Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нос как жизненно важный орган



В рассказе египтянина Синухета трижды из уст главного героя звучат те или иные пожелания фараону, напрямую связанные с его органами дыхания.

«…да ниспошлют они твоему носу жизнь и благоденствие…»

«Да возлюбят Ре, Гор, Хатхор твой священный нос, которому Монт, господин Фив, желает дышать вечно!»

«Да ниспошлет Золото жизнь твоему носу».

Всё дело в том, что, по представлениям древних египтян, нос являлся органом, от которого зависит жизнь человека. Это представление довольно широко засвидетельствовано различными египетскими текстами религиозного и исторического характера. Так, например, с носом был связан у египтян один из видов клятвы и египтяне принимали на себя обязательства примерно так: «Клянусь носом, который любят боги!», что созвучно словам Синухета. Душа египтянина Ка выходила через ноздри поговорить с владельцем на злободневные темы. Об умершем фараоне в текстах пирамид говорится, что он — «нос, который дышит»; это выражение является метафорой жизни фараона после его смерти. В египетской теологии некоторые боги рождаются из носа и ноздрей божества. В текстах саркофагов говорится: «Я Шу, сын Атума. Он родил меня в носу своем, (и) я вышел из ноздри его». Так что можно со всей ответственностью заявить, что нос, пожалуй, самый сакральный орган на теле египтянина.

 

Заупокойный обряд

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. «Вечной жизни», по египетским воззрениям, можно было достичь только в том случае, если умерший египтянин был погребен в египетской земле с соблюдением всех предписывавшихся египетским заупокойным ритуалом обрядов.

Синухет на чужбине не только сожалеет о потерянной молодости, о долгих годах, проведенных на чужбине. В его словах выражена мечта обеспечить себе «вечную жизнь» после смерти («О если бы могли обновиться члены мои! Ведь с наступлением старости, дряхлость настигла меня…»).

Эта же мысль о необходимости быть погребенным по египетскому ритуалу ясно выражена в дальнейшем повествовании Синухета: и в указе фараона («Не умрешь ты на чужбине, не похоронят тебя азиаты, не завернут тебя в баранью шкуру… Позаботься о своем трупе и возвращайся»), и в словах Синухета, обращенных к фараону («Сколь же прекрасно милосердие, спасающее меня от смерти, – ты уготовишь мне конец, (при котором) тело мое (останется) на родине!»).

Царь указывает Синухету на приближение времени, когда важнейшая для египтянина забота о погребении особенно должна будет чувствоваться. Вместе с тем он дает понять, что окажет ему милость, наиболее желанную для подданного фараона — примет эти заботы на себя. Дело идет о бальзамировании, которое, впрочем, в эпоху Среднего Царства еще не достигло наивысшей степени искусства и давало непрочные мумии.

Заканчивается «Рассказ Синухета» сообщением о том, что герой рассказа достиг, наконец, того, к чему он стремился: он получил гробницу, снабженную всем тем, что было предусмотрено египетским заупокойным ритуалом и «то должно было обеспечить Синухету «вечное блаженство».

В связи с тем, что в рассказе уделяется такое большое внимание заупокойному культу, стоит обрисовать некоторые его детали.

Так в словах фараона «Ведь ты уже начал дряхлеть, утратил мужскую силу, вспоминаешь о дне погребения, о переходе к состоянию блаженства» речь идет о выполнении ритуала, необходимого, по воззрениям древних египтян, для достижения умершим вечной жизни в загробном мире. Дальше в указе фараона следует обещание выполнить этот ритуал по отношению к Синухету после его смерти и перечисляются отдельные моменты ритуала: бальзамирование трупа, его пеленание, похоронное шествие к месту погребения и т. д .

 

Одним из основных моментов этого ритуала было погребение мумии умершего в гробу, приготовленном и расписанном соответствующим образом. Сохранились древнеегипетские тексты, в которых отразилось представление о гробе как о матери умершего — небесной богине Нут. Эта богиня нередко изображалась на внутренней поверхности крышки гроба в позе распростершейся (над лежащим в гробу покойником) женщины. Умерший, положенный в гроб, попадал, по воззрениям древних египтян, в лоно своей матери — небесной богини и вновь рождался ею, так же как солнце, вечно рождавшееся в образе младенца богиней Нут.

В обещании «Тебе назначат ночь, посвященную маслу сефет и пеленам из рук Таит» говорится о древнеегипетской богине ткачества, получившая свое имя по названию нижнеегипетского города Таит, бывшего, по-видимому, центром ткачества. В ведении богини Таит, по представлениям древних египтян, находились одежды и материи, служившие одеянием покойного. Сама Таит выступает как персонификация погребальных пелен умершего.

Кое-что относительно погребального обряда можно подчерпнуть из строки «Исполнят пляску Муу перед дверью твоей гробницы». Муу — персонажи, выполнявшие в древнеегипетском заупокойном ритуале определенную церемонию: когда похоронная процессия достигала некрополя, они, танцуя, приветствовали отождествленного с Осирисом умершего, прибывающего в царство мертвых. Первоначально «танец муу» был связан с заупокойным ритуалом царей древнего Нижнеегипетского царства со столицей в вышеупомянутом городе Буто в Дельте. Муу. изображали в этом ритуале царей — предков умершего царя, которого они встречали в момент его прибытия в царство мертвых. Одним из характерных признаков этих персонажей на древнеегипетских изображениях были высокие суживающиеся кверху головные уборы из стеблей тростника.

 

Выводы. Заключение

По итогам написания реферата хочется отметить трудность в усвоении древнеегипетской мифологии по причине ее очевидной алогичности. Как мне показалось, государственной религии, в нашем привычном понимании, в Египте никогда не было, в связи с чем не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложное явление, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Наверное, и сами древние египтяне ощущали эти противоречия, раз жреческие коллегии крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Мемфис или Фивы стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось, по-видимому, из-за психологической невозможности отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым теологическим размышлениям, а так же глубокая приверженность традициям.

Кроме того алогичность древнеегипетской мифологии является закономерным результатом того, что в политеистической религии Египта на никогда не существовало понятия «религиозное инакомыслие». Лояльность египетской религии состояла в том, что не было никаких обязательных догматов, отрицание которых расценивалось бы как «ересь». В каждом номе страны вырабатывались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд, по-разному трактующие одни и те же постулаты и мифологические события. Кроме того, происходило заимствование сюжетов и образов, различные концепции смешивались, что усугубляло несоответствие между вариантами сказаний. В результате боги древнеегипетского пантеона на протяжении веков меняли иконографию, роли, отождествлялись между собой по тем или иным причинам — из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имён; либо, наоборот, — образ какого-нибудь божества распадался на множество. Всё это приводило к тому, что даже мифы, которые складывались и сосуществовали в пределах одного теологического центра и в один историческии период, совершенно по-разному трактовали одни и те же положения. Единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

 

«…я задыхался, мое горло пылало;

я сказал: "Это вкус смерти"»

Рассказ египтянина Синухета

Список использованной литературы

1) «Сказки и повести Древнего Египта», Л., Наука, 1979

2) Тураев Б. А. «Рассказ египтянина Синухета и образцы египетских документальных биографий», Поставщик двора Его Величества т-во скоропечатни А. А. Левинсон., М., 1915

3) История Древнего Востока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Кузищин, С. Кучера, М.: Издательский центр «Академия», 2007

4) Тураев Б. А. «История древнего востока. Том 1» под редакцией Струве В. В. и Снегирева И. Л., Л., 1935

5) Рак И. В. Египетская мифология Издание второе, переработанное и дополненное СПб.: «Журнал “Нева”», «Летний сад», 2000.

6) Материалы свободной интернет-энциклопедии Википедия (ru.wikipedia.org).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.