Любая воля бессильна, если мы в действительности не собираемся расставаться со старыми привычками. Как правило, мы хотим избавиться от их мучительных последствий, но желаем избавиться от самих привычек. Большинство диет нарушается после короткого времени, потому что голодающий начинает чувствовать себя обделенным. Он хотел сбросить вес, лучше выглядеть и лучшесебя чувствовать. Но он не хотел отказываться от переедания. В результате его мысли постоянно обращаются к еде. Чем больше он думает о ней, тем сильнее ему хочется есть, и, наконец, это желание побеждает. Мы не должны тешить себя мыслью, будто можем изменить свою жизнь с помощью одной самодисциплины. Если человек действительно хочет сбросить лишний вес, он должен сосредоточиться на идее избавления от привычки передать, служившей компенсацией за напряженность и неудовлетворенные потребности. Людей редко останавливает (если вообще останавливает) мысль, что они должны прекратить чем-то заниматься. Это порождает лишь чувство вины, расстройство и тревогу; препятствующие изменению. Прежде чем избавиться от любой привычки, вы должны осознать и принять тот факт; что ее имеете. Отрицание своих изъянов мешает вам преодолеть их.Осуждение вредных привычек на словах лишь усиливает их хватку, сводя к нулю все попытки по преодолению. Чувство вины только укрепляет их. Альфред Адлер сказал так: "Чем поступать неправильно или чувствовать себя виноватым, лучше не делать ни того, ни другого. Слишком много труда". Что за великий совет! Великий Учитель говорил, что никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, разодрав новую, и никто не вливает молодого вина в ветхие мехи. Мы должны создать новые, более позитивные привычки, устранив старые негативные путем вытеснения. Нужно вытеснять старые привычки полезными и позитивными мыслями и поступками. Если ваши родители отбирали у вас в детстве что-то, они обычно предлагали вам замену. Это отвлекало ваше внимание от отобранной вещи. Мы с готовностью расстаемся с тем, что оказывает разрушительное влияние на нашу жизнь. Чем большее внимание вы уделяете какому-либо предмету, тем сильнее ваше желание обладать им.
ПРОГРАММА ВЫРАБОТКИ ПОЗИТИВНЫХ ПРИВЫЧЕК
Используйте нижеследующую программу для замещения любых негативных привычек, которые вредят вашему благополучию.
ШАГ 1
Напишите следующее: А. Какую негативную привычку вы хотите заместить? Б. Какую позитивную привычку или схему поведения вы хотите развить взамен старой? В. Какие действия вы предпримете для замещения своей негативной привычки? Г. Каким может быть простейший и наиболее логичный способ для достижения этого?
ШАГ 2
А. Представьте, что вы уже преуспели в изменении своей привычки. Представьте себя наслаждающимся преимуществами новой позитивной привычки. Б. Выберите и используйте позитивное утверждение , согласующееся с вашим воображением.
ШАГ З
Наблюдайте за своими действиями и берите а заметку каждый случай, когда вы терпите неудачу в достижении желаемого. Помните; НЕ ограничивайте и не осуждайте себя. Просто делайте беспристрастное замечание и вносите необходимые коррективы.
ШАГ 4
Ведите записи на протяжении как минимум 21 дня. После того, как вы сознательно выберете свою новую позитивную привычку, эти четыре шага позволят вам запрограммировать ее в вашем подсознании. Затем она станет автоматическим рефлекторным действием. Если у вас развиты негативные реакции на жизненные ситуации, вы автоматически будете ДЕЙСТВОВАТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ в соответствии с ними. Необходимо постоянно проверять свои реакции или схемы поведения, пользуясь нижеследующей трехступенчатой формулой: 1. Устраните из жизни все. что не улучшает вашего благополучия. 2. Найдите то, что работает непосредственно на вас, и запрограммируйте это в своем подсознании. 3. Постоянно добавляйте то новое, которое вы считаете полезным для себя. Придерживайтесь этих советов в дальнейшем, и вы обнаружите, что приобретете положительный опыт. Вы можете обещать себе все что угодно, но имейте в виду, что важно приступить к выполнению этой программы немедленно. Сделав это, вы приобретете уверенность в себе, поскольку будете самостоятельно улучшать ситуацию. "Включающее" действие динамической наработки новой привычки в течение 21 дня заработает с магической силой. Запомните следующие важные факты, касающиеся изменения ваших привычек: А. Осознайте и примите тот факт, что вы имеете негативную привычку, и не осуждайте себя за это. Б. Перед тем как менять свою привычку, взвесьте потенциальные выгоды в сравнении с ценой, которую вы заплатите за ее преодоление. В. Никакая сила воли не поможет, если вы действительно не хотите отказаться от своей привычки. Г. Вы должны быть убеждены в том, что перемена принесет с собой удовлетворение конкретной потребности или желания. Д. Самое главное - не чувствуйте себя виноватым или приговоренным к своему нынешнему состоянию. До сих пор вы делали лишь то, что позволял ваш уровень Осознания. Уильям Джеймс заметил, что формирование новой привычки похоже на сматывание клубка. Чем дольше мы сможем наматывать нитку, не роняя его, тем дальше продвинемся. Если уроним клубок и нитка размотается, нам придется начинать сначала. Когда новая привычка крепнет. старая все реже и реже искушает нас. Но мы так или иначе должны помнить, что старые привычки никогда не исчезают навеки. Они лишь оседают на дно нашего подсознания. Поэтому мы всегда должны контролировать свои мысли и поступки, направляя их на выработку новых привычек. СЕКРЕТ 5 Я НЕ ВИНОВАТ, ВЫ НЕ ВИНОВАТЫ Чувство вины - одна из наиболее распространенных причин стресса а нашем обществе. Мир полон ощущающих вину людей. Если вы не принадлежите к тем, кто преодолел эту деструктивную эмоцию, то, вероятно, разделяете вместе с подавляющим большинством целый набop разрушающих чувств, связанных с компасом вины. Практически все мы воспитывались с установкой на это чувство. Друзья, общество, школьные учителя, любимые люди и религиозные деятели превращали нас в машины, вырабатывающие комплекс. С детства нам напоминали о так называемом плохом поведении и неотьемлемом чувстве вины за то, что мы сделали или не сделали, сказали или не сказали. Поскольку многие люди втянуты в бесконечный поиск одобрения окружающих, они не могут справиться с инспирируемым чувством вины. Это главное орудие манипулятора. Все, что он хочет, - заставить нас почувствовать себя виноватыми. После этого мы любыми способами пытаемся как можно скорее вернуть себе утраченное расположение. В самом деле, многих людей можно заставить делать практически все что угодно, если они чувствуют себя достаточно виноватыми. Почему мы допускаем такое? Да просто потому, что вина ассоциируется с заботливостью и любовью. Если вы не заботитесь о других, то вы "плохой человек". Но дело в том, что вина не имеет ничего общего с заботливостью. Это скорее проявление невротического поведения, которое, как это ни странно, воспринимается большинством людей как нормальное. Иными словами, чтобы выказать искренность своей заботы о других, вам приходится проявлять невротические реакции, в противном случае вам "все равно". Эта вывернутая наизнанку логика управляет жизнью катастрофически большого числа людей. Интересно, что, когда я говорю на своих занятиях: "Человек никогда не должен чувствовать себя виноватым"; - кто-нибудь неизменно поднимает руку и спрашивает: "Вы хотите сказать, что я ни при каких обстоятельствах не должен чувствовать себя виноватым?" На самом деле этот человек пытается сказать, что его до такой степени приучили к этому чувству, что он уже считает себя виноватым, если и не ощущает себя таковым!
ВЗГЛЯД НА МОРАЛЬ
Ярлыки "хорошо" и "плохо", навешенные на огромное количество поступков определенными людьми, обществом или религиозными группами, представляют собой не что иное, как суждения, основанные на существующем уровне Осознания, который может быть ошибочным. То, что морально и правильно длявас сегодня, в данной точке вашего развития, может быть аморально и неправильно завтра, в другое время или в другом месте. Мораль – категория непостоянная. Томас Мор очень хорошо выразил это, сказав: Все мудрецы и крючкотворы Ведут между собою споры - Из ста двоих найдешь едва ли Согласных, что считать моралью. Законы, основанные на морали, не являются Всеобщими Законами, ибо Всеобщие законы неизменны. Их мало, они просты и приложимы всегда и повсюду, без вмешательства и моральных оценок любой группы, религии или личности. Нет Всеобщего Закона, увековечивающего чувство вины. Помните, ВИНА - ЭТО УСВОЕННАЯ эмоциональная РЕАКЦИЯ. СЕМЬ ОСНОВНЫХ ФОРМ ВИНЫ РОДИТЕЛИ - РЕБЕНОК В детстве вас приучали к чувству вины взрослые, в особенности члены вашей семьи. В конце концов, если они испытывают чувство вины и это для них хорошо, должно быть хорошо и для вас! Если им не нравилось то, что вы делали или говорили, вас называли "плохой девочкой" или "плохим мальчиком". Осуждали вас, а не ваши поступки. На протяжении всех детских лет, особенно первых пяти, вас учили отзываться на "хорошее" и "плохое", "правильное" и "неправильное". Чувство вины при этом внедрялось в ваше подсознание через систему вознаграждения и наказания. Именно в этом возрасте вы начали отождествлять себя с характером своих поступков. Родители невольно используют чувство вины как средство контроля над своими детьми. Они говорят ребенку, что, если он не сделает то-то, они очень расстроятся. Их оружием служат фразы вроде "что подумают соседи?", "ты позоришь нас!", "ты разочаровываешь нас!", "ты мог бы добиться большего!", "где твои манеры?" Этот список можно продолжать до бесконечности. Каждый раз, когда вы терпите неудачу, пытаясь порадовать своих родителей, они разыгрывают козырную карту. В результате вы вырабатываете схему поведения, направленную в первую очередь на удовлетворение моральных норм окружающих.Чтобы избежать чувства вины, говорите и делаете то, чего хотят от вас другие, каждый раз приходя к выводу, что лишь в этом случае понравитесь всем. Таким образом вы развиваете устойчивую потребность производить хорошее впечатление на других.
РЕБЕНОК - РОДИТЕЛИ
В противоположность вышеописанному способу дети часто с помощью чувства вины манипулируют своими родителями. Большинство взрослых хотят быть "хорошими" и не могут справиться с ощущением, будто их ребенок считает их поведение нечестным или безразличным. Для принуждения ребенок оперирует фразами вроде "на самом деле ты не любишь меня!" или "родители такого-то разрешили ему это". Он также напоминает старшим о том, что они делали или не сделали, интуитивно понимая: это рождает в них чувство вины. Эта схема поведения была усвоена в результате наблюдения за взрослыми. Ребенок не знает механизма ее работы, лишь понимая, что она наиболее эффективна для достижения желаемого. Поскольку манипуляция - одно из основных детских занятий, ребенку не требуется много времени для усвоения урока. Вина - это усвоенная эмоциональная реакция. Описанное поведение не является естественным. Если ваш ребенок пытается принудить вac к чему-либо с помощью чувства вины, можете быть уверены: он перенял эту тактику у хорошего учителя - у вас!
ВИНА ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ
"Если бы ты любил меня.." Так начинается одна из наиболее распространенных фраз, используемых для манипуляции своим партнером. Когда мы говорим: "Если бы ты любил меня, ты бы сделал это", - мы. в сущности, говорим; "Ты виноват, потому что не сделал этого" - или: "Если ты откажешься это сделать, значит, ты не любишь меня по-настоящему". Конечно, мы всегда должны показывать свою любовь и заботливость, даже если нам приходится усваивать невротическую схему введения! Если слова не действуют, мы можем прибегать к таким вещам, как наказание молчанием отказ от секса, обида, гнев, слезы или хлопанье дверьми. Другая тактика заключается в использовании чувства вины для наказания своих родителей за поведение, не соответствующее нашим ценностям и убеждениям. Копание в старых грехах и напоминание о том, как они были "не правы", помогают поддерживать чувство вины. Пока наши родители чувствуют себя виноватыми, мы можем манипулировать ими. Этот тип отношений подразумевает, что наша любовь зависит от особого поведения, которого мы добиваемся от своих родителей. Когда они не подчиняются, мы используем чувство вины для их "исправления". Это лишь несколько способов, внедряющих чувство вины в отношения, основанные на любви. ВИНА, ВНУШАЕМАЯ ОБЩЕСТВОМ Все начинается в школе, когда вы оказываетесь неспособны удовлетворить требования учителей. Вас заставляют испытывать вину за свое поведение, внушая, что вы могли бы добиться большего или что подвели своего учителя. Не пытаясь добраться до корня проблемы - ошибочного Осознания ученика, - учитель давит на чувство вины. Оно приносит мало пользы обучению, хотя и служит эффективным средством контроля. Общество внушает вам необходимость подчинения. Если вы делаете или говорите то, что считается социально неприемлемым, в вас развивают чувство вины. Наша тюремная система - превосходный пример воплощения теории вины. Если вы нарушаете моральный кодекс общества, то вас наказывают заключением в исправительном заведении. В течение этого времени от вас ждут раскаяния в содеянном. Чем тяжелее преступление, тем дольше вам предстоит раскаиваться. Потом вас выпускают как предположительно реабилитированного человека, не решив главную проблему: не исправив ошибочное Осознание, а именно – низкую самооценку. Неудивительно, что семьдесят пять процентов заключенных становятся рецидивистами. Чувство вины, внушаемое общественным воспитанием, заставляет вас беспокоиться о том, как другие отнесутся к вашим поступкам. Вы настолько озабочены чужим мнением, что не можете освободиться для главного: достижения собственных целей. Вы стремитесь посоветоваться с окружающими, прежде чем сделать или сказать что-то, способное их расстроить. Поэтому в обществе так сильны правила этикета. Для большинства людей вопрос: с какой стороны тарелки класть вилку? - в буквальном смысле вопрос жизни и смерти! Вся их жизнь управляется социально приемлемыми схемами поведения, потому что они не могут вынести чувства вины. К несчастью, люди чаще предпочитают быть вежливыми, чем оставаться самими собой.
СЕКСУАЛЬНАЯ ВИНА
Сексуальная вина долгое время была частью американского способа жизни. Прошлые поколения жили с сексуальными ценностями, несовместимыми с естественным желанием. Принуждаемые религиозным воспитанием, где все формы сексуального самовыражения были снабжены ярлыками "хорошо" или "плохо", "естественно" или "грешно", люди передавали свои убеждения от поколения к поколению, как заразную болезнь. Если ваша система ценностей включала какую-либо форму сексуальности, считавшуюся морально неприемлемой, вас принуждали испытывать чувство вины и стыда. Такие вещи, как мастурбация, внебрачный секс, порнография, гомосексуализм, аборты и т. д., были "плохими" и "грешными". В результате сегодня существует множество сексуальных табу, порожденных подавляемым чувством вины. Для среднего человека, с детства воспитанного на представлениях о греховности секса, невозможно наслаждаться любым сексуальным удовлетворением, не испытывая чувства вины. До тех пор, пока партнеры не поймут, что ЛЮБАЯ ФОРМА СЕКСУАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В ПРЕДЕЛАХ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И НЕ НАНОСЯЩАЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕДА ДРУГОМУ, ПРАВИЛЬНА НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЧТО ГОВОРЯТ ИЛИ ДУМАЮТ ОСТАЛЬНЫЕ, они никогда не приобретут богатого и полного сексуального опыта.
РЕЛИГИОЗНАЯ ВИНА
Религия сделала очень многое для развития и внедрения чувства вины в сознание среднего человека. Именно вследствие наличия понятия первородного греха вина является средством контроля над религиозными людьми. Через ложную концепцию совершенства многие религиозные конфессии внедряют чувство вины в сознание тех людей, которые не подходят под их моральные критерии, основанные на их интерпретации Писания. Они начинают с предпосылки, что любое суждение основано на понятии совершенства. Они говорят, что совершенство - это "хорошо", а несовершенство - "плохо". Ошибочная интерпретация ограничила понимание истинного значения слова. Если вы поместите под микроскоп десять тысяч одинаковых предметов, то увидите,что среди них нет и двух абсолютно схожих. Каждое существо четко отличается от другого: это биологический, психологический, философский и метафизический факт. Любая личность является выражением Творческого Разума, поэтому совершенство относительно, как, впрочем, и все остальное. Уоллес Стивене говорит об этом так: Двадцать человек, идущих через мост В одну деревню, - Это двадцать человек, идущих через двадцать мостов В двадцать деревень... Некоторые церкви, ожидающие, что два человека будут одинаково понимать Бога, Истину и Библию, приговорили своих верующих к неудаче в их исканиях. Как ни парадоксально, но, чтобы быть "совершенным", вы должны иметь изъяны. Несовершенства - это средства, способствующие вашему развитию, побуждающие все человечество к творчеству. Не иметь изъянов - значит быть стерильной личностью, не нуждающейся в умственной, физической, эмоциональной и духовной эволюции. Желание преуспеть, неиспорченное чувством вины, необходимо людям для того, чтобы добиваться все лучших результатов. Человеку, убежденному в том, что все грешное плохо", трудно увидеть ценность и красоту, - да, даже красоту! - в грехах и ошибках. Церковь утверждает, что грех - это "плохо", однако немногие священники будут отрицать, что мы учимся на своих ошибках. Различие заключатся в том, усвоим ли мы тот конкретный урок, которому они учат нас. Некоторые мировые свершения принадлежат людям, чьи недостатки были двигателем в творчестве. Если вы читали биографии великих людей, внесших существенный вклад в развитие человечества, то могли видеть, что они все без исключения обладали изъянами, многие из которых общество считало "греховными". Осознание этого факта позволит вам переоценить в перспективе ваше собственное чувство вины. Оно бесполезно и саморазрушительно. Достаточно иметь желание преодолеть так называемые недостатки, грехи и ошибки. САМОНАКЛАДЫВАЕМАЯ ВИНА Это наиболее деструктивная форма вины. Мы налагаем ее на себя, чувствуя, что нарушили свой моральный кодекс или моральный кодекс общества. Вина возникает, когда мы оглядываемся на свое прошлое и видим; что совершили неразумный выбор или поступок. Мы рассматриваем содеянное - было ли это неконструктивной критикой, воровством, обманом, ложью, преувеличением, нарушением религиозных норм или любым другим неприемлемым для нас поступком - в свете нашей теперешней системы ценностей. В большинстве случаев испытываемая вина является способом доказать, что наши поступки нам небезразличны и мы о них сожалеем. Мы одновременно сечем себя розгами за содеянное и пытаемся изменить прошлое. При этом не можем понять, что прошлое не изменить. Невротик всегда испытывает чувство вины. Сбалансированная цельная личность учится на примерах из прошлого. Между первым и вторым существует огромное различие. Отбывание приговора за воображаемую вину - невротическая привычка, от которой вам следует избавиться, если вы хотите когда-нибудь обрести уверенность в себе. Чувство вины ни на йоту вам не поможет. Оно лишь сделает вас пленником прошлого и лишит возможности предпринять какие-либо позитивныедействия в настоящем. Лелея чувство вины, вы ускользаете от ответственности за свою сегодняшнюю жизнь.