Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция гендерных исследований в обществе



 

Положение женщин в обществе постоянно привлекало внимание научной мысли. В истории, философии, естественных науках, религии нередко высказывались совершенно противоположные мнения, по-разному решалась эта проблема. Особенно много противоположных, противоречивых высказываний о роли женщины в обществе и семье, ее родовых качествах и достоинствах можно найти в религии. Например, около 1400 лет тому назад Маконский церковный собор (высшее духовенство христианской церкви) официально рассматривал вопрос: есть ли у женщины душа? Почти половина присутствующих представителей духовенства ответили на этот вопрос отрицательно. Собор христианской церкви, перевесом лишь в один голос, все же пришел к заключению, что у женщины, существа хотя и низшего, все-таки имеется какое – то подобие души.

Подобный взгляд есть результат того, что на протяжении тысячелетий женщине не давали возможности проявить свой интеллект. Постоянно обсуждался и обсуждается вопрос об истинной человеческой ценности ее как члена общества, как объекта интимных отношений.

Немало случаев в доклассовом обществе, когда женщины дискредитировались. А ведь положение было чрезвычайно высоким, они были уважаемыми членами общества. Существовал и культ женщины. Но позднее возникла историческая несправедливость, приведшая к неравенству женщины с мужчиной. Она стала объектом плоского остроумия, морального осуждения. Ее превратили в рабыню своего господина. Уделом женщины становится рождение детей и удовлетворение всех прихотей мужчины.

Христианство, постоянно предававшее женщину анафеме, унижало ее человеческое достоинство.

В Средневековье усиливается традиционное презрение к женщине. Считается, что отношения со «слабым полом» - страшное грехопадение.

Об истинной ценности женщины как члена общества, имеющего равные права с мужчиной, казалось бы, должны были вспомнить в эпоху Ренессанса и Реформации в Европе. Однако все ограничилось лишь тем, что женщина стала объектом эстетического поклонения, сохраняя при этом свое подчиненное положение. Даже Ж. Ж. Руссо, признававший равные способности мужчин и женщин, все же был сторонником традиционной мужской власти, считая, что жена должна быть кроткой, подчиняться мужчине и приучаться выносить от него все, даже несправедливость.

Эпоха капитализма характеризуется наличием множества течений, точек зрения на место и роль женщины в обществе. Наполеон Бонапарт, создавший Новый кодекс, призывал к улучшению женского воспитания. Однако уделом женщин считал только рождение детей. Буржуазное общество породило множество псевдотеорий о мнимой неполноценности женщин. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Вейнингер и др. утверждали, что природа одарила женщину лишь притворством, лживостью, склонностью к изменам, неблагодарностью.

Ф. Ницше также унижал женщин, не видел в них ни таланта, ни ума: «Мужчины должны смотреть на женщину, как на предмет обладания, как на собственность, которую следует забирать». И далее: «Желание эмансипировать идет от влияния «тупоумных»… ученых ослов мужского пола».

Особую ненависть к женщине, не находя у нее ни одного положительного качества, питал немецкий философ О. Вейнингер. По его мнению, гениальность совершенно недосягаема для женщины. Она лишена «оригинальности сознания: последнее она заимствует от своего мужа. Она живет бессознательно, муж – сознательно»… женщина лишена логики.

В настоящее время несколько изменили свое отношение к женщине представители духовенства. Папа Иоанн Павел II во время своего пребывания в Мексике летом 1990 г. выступил с проповедью, обращенной к женщинам. Глава Ватикана призывает бороться с дискриминацией, с принижением роли женщин, памятуя о необходимости сохранять дарованное Богом женское начало.

Как видно, католическая религия изменила свое отношение к женщине. Однако в главном вопросе – может ли женщина быть священнослужителем – Павел II говорил «нет», поскольку, якобы, сам Христос не призвал ни одной женщины в число 12 апостолов. Такова «воля Божия».

К посвящению женщин в духовный сан отрицательно относится и русская православная церковь, осудив появление женщин – священнослужителей в протестантских храмах Великобритании.

Нельзя не отметить и определенные положительные сдвиги в отношении женщин в современных исламских государствах (Турция, Сирия, Алжир, Египет), где поддерживается принцип равенства женщин в социально - экономической и культурной жизни. Женщина получает образование, профессиональную подготовку, участвует в общественной жизни, имеются женские организации.

Негативное отношение к женщине было распространено уже в Древней Греции, где философы далеко неоднозначно высказывались о ней, хотя культ женщины сохранялся в древней мифологии (Афродита, Ника, Деметра). Такой же культ был и в Риме (Венера, Виктория, Цецера).

Неоценимый вклад в изменение отношения к женщине внесли социалисты – утописты 19в., особенно Ш. Фурье. Он писал в своей работе «Судьбы мира и человечества», что стремление сделать всех женщин домашними хозяйками говорит о «порочности социального механизма». Он подвергал критике тех, кто утверждал, что женщина создана только для того, чтобы снимать накипь с горшка и чинить старые штаны.

Сен-Симон придавал большое значение общественной деятельности женщины. В своем учении о «паре» он утверждал, что общественным деятелем является не отдельное лицо, а мужчина и женщина вместе, т. е. «пара». «Пара» имела право принимать высшее решение и вмешиваться в отношения мужчин и женщин в обществе.

Значительный вклад в определении роли места женщины в обществе внес А. Бебель. В своей книге «Женщина и социализм» он дал глубокий анализ путей социального освобождения женщин, необходимости ей заниматься творческой деятельностью. Она должна быть полезным и равноправным членом общества, наравне с мужчиной иметь возможность развиваться физически и умственно, требовать признания своих прав. Вот тогда она достигает полного совершенства.

Н. Г. Чернышевский был поборником равенства мужчин и женщин. Его возмущало, что женщина занимает недостойное место в семье и обществе.

Эти мысли о равенстве полов были развиты и использовались на практике представителями марксистской теории. К. Маркс в письме к Л. Кугельману писал: «Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей знает также, что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента». Маркс воспроизвел слова Ш. Фурье, что общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола.

Взгляды К. Маркса разделял и В. И. Ленин.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.