную передачу возбудителя, т.е. способствовать дальнейшему распространению данной инфекционной болезни.

Третьим обязательным условием возникновения эпидемического процесса, является восприимчивость населения к возбудителю данной инфекционной болезни.

Из указанных трех предпосылок (источник возбудителя инфекции, механизм передачи, восприимчивость населения) слагается та совокупность условий, которая определяет возможность возникновения инфекционной болезни, и, следовательно, эпидемического процесса. Наоборот, отсутствие хотя бы одного из этих условий полностью исключает такую возможность. Это теоретическое положение Л.В.Громашевского легло в основу универсального общего закона эпидемиологии, который звучит так: "эпидемический процесс возникает и поддерживается при взаимодействии трех обязательных его элементов: источника возбудителя инфекции, механизма передачи и восприимчивости населения к данной инфекции. При разрыве взаимодействия и выключении хотя бы одного из элементов эпидемический процесс прекращается".

Итак, элементарной основой эпидемического процесса является источник возбудителя инфекции, механизм передачи и восприимчивость населения. Однако изучение этих отдельных звеньев не позволяет полностью познать его природу, сущность.

Эпидемический процесс протекает среди людей во взаимосвязи с природной и социальной средой, которые составляют качественную особенность эпидемического процесса, отличающую его от эпизоотического и эпифитотического процессов, обусловливающих существование патогенных возбудителей в животном и растительном мире. Поэтому эпидемический процесс уже по своей внутренней природе относится к социально-биологическим явлениям.

Социально-биологический характер эпидемического процесса отчетливо проявляется при совокупном анализе причин и условий его развития. Для этого необходимо целостное рассмотрение всех взаимодействующих его компонентов. Социальные и природные условия непосредственно включается в функционирование "триады" эпидемического процесса и являются его движущей силой.

Важнейшим достижением теории эпидемиологии является учение о механизме передачи возбудителей инфекции, сформулированной Л.В.Громашевским (1949). Суть этого учения заключается в том ,что эволюционно выработанный механизм обеспечивает паразиту смену индивидуальных организмов определенных хозяев и способствует поддержанию (сохранению) биологического вида посредством специфического механизма передачи. Основой этого учения является соответствие механизма передачи основной локализации возбудителя в организме хозяина.

Механизм передачи - способ перемещения возбудителя инфекционной болезни из зараженного организма в восприимчивый. Он реализуется через три стадии (фазы): а) стадию выделения из зараженного организма, б) стадию временного пребывания в абиотических и биотических объектах окружающей среды, в) стадию внедрения в восприимчивый организм. Механизм передачи реализуется различными объективными процессами, способными осуществлять заражение восприимчивого организма. Вторая и третья стадии механизма передачи реализуется через факторы передачи.

Факторы передачи- это элементы внешней среды и живые членистоногие, обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другой. Факторы передачи, на которые возбудитель попадает при реализации первой стадии механизма передачи, называются первичными. Факторы передачи доставляемые в заражаемый организм, называются конечными. Обобщенно можно выделить следующие элементы внешней среды, выполняющие функции факторов передачи: воздух, пища, вода, почва, предметы быта и производственной обстановки, живые членистоногие. Последний, посредством, которого осуществляется перенос (передача) от источника к восприимчивому организму, называется переносчиком возбудителя.

Конкретные элементы внешней среды и живые переносчики или их сочетания (совокупность факторов), которые обеспечивают перенос возбудителя из одного организма в другой, в конкретных условиях эпидемической обстановки называют путями передачи.

Эволюционно выработанное паразитами свойство выделяться из организма зараженного хозяина необходимо для того, чтобы не закончить свое существование после гибели хозяина, а перейти к обитанию в организм другого индивида.

Первая стадия механизма передачи - выход возбудителя, осуществляется в процессе физиологических реакций (дефекация, мочеотделение, дыхание, разговор), их патологической интенсификации (понос), а также при некоторых патологических актах, сопровождающих заболевание (кашель, чихание, рвота, язвы, эрозии на кожных покровах и слизистых оболочках). При прохождении возбудителя в замкнутой системе кровообращения он активно выводится из организма кровососущими членистоногими.

Вторая стадия - временное пребывание возбудителя в абиотических и биотических объектах внешней среды присуще большинству возбудителей. В этой фазе механизма передачи не только обеспечивается временное сохранение возбудителей, но и реализуется доставка их в новый организм. Когда фактором передачи выступают кровососущие членистоногие, в ряде случаев в их организме происходит не только сохранение, но и размножение возбудителя.

Стадия внедрения возбудителя в новый организм возможна в процессе вдыхания контаминированного воздуха, проглатывание зараженной воды или пищи, через соприкосновение (контакт) с контаминированными объектами или через кровососущих переносчиков.

Способы выведения возбудителя из зараженного организма (первая стадия механизма передачи) и внедрение в восприимчивый организм (третья стадия механизма передачи) определяются специфической локализацией его в организме хозяина; в свою очередь это локализация определяет механизм передачи возбудителя от зараженного организма в заражающийся. В этом заключается принцип взаимно обусловленного соответствия локализации возбудителя в организме хозяина и механизм его передачи от индивида к другому.

При специфической локализации возбудителя на слизистой оболочке дыхательных путей его выведение происходит выдыхаемым воздухом, в котором он находится в составе аэрозолей. Акт заражения происходит при вдыхании контаминированного воздуха, в результате чего возбудитель вновь локализуется в дыхательных путях нового организма. Поэтому механизм передачи возбудителей инфекции дыхательных путей называют аэрозольным (аспирационный, воздушно-капельный, воздушно-пылевой, аэрогенный, респираторный). Реализация аэрозольного механизма передачи осуществляется в основном двумя путями: воздушно-капельным - при нестойких во нешней среде микроорганизмах (менингококки, вирус кори и др.) и воздушно-пылевым - при устойчивых во внешней среде (например, микобактерии туберкулеза). Воздух как фактор передачи иногда выполняет существенную роль при лабораторных заражениях. При этом в виде аэрозоля могут распространяться возбудители, имеющие иные естественные пути передачи: например, так может произойти заражение риккетсиями, бруцеллами.

Специфическая локализация возбудителя преимущественно в кишечнике определяет его выведение из зараженного организма с экскретами (фекалии, моча) или с рвотными массами. Проникновение в восприимчивый организм происходит через рот, главным образом при заглатывании контаминированной воды или пищи, после чего паразит вновь локализуется в пищеварительном тракте нового организма. При плохой санитарной обработке, когда испражнения больных доступны мухам, они могут стать механическим переносчиком возбудителей. При низкой санитарной культуре населения в сочетании с плохими санитарно-бытовыми условиями возможен контактно-бытовой путь передачи возбудителей с помощью таких предметов, как игрушки полотенце посуда и др. Механизм передачи возбудителей кишечных инфекций обобщенно называют фекально-оральным.

При специфической локализации возбудителя преимущественно в кровеносной системе он выводится из зараженного организма в основном посредством укуса кровососущего членистоногого (насекомого или клеща) и вводится в кровеносную систему восприимчивого организма при новом кровососании зараженного членистоногого. Поэтому механизм передачи возбудителей кровяных инфекций называют трансмиссивным. У разных видов переносчиков, эволюционно выработался определенный тип выделения возбудителя из организма переносчика: риккетсии - при дефекации из вши, чумные микробы - при срыгивании блох и др.

Специфическая локализация возбудителя преимущественно на кожных покровах - коже и ее придатках, слизистых оболочках, имеющих выход во внешнюю среду (кроме пищеварительной и дыхательной систем), определяет возможность перехода его на наружные покровы восприимчивого организма при соприкосновении с источником (венерические болезни, микозы). Поэтому механизм передачи возбудителей инфекции наружных покровов непосредственно от источника к восприимчивому лицу называют контактным. Передача возбудителей этих инфекций может происходить и через инфицированные источником абиотические объекты окружающей среды - почву, предметы обихода и др. В этих случаях принято говорить о прямом (косвенном, опосредованном) контакте.

Выявлено эпидемиологическое значение не одной, в двух и более локализаций отдельных возбудителей в организме хозяина. Однако, ка правило, сохранение биологического вида возбудителя обеспечивается одной основной локализацией возбудителя. В этих случаях говорят об основной и дополнительных локализациях возбудителя в организме специфического хозяина.

По мере развития учения об эпидемическом процессе, происходило уточнение тех или иных положений теории механизма передачи. В частности, кроме четырех основных механизмов передачи возбудителей выявлена их локализация в зародышевых клетках и соответственно выделен пятый тип - "вертикальный механизм" - от матери к плоду, т.е. непосредственно от одного поколения к другому (возбудители цитомегалии, ВИЧ-инфекции, токсоплазмоза, краснухи, герпеса и др.).

Таким образом, динамика развития и проявления эпидемического процесса, особенно на организменном его уровне в виде клинического проявления, отражает социальные и техногенные процессы в мире и может рассматриваться как своеобразный индикатор этих процессов. Здесь уместно особо подчеркнуть то обстоятельство, что связь эпидемического процесса определенных видов инфекционных болезней с развитием индустриализации, урбанизации, все более широким применением достижений химии, физики в производстве и в быту не вызывает сомнений. Однако это связь отражает только внешнюю сторону. Технический прогресс и связанные с ними глобальные экологические изменения поступательно развиваются и будут развиваться. В связи с этим необходимо предвидеть и предупредить негативные эпидемиологические последствия этих факторов. Это возможно при систематическом изучении и анализа внутренних закономерностей, свойственных эпидемическому процессу, а именно предвидение и учет взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимооусловленных адаптационных процессов на всех уровнях системы эпидемического процесса, происходящих под влиянием экологической обстановки и технического прогресса.

Приложение 4.

 

Контрольные вопросы для заключительного уровня знаний.

1. Дайте определение понятию "инфекционный процесс".

2. Дайте определение понятию "эпизоотический процесс".

3. Что такое спорадическая заболеваемость.

4. Какие инфекционные заболевания называются экзотическими.

5. Назовите три фазы механизма передачи возбудителя.

6. Понятия "эпидемия", " пандемия ".

7. Назовите варианты механизма передачи возбудителей инфекционных болезней.

8. Социальная среда, ее роль в эпидемическом процессе.

9. Природная среда, ее участие в развитии эпидемического процесса.

10. Пути и факторы передачи возбудителей.

 

Приложение 5.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.