1. Методы психодиагностического изучения личности в юридической психологии.
2. Личностные опросники.
3. Проективные методики.
4. Положительные и отрицательные стороны психологического тестирования.
5. Составление вероятностного психологического портрета преступника как метод юридической психологии.
Вопросы и задания:
1. Назовите методы изучения личности, применяемые в юридической психологии.
2. Раскройте содержание понятия «психодиагностика».
3. Важнейшими критериями оценки теста является его валидность и надежность. Дайте определение этих понятий.
4. Охарактеризуйте основные личностные методики, применяемые при отборе в правоохранительные органы и проведении судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
5. Перечислите организационные требования к проведению психологического тестирования.
Литература:
1. Анфиногенов А.И. Психологическое портретирование неустановленного преступника. М., 2002.
2. Анастази А.Л. Психологическое тестирование. В 2 т.М., 1982.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2002.
4. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Проблемы развития современной психологической диагностики // Вопросы психологии 2006 № 5.
5. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. М., 2002.
7. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.
8. Регун Л.А. практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.
9. Самовичев Е.Г. Некоторые прикладные вопросы анализа серийных преступлений. М., 1993.
10. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. М., 1990.
11. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
12. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. М., 2000.
Тема 3. Познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.
План занятия:
1. Физиологические основы познавательных процессов.
2. Закономерности и свойства ощущений.
3. Закономерности и свойства восприятия.
4. Восприятие времени и пространства.
5. Память: понятие, виды. Психология мнемической деятельности.
6. Приемы активизации памяти участников уголовного процесса.
7. Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста.
8. Учет закономерностей познавательных процессов при формировании свидетельских показаний.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте основные биологические основы психики, основные тезисы теории локализации психических функций. Что такое функциональная ассиметрия полушарий головного мозга? Какова взаимосвязь психических состояний и процессов с физиологическими особенностями головного мозга.
2. Перечислите и раскройте основные закономерности и свойства ощущений. Каково их значение в профессиональной деятельности юриста?
3. Какие закономерности и свойства восприятия в большей степени влияют на формирование свидетельских показаний?
4. Определите значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности юриста.
5. Приведите примеры иллюзий восприятия. Каким образом они могут повлиять на формирование свидетельских показаний?
6. Какие закономерности памяти влияют на запоминание и воспроизведение информации человеком?
7. Опишите основные мнемические приемы, улучшающие запоминание. Укажите их сферы применения в профессиональной деятельности юриста. Проиллюстрируйте примером.
8. Перечислите основные традиционные и нетрадиционные приемы активизации памяти участников уголовного процесса. Возможно ли применение метода гипнорепродукции и когнитивного интервью в отечественной практике?
9. В чем состоят особенности творческого мышления и какие основные его закономерности необходимо учитывать в профессиональной деятельности юриста?
Литература:
1. Акентьев П.В. Гипнорепродукционные опросы в работе органов внутренних дел. М., 2003.
2. Анушат Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики. М., 2001.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
4. Гранат Н.Л., Ратинов А.Р. Решение следственных задач. Волгоград, 1978.
5. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М., 1972.
6. Гримак Л. П. Гипноз и преступность. М., 1997.
7. Гримак Л.П. Тайны гипноза: современный взгляд. СПб., 2004.
8. Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965.
9. Лурия А.Р. Маленькая книга о большой памяти (ум мнемониста). М., 1967; 1994.
10. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975.
11. Лурия А.Р. Потеряный и возвращенный мир. М., 1971.
12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2004.
13. Мощанский А.Б. Использование гипнозоподобных состояний для восстановления событий в ходе оперативно-технических мероприятий //Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений. М., 1994.
18. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.
19. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1989.
20. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 2004.
21. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.
22. Шерток Л. Гипноз. М., 1992.
Тема 4. Психология личности.
План занятия:
1. Соотношение биологического и социального в личности.
2. Основные теории личности в зарубежной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая школа)
3. Теории личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов)
Вопросы и задания:
1. Раскройте содержание понятия «личность».
2. Приведите основные классификации теорий личности в современной отечественной и зарубежной психологии.
3. Раскройте основные постулаты понимания личности в рамках психоанализа.
4. Каким образом психоанализ объясняет причины преступного поведения? Можно ли анализировать личность современного преступника с позиций данной концепции?
5. Дайте определение защитных механизмов психики, перечислите их и проиллюстрируйте примерами из собственного жизненного опыта или художественной литературы.
6. Какие основные постулаты бихевиоризма применяются в практике пенитенциарной системы?
7. Раскройте основные теоретические постулаты теорий личности, представленных в отечественной психологии.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
3. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 1992.
4. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. СПб., 1999.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
6. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1984.
7. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
9. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998.
10. Платонов К.К. Структура и формирование личности. М., 1986.
11. Разорина Л.М. К определению содержания понятий «личность» в советской психологии // Вопросы психологии 2005 № 1.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
13. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
14. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2001.
15. Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1991.
16. Холл К., Линдсей Г. Теория личности. М., 1999.
17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
18. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002.
19. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1992.
20. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.
План занятия:
1. Понятие темперамента, виды.
2. Характер, его свойства и черты.
3. Акцентуации характера и их криминогенное значение.
4. Воля в структуре характера личности.
5. Мотивационная сфера личности.
Вопросы и задания:
1. Перечислите основные виды темперамента, дайте им краткую характеристику.Какие основные свойства нервной системы влияют на формирование темперамента?
2. Раскройте понятие характера, перечислите его основные свойства.
3. Что представляют собой акцентуации характера? В чем отличия психопатии от акцентуации характера?
4. Раскройте криминологическое значение отдельных видов акцентуций.
5. Проиллюстрируйте отдельные виды акцентуаций характера (возможные варианты демонстрации: ролевое проигрывание, демонстрация примера из художественной литературы, кинематографа).
6. Каким образом акцентуация характера юриста может влиять на успешность его профессиональной деятельности?
7. Определите место и роль воли с структуре личности. Перечислите психологические критерии понятия «порок воли».
8. Что такое мотив? Раскройте психолого-правовое значение мотива, его соотношение с понятием мотивации.
Литература:
1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2006.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
3. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1999.
4. Личко А.Е., Лавкай И.Ю. Акцентуации характера у подростков // Психологический журнал. 1987. том 8. № 2.
5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.
6. Личность преступника как объект психологического исследования/Под ред. А.Р. Ратинова М. 1979.
7. Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния. М., 2001.
8. Разумникова О.М. проявление половых различий в творческой деятельности // Вопросы психологии 2006 № 1.
9. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
10. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
Тема 6. Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка.
План занятия:
1. Понятие эмоций, их отражательная и регулирующая функция.
2. Уголовно-правовое значение физиологического аффекта.
3. Диагностические признаки аффекта, фрустрации.
4. Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
5. Посттравматические стрессовые расстройства в практике судебно-психологической экспертизы.
Вопросы и задания:
1. Каким образом высокий уровень тревожности может влиять на эффективность труда юриста?
4. Что такое фрустрация, какое влияние она оказывает на поведение человека? Что общего между стрессом и фрустрацией, в чем состоит различие между ними?
5. Что представляют собой посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР)? Каким образом ПТСР влияет на преступное поведение?
6. Перечислите способы преодоления отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в профессиональной деятельности юриста?
7. Каким образом личностные характеристики юриста и соблюдение приемов психогигиены влияют на преодоление стрессогенной ситуации?
Литература:
1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
3. Леонова А.В., Мотовилина И.А. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений // Психологический журнал 2006 № 2.
4. Магомед-Эминов М.Ш. Психология уцелевшего // Вестник МГУ, серия 14 (психология) 2005 № 3.
5. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. М., 2000.
6. Постылакова Ю.В. ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал 2005 № 6.
7. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
8. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза аффекта в свете нового УК РФ: проблемы и перспективы // Психологический журнал. 1997. Т 18, № 2 С.50-57.
9. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
10. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. М., 2000.
11. Ситковская О.Д. Аффект: криминально-психологическое исследование. М., 2001.
12. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.
Тема 7. Психология преступного поведения.
План занятия:
1. Психологические особенности личности преступника.
6. Раскройте основные теории возникновения агрессивных форм поведения. Какая из них, по вашему мнению, в большей степени отражает суть криминальной агрессии?
7. Каким образом психические аномалии могут влиять на престпное поведение?
Литература:
1. Ахмедшин Р.Л. Изучение личности преступника в методике расследования преступлений. Томск, 2000.
10. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб.- М., 2004.
11. Белобородов А.Г. Особенности имплицитных теорий личности преступника // Сб. науч. трудов НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Ген. прокуратуре РФ. М., 2001.
12. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2002. Гл. 5, 6.
13. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб., 2004.
14. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
15. Гулевич О.А. Атрибуция степени ответственности и вины преступника и его жертвы // Психологический журнал 2006 № 3.
16. Джекебаев У.С. О социально-психологических аспектах преступного поведения. Алма-Ата, 1971.
17. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Цибульский Н.Г., Чудова Н.В. Специфика агрессии в интернет-среде // Психологический журнал 2006 № 6.
14. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.
15. Ратинов А.Р., Лукашевич В.Г., Ратинов В.А. Личность в преступной группе: методологические и методические вопросы исследования // Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред. А.Р. Ратинова. М., 1979.
16. Рыбаков В.И. Некоторые особенности психологии преступной группы. Херсон, 1975.
5. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Вопросы и задания:
1. Опишите психологические особенности подростка. Каким образом физиологические изменения организма влияют на психологические характеристики подростка?
2. Каким образом акцентуации характера влияют на поведенческие особенности подростка, способствуют ли они девиантному поведению?
3. Каковы мотивы характерны для насильственных преступлений несовершеннолетних?
4. Что влияет на формирование отставания в психическом развитии подростка, не связанном с психическим заболеванием?
5. Каковы основные пути предупреждения и профилактики криминогенности подросткового возраста?
Литература:
1. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995.
2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.
3. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М., 1998.
4. Гилинский Я. Девиантология. СПб., 2004.
5. Горьковая И.А. Влияние семьи на проявление делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994 № 2.
6. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1991.
7. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М., 2004.
8. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1989.
9. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
11. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.
12. Кондрат Т.Н. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. СПб., 2006.
13. Немов Р.С. Психология. Т. 2. М., 1995.
14. Психология человека от рождения до старости / Под ред. А.И.Реана. СПб., 2001.
15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст, проблемы становления личности. М., 1994.
Тема 13. Психология допроса.
План занятия:
1. Психология формирования показаний.
2. Приемы установления психологического контакта.
3. Психология допроса потерпевшего.
4. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.
5. Психологическая природа лжи, ее диагностика и ее разоблачение.
6. Психологические особенности допроса несовершеннолетних.
Вопросы и задания:
1. Каким образом психические состояния и познавательные процессы влияют на формирование свидетельских показаний?
2. Каковы условия установления следователем психологического контакта с допрашиваемым?
3. Какие психологические особенности потерпевшего влияют на его поведение во время допроса?
4. Что представляет собой с психологической точки зрения ложь? Перечислите диагностические признаки вербальных и невербальных проявлений лжи.
5. Перечислите основные тактико-психологические приемы и методы разоблачения лжи, кратко охарактеризуйте их.
6. В чем состоят психологические особенности допроса несовершеннолетних участников судопроизводства?
7. Назовите приемы активизации памяти допрашиваемого.
14. Китаев Н.Н. Гипноз и преступления. Иркутск, 2006.
15. Леонтьев А.А. Речь в криминальной и судебной психологии. М., 1977.
16. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. СПб., 2002. С. 133-176.
17. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.
18. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967., М., 2001.
19. Ратинов А.Р. Феноменология лжи. Судебно-психологический взгляд // Сб. научн. трудов НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. М., 1998.
20. Ратинов А.Р., Ефимова Н.И. Психология допроса обвиняемого. М., 1988.
21. Тарасов А.Н. Психология лжи. М., 2005.
22. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1997.
23. Экман П. Психология лжи. СПб., 1998.
Тема 11. Психология осмотра места происшествия.
План занятия:
1. Основные психологические задачи при осмотре места происшествия.
2. Познавательная деятельность следователя при осмотре места происшествия (когнитивный диссонанс).
3. Материальные следы действий преступника, как источник информации о личностных особенностях.
4. Инсценировки на месте происшествия.
Вопросы и задания.
1. Каким образом когнитивный диссонанс влияет на психическое состояние следователя при осмотре места происшествия?
2. Какую роль играет установка в поисковой деятельности следователя во время осмотра места происшествия?
3. Что такое динамический стереотип, как он отражается на месте происшествия в поведении преступника?
4. Раскройте содержание понятия «каузальная атрибуция».
Литература:
1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.
2. Белкин Р.С. Экспериментальный метод в следственной, судебной и экспертной деятельности. М., 1964.
3. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Омск, 1979.
1. Что является предметом судебно-психологической экспертизы? В чем состоит отличие предмета судебно-психологической экспертизы от предмета судебно-психиатрической экспертизы?
2. Назовите основания назначения судебно-психологической экспертизы.
3. Чем определяется компетенция судебно-психологической экспертизы, профессиональная компетенция эксперта-психолога?
4. Что является основанием назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы?
5. В каких случаях проводится посмертная судебно-психологическая экспертиза?
6. Назовите основную задачу проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних.
7. Какие вопросы могут исследоваться экспертом-психологом при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде?
Литература:
1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. СПб., 2002.
4. Китаев Н.Н., Китаева В.Н. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблемы, практика, перспективы. Иркутск, 2002.
5. Китаев Н.Н. Психофизиологическая экспертиза – грубое нарушение инструкции о порядке примененичя полиграфа при опросе граждан //Российский следователь. 2007. № 6.
6. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977.
7. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.
8. Кроз М.В., Ратинова Н.А. Участие психолога в прокурорских проверках и расследовании преступлений о возбуждении национальной, расовой, религиозной, социальной вражды. М., 2006.
9. Кудрявцев И.Н. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.
10. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений // Психологический журнал. 1997. № 3.
11. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. СПб., 2002.
12. Медицинская и судебная психология / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М., 2004.
13. Морозова М.В. Психологический аспект экспертизы способности малолетних и несовершеннолетних давать показания по уголовным делам // Психологический журнал. 1997 Т. 18 № 4.
14. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. М., 2000.
15. Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти: Психолого-правовая характеристика. М., 2005.
16. Сафуанов Ф.В. Психолого-психиатрическая экспертиза по факту самоубийств / Российская юстиция. 1995. № 12.
17. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1988.