Всё дело в том, что, по представлениям древних египтян, нос являлся органом, от которого зависит жизнь человека. Это представление довольно широко засвидетельствовано различными египетскими текстами религиозного и исторического характера. Так, например, с носом был связан у египтян один из видов клятвы и египтяне принимали на себя обязательства примерно так: «Клянусь носом, который любят боги!», что созвучно словам Синухета. Душа египтянина Ка выходила через ноздри поговорить с владельцем на злободневные темы. Об умершем фараоне в текстах пирамид говорится, что он — «нос, который дышит»; это выражение является метафорой жизни фараона после его смерти. В египетской теологии некоторые боги рождаются из носа и ноздрей божества. В текстах саркофагов говорится: «Я Шу, сын Атума. Он родил меня в носу своем, (и) я вышел из ноздри его». Так что можно со всей ответственностью заявить, что нос, пожалуй, самый сакральный орган на теле египтянина.
Заупокойный обряд
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. «Вечной жизни», по египетским воззрениям, можно было достичь только в том случае, если умерший египтянин был погребен в египетской земле с соблюдением всех предписывавшихся египетским заупокойным ритуалом обрядов.
Синухет на чужбине не только сожалеет о потерянной молодости, о долгих годах, проведенных на чужбине. В его словах выражена мечта обеспечить себе «вечную жизнь» после смерти («О если бы могли обновиться члены мои! Ведь с наступлением старости, дряхлость настигла меня…»).
Эта же мысль о необходимости быть погребенным по египетскому ритуалу ясно выражена в дальнейшем повествовании Синухета: и в указе фараона («Не умрешь ты на чужбине, не похоронят тебя азиаты, не завернут тебя в баранью шкуру… Позаботься о своем трупе и возвращайся»), и в словах Синухета, обращенных к фараону («Сколь же прекрасно милосердие, спасающее меня от смерти, – ты уготовишь мне конец, (при котором) тело мое (останется) на родине!»).
Царь указывает Синухету на приближение времени, когда важнейшая для египтянина забота о погребении особенно должна будет чувствоваться. Вместе с тем он дает понять, что окажет ему милость, наиболее желанную для подданного фараона — примет эти заботы на себя. Дело идет о бальзамировании, которое, впрочем, в эпоху Среднего Царства еще не достигло наивысшей степени искусства и давало непрочные мумии.
Заканчивается «Рассказ Синухета» сообщением о том, что герой рассказа достиг, наконец, того, к чему он стремился: он получил гробницу, снабженную всем тем, что было предусмотрено египетским заупокойным ритуалом и «то должно было обеспечить Синухету «вечное блаженство».
В связи с тем, что в рассказе уделяется такое большое внимание заупокойному культу, стоит обрисовать некоторые его детали.
Так в словах фараона «Ведь ты уже начал дряхлеть, утратил мужскую силу, вспоминаешь о дне погребения, о переходе к состоянию блаженства» речь идет о выполнении ритуала, необходимого, по воззрениям древних египтян, для достижения умершим вечной жизни в загробном мире. Дальше в указе фараона следует обещание выполнить этот ритуал по отношению к Синухету после его смерти и перечисляются отдельные моменты ритуала: бальзамирование трупа, его пеленание, похоронное шествие к месту погребения и т. д .
Одним из основных моментов этого ритуала было погребение мумии умершего в гробу, приготовленном и расписанном соответствующим образом. Сохранились древнеегипетские тексты, в которых отразилось представление о гробе как о матери умершего — небесной богине Нут. Эта богиня нередко изображалась на внутренней поверхности крышки гроба в позе распростершейся (над лежащим в гробу покойником) женщины. Умерший, положенный в гроб, попадал, по воззрениям древних египтян, в лоно своей матери — небесной богини и вновь рождался ею, так же как солнце, вечно рождавшееся в образе младенца богиней Нут.
В обещании «Тебе назначат ночь, посвященную маслу сефет и пеленам из рук Таит» говорится о древнеегипетской богине ткачества, получившая свое имя по названию нижнеегипетского города Таит, бывшего, по-видимому, центром ткачества. В ведении богини Таит, по представлениям древних египтян, находились одежды и материи, служившие одеянием покойного. Сама Таит выступает как персонификация погребальных пелен умершего.
Кое-что относительно погребального обряда можно подчерпнуть из строки «Исполнят пляску Муу перед дверью твоей гробницы». Муу — персонажи, выполнявшие в древнеегипетском заупокойном ритуале определенную церемонию: когда похоронная процессия достигала некрополя, они, танцуя, приветствовали отождествленного с Осирисом умершего, прибывающего в царство мертвых. Первоначально «танец муу» был связан с заупокойным ритуалом царей древнего Нижнеегипетского царства со столицей в вышеупомянутом городе Буто в Дельте. Муу. изображали в этом ритуале царей — предков умершего царя, которого они встречали в момент его прибытия в царство мертвых. Одним из характерных признаков этих персонажей на древнеегипетских изображениях были высокие суживающиеся кверху головные уборы из стеблей тростника.
Выводы. Заключение
По итогам написания реферата хочется отметить трудность в усвоении древнеегипетской мифологии по причине ее очевидной алогичности. Как мне показалось, государственной религии, в нашем привычном понимании, в Египте никогда не было, в связи с чем не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложное явление, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Наверное, и сами древние египтяне ощущали эти противоречия, раз жреческие коллегии крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Мемфис или Фивы стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось, по-видимому, из-за психологической невозможности отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым теологическим размышлениям, а так же глубокая приверженность традициям.
Кроме того алогичность древнеегипетской мифологии является закономерным результатом того, что в политеистической религии Египта на никогда не существовало понятия «религиозное инакомыслие». Лояльность египетской религии состояла в том, что не было никаких обязательных догматов, отрицание которых расценивалось бы как «ересь». В каждом номе страны вырабатывались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд, по-разному трактующие одни и те же постулаты и мифологические события. Кроме того, происходило заимствование сюжетов и образов, различные концепции смешивались, что усугубляло несоответствие между вариантами сказаний. В результате боги древнеегипетского пантеона на протяжении веков меняли иконографию, роли, отождествлялись между собой по тем или иным причинам — из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имён; либо, наоборот, — образ какого-нибудь божества распадался на множество. Всё это приводило к тому, что даже мифы, которые складывались и сосуществовали в пределах одного теологического центра и в один историческии период, совершенно по-разному трактовали одни и те же положения. Единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.
«…я задыхался, мое горло пылало;
я сказал: "Это вкус смерти"»
Рассказ египтянина Синухета
Список использованной литературы
1) «Сказки и повести Древнего Египта», Л., Наука, 1979
2) Тураев Б. А. «Рассказ египтянина Синухета и образцы египетских документальных биографий», Поставщик двора Его Величества т-во скоропечатни А. А. Левинсон., М., 1915
3) История Древнего Востока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Кузищин, С. Кучера, М.: Издательский центр «Академия», 2007
4) Тураев Б. А. «История древнего востока. Том 1» под редакцией Струве В. В. и Снегирева И. Л., Л., 1935
5) Рак И. В. Египетская мифология Издание второе, переработанное и дополненное СПб.: «Журнал “Нева”», «Летний сад», 2000.
6) Материалы свободной интернет-энциклопедии Википедия (ru.wikipedia.org).