-правовая экспертиза внесённых в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и иных правовых актов;
- подготовка аналитических, справочных и иных материалов правового характера, необходимых при рассмотрении вопросов, внесённых на заседание Правительства Российской Федерации (Президиума Правительства Российской Федерации), для Председателя Правительства Российской Федерации (Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, ведущего заседание Правительства Российской Федерации);
- подготовка проектов актов Правительства Российской Федерации в соответствии с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации;
- правовое содействие в подготовке проектов протоколов заседаний Правительства Российской Федерации;
- методологическое обеспечение единообразного подхода к юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов, а также проектов федеральных законов, проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, вносимых Правительством Российской Федерации;
- осуществление лингвистической экспертизы проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, проектов федеральных законов, вносимых Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, проектов указов и распоряжений, представляемых на рассмотрение Президента Российской Федерации, а также проектов международных договоров Российской Федерации, участие в их стилистической и редакционной доработке, анализ языка и стиля, оценка стилистического качества указанных проектов, их соответствия нормам современного русского литературного языка с учётом функционально-стилистических особенностей юридических текстов и специфики требований юридической техники;
- участие в подготовке планов и программ законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и осуществление мониторинга их выполнения;
-экспертно- правовое, информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;
- систематизированный учёт законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, а также законопроектов и федеральных законов, поступивших в Правительство Российской Федерации из палат Федерального Собрания Российской Федерации;
- организация и обеспечение взаимодействия Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
- участие в подготовке встреч Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации с Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, руководителями депутатских объединений, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы;
- координация и участие в подготовке заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на законопроекты и законы, подготовленные субъектами права законодательной инициативы;
- экспертно-аналитическое сопровождение законопроектов, внесённых Правительством Российской Федерации, при их рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
- организация подготовки информационно-аналитических и справочных материалов о рассматриваемых законопроектах и законах, а также о позициях по этим законопроектам и законам участников законодательного процесса при их рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
- координация работы с парламентскими запросами и обращениями членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
- обеспечение взаимодействия Правительства Российской Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, обеспечение деятельности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации;
- координация и участие в подготовке правовой позиции Правительства Российской Федерации по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации;
- осуществление взаимодействия по вопросам своего ведения с Аппаратом Совета Федерации, Аппаратом Государственной Думы, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
От 13 октября 2004 г. N 1313
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Указов Президента РФ от 23.12.2005 N 1522,
От 16.03.2006 N 211, от 02.05.2006 N 451, от 21.09.2006 N 1036,
От 20.03.2007 N 370, от 07.05.2007 N 585с, от 04.03.2008 N 311,
От 14.07.2008 N 1079, от 23.10.2008 N 1517)
I. Общие положения
1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
(в ред. Указа Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.
2. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
3. Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации (п. 4 в ред. Указа Президента РФ от 07.05.2007 N 585с);
5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
(пп. 5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
(пп. 6 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
4. Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
5. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.
6. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
II. Полномочия
7. Минюст России осуществляет следующие полномочия:
1) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
5) участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
6) проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России;
7) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;
8) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
9) проводит в установленном порядке правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
10) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;
11) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
12) обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;
13) координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;
14) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
14.1) ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
(пп. 14.1 введен Указом Президента РФ от 16.03.2006 N 211)
15) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;
16) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации соответствующую информацию Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
17) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
18) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
18.1) согласовывает назначение руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;
(пп. 18.1 введен Указом Президента РФ от 21.09.2006 N 1036)
18.2) вносит в Правительство Российской Федерации представление о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;
(пп. 18.2 введен Указом Президента РФ от 21.09.2006 N 1036)
19) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
20) утратил силу с 20 марта 2007 года. - Указ Президента РФ от 20.03.2007 N 370;
20.1) определяет порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований Российской Федерации и обеспечивает доступность сведений, включенных в такой реестр;
(пп. 20.1 введен Указом Президента РФ от 16.03.2006 N 211)
20.2) ведет государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации;
(пп. 20.2 введен Указом Президента РФ от 16.03.2006 N 211)
20.3) осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
(пп. 20.3 введен Указом Президента РФ от 16.03.2006 N 211)
21) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;
22) представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
23) согласовывает в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;
24) вносит в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
25) дает заключения о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу;
26) получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
27) взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;
28) утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;
29) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;
30) утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;
30.1) утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, форму уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации или в прилагаемых к нему документах, форму выписки из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
(пп. 30.1 введен Указом Президента РФ от 02.05.2006 N 451)
30.2) по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает формы документов, используемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждение которых не отнесено федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;
(пп. 30.2 введен Указом Президента РФ от 02.05.2006 N 451)
30.3) определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;
(пп. 30.3 введен Указом Президента РФ от 02.05.2006 N 451)
30.4) - 30.6) утратили силу с 14 июля 2008 года. - Указ Президента РФ от 14.07.2008 N 1079;
30.7) принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
(пп. 30.7 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.8) выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;
(пп. 30.8 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.9) устанавливает порядок государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, а также принимает решение о государственной регистрации указанных эмблем и символики;
(пп. 30.9 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.10) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;
(пп. 30.10 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.11) организует при государственной регистрации религиозных организаций проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем;
(пп. 30.11 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.12) направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями, в том числе структурными подразделениями международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественными объединениями, политическими партиями и религиозными организациями;
(пп. 30.12 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.13) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре;
(пп. 30.13 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.14) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, методические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых в Минюст России и его территориальные органы в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
(пп. 30.14 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.15) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с реализацией ими функций, установленных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, в частности с ведением ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также иных реестров, ведение которых возложено на территориальные органы;
(пп. 30.15 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.16) осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
(пп. 30.16 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.17) открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;
(пп. 30.17 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.18) наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
(пп. 30.18 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.19) организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;
(пп. 30.19 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.20) удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
(пп. 30.20 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.21) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
(пп. 30.21 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.22) утверждает совместно с Федеральной нотариальной палатой порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса; образует совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;
(пп. 30.22 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.23) в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляет следующие правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:
координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
закрепляет за субъектами Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
осуществляет контроль деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
осуществляет функции в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
наряду с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции контроль за расходованием субвенций, предусмотренных на реализацию функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
доводит субвенции, предусмотренные на реализацию федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, до финансовых органов субъектов Российской Федерации;
(пп. 30.23 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.24) осуществляет функции администратора поступлений средств в федеральный бюджет, в том числе поступлений средств от платежей за государственную регистрацию актов гражданского состояния, - во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(пп. 30.24 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.25) принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Минюст России, в том числе средств от платежей за государственную регистрацию актов гражданского состояния, - во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(пп. 30.25 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.26) составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(пп. 30.26 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.27) ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестр национально-культурных автономий; реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации; государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
(пп. 30.27 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.28) ведет и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;
(пп. 30.28 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.29) предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию о зарегистрированных организациях;
(пп. 30.29 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.30) проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу;
(пп. 30.30 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
30.31) принимает решения по жалобам на отказ территориального органа в государственной регистрации некоммерческой организации, на уклонение территориального органа от государственной регистрации общественного объединения, а также на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
(пп. 30.31 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
31) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
32) подготавливает в установленном порядке представления о передаче лиц, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах, гражданами которых эти лица являются;
33) принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
34) утверждает формы ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
35) обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, принимает меры, направленные на ее совершенствование;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
36) разрабатывает на основании данных, представляемых подведомственными Минюсту России федеральными службами, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования подведомственных Минюсту России, федеральных служб;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
37) осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству Российской Федерации;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
38) организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
39) подготавливает ежегодные доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах;
40) организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов, в том числе профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему федеральных служб;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
41) организует и осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
42) организует внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
43) обеспечивает проведение единой технической политики и развитие систем связи и автоматизированного управления в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях Минюста России;
44) участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;
45) организует разработку и внедрение программно-технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации в соответствии с едиными требованиями (техническими регламентами, стандартами) и программами (планами) правовой информатизации территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
46) выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций;
47) организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
48) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в Минюсте России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях;
49) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;
49.1) - 49.2) утратили силу с 14 июля 2008 года. - Указ Президента РФ от 14.07.2008 N 1079;
50) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Минюста России;
51) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
8. Минюст России в целях реализации своих полномочий имеет право:
1) взаимодействовать в установленном порядке с палатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности;
2) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке территориальные органы и федеральные государственные учреждения Минюста России;
3) запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
(в ред. Указа Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
4) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, федеральные государственные учреждения Минюста России, а также ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
5) заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;
6) заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации международные договоры Российской Федерации межведомственного характера по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
7) обеспечивать реализацию программ правовой информатизации в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях Минюста России, а также в подведомственных ему федеральных службах;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
8) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минюста России;
9) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
10) учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
11) направлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и иным органам представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
(пп. 11 введен Указом Президента РФ от 16.03.2006 N 211)
12) в случае выявления несоответствия действующего нормативного правового акта либо акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации представлять в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.
(пп. 12 введен Указом Президента РФ от 16.03.2006 N 211)
9. Минюст России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Минюста России не распространяются на полномочия Министра юстиции Российской Федерации по управлению имуществом, закрепленным за Минюстом России на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений.
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минюст России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод человека и гражданина, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
III. Организация деятельности
10. Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.
11. Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.
12. Министр:
1) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц Минюста России по решению ими оперативных, организационных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции Минюста России;
2) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Минюста России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях, а также о территориальных органах подведомственных Минюсту России федеральных служб, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
3) вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Министра, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
4) назначает на должность и освобождает от должности в пределах своей компетенции работников центрального аппарата Минюста России, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
5) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб руководителей территориальных органов этих служб, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
6) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Минюста России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях;
7) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов в пределах установленных Президентом Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников;
8) утверждает смету расходов на содержание работников центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий период;
9) утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, а также отчеты об их деятельности;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
10) вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации проекты положений о подведомственных Минюсту России федеральных службах, предложения о предельной численности этих служб и их территориальных органов, а также о фонде оплаты труда их работников;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
11) вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений, а также подведомственных ему федеральных служб;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
12) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также предложения по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
13) представляет в установленном порядке Минюст России в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
14) во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации дает поручения подведомственным Минюсту России федеральным службам и контролирует их исполнение;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
15) отменяет в пределах своей компетенции противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Минюста России решения должностных лиц Минюста России, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
15.1) - 15.4) утратили силу с 14 июля 2008 года. - Указ Президента РФ от 14.07.2008 N 1079;
15.5) отменяет противоречащее законодательству Российской Федерации решение территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
(пп. 15.5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
15.6) если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, обязывает территориальный орган:
в случае отмены противоречащего законодательству Российской Федерации решения территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации - повторно рассмотреть представленные для государственной регистрации документы;
в случае уклонения территориального органа от государственной регистрации общественного объединения - произвести действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
отозвать вынесенное некоммерческой организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации;
(пп. 15.6 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
15.7) дает руководителям подведомственных Минюсту России федеральных служб обязательные для исполнения указания;
(пп. 15.7 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
15.8) приостанавливает в случае необходимости решения подведомственных Минюсту России федеральных служб или отменяет эти решения, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
(пп. 15.8 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
16) решает в пределах своей компетенции вопросы о поощрении работников центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений, а также подведомственных ему федеральных служб;(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
17) принимает решение о создании следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в том числе подчиненных непосредственно ФСИН России;
18) согласовывает решения руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов этих служб, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
19) осуществляет планирование деятельности Минюста России;
20) издает нормативные правовые акты Минюста России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти;
21) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России;
22) вносит Президенту Российской Федерации представления о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы высшей группы в Минюсте России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях, а также в подведомственных ему федеральных службах;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
23) вносит Президенту Российской Федерации проект перечня должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий, а также представления о назначении на должности, замещаемые лицами высшего начальствующего состава, и о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам ФСИН России;
24) присваивает федеральным государственным гражданским служащим Минюста России классные чины в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
25) присваивает сотрудникам ФСИН России первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава, специальные звания среднего и старшего начальствующего состава досрочно или на ступень выше предусмотренного по занимаемой должности, а также специальное звание полковника внутренней службы;
26) представляет в установленном порядке работников центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений, подведомственных ему федеральных служб, других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Минюст России задач, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, присвоению почетных званий, а также к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации;
(пп. 26 в ред. Указа Президента РФ от 23.10.2008 N 1517)
27) учреждает ведомственные награды Минюста России;
28) имеет наградной и подарочный фонды для награждения работников центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений, подведомственных ему федеральных служб, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Минюст России задач;
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
29) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по правовой и социальной защищенности работников центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений;
30) образовывает в установленном порядке научно-консультативные, экспертные, координационные и совещательные органы, утверждает положения о них и их состав;
31) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. В Минюсте России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц.
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.
14. Финансирование расходов на содержание Минюста России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
15. Минюст России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Местонахождение Минюста России - г. Москва.
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ
ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
В целях повышения уровня правового обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, улучшения качества подготовки проектов нормативных правовых актов, а также предоставления дополнительных социальных гарантий государственным служащим, осуществляющим правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, постановляю:
1. Рекомендовать руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, или руководителям их аппаратов установить, что юридические службы входят в состав указанных органов (их аппаратов) в качестве самостоятельных подразделений и подчиняются непосредственно руководителям этих органов или их аппаратов.
2. Предоставить руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, или руководителям их аппаратов с 1 июня 2001 г. право устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование:
денежное вознаграждение, увеличенное на 30 процентов, - лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и отдельные государственные должности федеральной государственной службы, по которым введено денежное вознаграждение;
ежемесячную надбавку за особые условия государственной службы в размере до 70 процентов должностного оклада - федеральным государственным служащим, замещающим должности, по которым введено денежное содержание;
ежемесячную надбавку за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, увеличенную на 50 процентов, - федеральным государственным служащим, которым ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы не установлена;
ежемесячную надбавку в размере до 50 процентов оклада по воинской должности (должностного оклада) - военнослужащим и приравненным к ним лицам.
3. Правительству Российской Федерации:
утвердить типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти;
обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2001 год и на последующие годы на денежное содержание аппаратов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
8 мая 2001 года
N 528
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2002 г. N 207
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Во исполнение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 20, ст. 2000) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти.
2. Федеральным органам исполнительной власти на основании типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти утвердить положения о юридических службах.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2002 г. N 207
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1. Юридическая служба федерального органа исполнительной власти (далее именуется - юридическая служба) создана для правового обеспечения его деятельности.
Юридическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, территориальными органами федерального органа исполнительной власти, а также организациями, входящими в систему этого федерального органа.
Юридическая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим типовым положением.
2. Основными задачами юридической службы является правовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию федерального органа исполнительной власти, а также улучшение качества проектов нормативных правовых актов.
3. Юридическая служба организуется в виде самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти (департамент, главное управление, управление, отдел) и возглавляется руководителем (начальником), назначаемым на должность и освобождаемым от должности в установленном порядке.
Структура юридической службы и штатная численность работников определяются руководителем федерального органа исполнительной власти.
4. Юридическая служба подчиняется непосредственно руководителю федерального органа исполнительной власти.
5. Руководитель (начальник) юридической службы должен иметь высшее юридическое образование и соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
6. Юридическая служба:
а) подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти;
б) проводит правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;
в) подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;
г) подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями заключения по проектам нормативных правовых актов, поступающим в федеральный орган исполнительной власти;
д) визирует проекты нормативных правовых актов и заключения, представляемые на подпись руководителю федерального органа исполнительной власти;
е) принимает участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти и по уточнению полномочий федерального органа исполнительной власти;
ж) обобщает совместно с другими структурными подразделениями практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководителя федерального органа исполнительной власти;
з) участвует в подготовке проектов международных договоров, по поручению руководителя федерального органа исполнительной власти проводит правовую экспертизу проектов международных договоров;
и) участвует в проводимой структурными подразделениями работе по отбору и направлению нормативн