Речевая зарядка как средство активизации внимания.
Учащиеся и учитель встают в круг, держась за руки.
Команда 1: Расслабьтесь, закройте глаза. Команда 2: Внимание! Учитель пожатием руки передает сигнал, начиная считать вслух.
По тому, насколько быстро учащиеся передают сигнал, можно судить о степени их психо-эмоционального состояния, об их внутренней готовности к уроку.
Такая форма зарядки позволяет научить детей концентрироваться, реагировать на команду “Внимание!”, которую подает учитель при объяснении нового материала. Устная регистрация времени способствует увеличению скорости реакции, что является условием быстрого темпа ведения урока. При этом можно повторить числительные или алфавит. Если дополнить эту зарядку исполнением песни или стихотворения, изученных ранее, то попутно решаем учебную задачу – повторение изученного – и воспитательную – сплачиваем коллектив.
Речевая зарядка как средство развития памяти.
В учебном процессе, как правило, основной упор делается на зрительную и слуховую память. Что касается тактильной памяти, то она абсолютно не задействована. Игра “Передай, пожалуйста, сюрприз!” является отличным способом развить этот вид памяти, а также внимание, языковую догадку.
Учащиеся встают в круг, лицом к лицу. Руки находятся за спиной. Учитель дает в руки одному из учеников игрушку. Тот ощупывает ее, стараясь догадаться, что это такое, и передает другому и т.д. Затем учитель забирает игрушку после того, как она побывала у всех игроков, и спрашивает, что это было. Учащиеся называют свои варианты.
Эта игра оптимизирует учебный процесс, вносит элемент новизны, позволяет расширить словарный запас за счет введения обозначения предметов, выражений типа “быстрее, пожалуйста”, “подожди немного”, “передай сюрприз”, “я понял”, “я не знаю”, “я думаю” и другие.
Речевая зарядка как средство расширения словарного запаса.
Благодаря игре, вводимой в начале урока, можно без особых усилий вдвое расширить лексический запас. Например, игра “Угадай, что в волшебном ящике”.
В волшебный ящик заранее положены предметы школьного обихода и мелкие игрушки. В процессе игры учитель вынимает и уже знакомые предметы, и незнакомые, названия которых сообщаются тут же. Обычно через 2-3 игры эти названия прочно закрепляются в памяти.
Эта игра дает возможность отработать вопрос “Что это?”, общие вопросы, закрепить пройденную лексику. Со временем дети сами проводят эту игру.
Другой вариант: игра “Стань волшебником!”
Для игры понадобится стул, мелкие игрушки или предметы школьного обихода, плотная ткань. Учащийся раскладывает предметы на стуле и закрывает тканью так, чтобы их не было видно. Затем стул выносится на всеобщее обозрение. Учащиеся пытаются угадать, что находится на стуле. Угадавший становится “волшебником”.
Эта игра быстро становится популярной, поэтому целесообразно четко обозначить количество времени для ее проведения.
Речевая зарядка как средство обучения чтению.
На доске написано слово, но открыта только первая буква. Учащиеся называют буквы, пытаясь угадать следующую, и т.д. Угадавший слово становится его обладателем (можно вручить Слово на карточке), т. е. когда в тексте встречается загадывавшееся слово, то читать его будет победитель игры.
В дальнейшем эту игру могут проводить сами учащиеся.
Речевая зарядка как средство контроля.
В целях контроля и повторения пройденного речевая зарядка может использоваться с наибольшей активностью.
Например, при проверке знания числительных можно провести игру “Командир”.
Учащиеся выстраиваются в шеренгу. Командир подает команду “Рассчитайся!” Учащиеся употребляют числительные требуемого диапазона.
Таким образом, можно проверить знания порядковых и количественных числительных как в порядке убывания, так и в порядке возрастания.
Игра «В мяч»
Учащиеся встают в полукруг и один напротив – ведущий. Ведущим может быть учитель или один из учеников. Ведущий бросает мяч и говорит слово на русском языке, а тот кто ловит мяч говорит это слово уже по-английски.
Речевая зарядка на средней ступени обучения.
Обучение на средней ступени характеризуется увеличением роли учащегося в учебном процессе, что предъявляет к нему большие требования, справиться с которыми он иногда не может в силу ряда причин: физическое здоровье, психоэмоциональное состояние, особенности личности. Благодаря развитию в подростковый период абстрактного мышления подросток с легкостью запоминает сложные формулы, огромные тексты, большое количество новых слов и грамматических явлений. При всем этом сознание подростка концентрируется на внутренних бурных переживаниях, поскольку в данный период ребенок начинает ощущать себя самостоятельной личностью, наделенной правами и обязанностями, частью большого коллектива. Мотивация в этот период не имеет практической направленности и носит личностно-ориентированный характер. Ее стабильность обуславливается наличием успеха, а речевая зарядка как раз дает чувство успеха уже в самом начале урока, оптимизируя, таким образом, весь учебный процесс.