Дополнения и изменения приведены в контрольных экземплярах рабочей программы, находящихся на кафедре, факультете и в методическом
отделе (кабинете) академии.
В соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
В структуру и содержание рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» внесены следующие изменения:
УТВЕРЖДЕНО
Учебно-методическим советом
Ростовского филиала
Российской таможенной академии
(протокол от «10» апреля 2014г. № 8)
1.Исключить раздел «Цели и задачи дисциплины».
2.Название раздела «Место дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавриата» изложить в следующей редакции:Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы бакалавриата
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3.Б.5 по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций (таможня)».
3.Название раздела «Требования к результатам освоения дисциплины»изложить в редакции «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы». Требования к «входным» знаниям и умениям студента.
Процесс изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
а) общекультурные компетенции (ОК):
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-12);
- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
В результате изучения дисциплины студент должен:
а) знать:
– методы прогнозирования развития и последствий ЧС;
– пути и способы создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
– способы идентификации (распознавания и количественной оценки) негативных воздействий на человека среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения.
б) уметь:
– применять полученные знания при анализе конкретных производственных или служебных ситуаций для обеспечения безопасности на производстве;
– использовать техническую документацию и нормативные акты по охране труда и технике безопасности;
– применять средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи в чрезвычайных ситуациях;
– оказывать первую помощь пострадавшим.
в) владеть:
-навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов деятельности субъекта;
- навыками оценки своих поступков и поступков, окружающих с точки зрения норм этики и морали;
- навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами профессионального и социального этикета;
- навыками и способами оказания первой помощи в экстремальных ситуациях.
3.Название раздела «Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы»изложить в редакции «Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся».
Таблицу изложить в следующей редакции
(очная форма обучения)
Вид учебной работы
Всего часов
Семестр 2
Аудиторная работа
В том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия
Самостоятельная работа
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Экзамен
Общая трудоемкость часы
Зачетные единицы
5. Название раздела «Тематический план дисциплины» изложить в редакции«Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения)
№ Темы
Наименование модуля, темы
Количество часов
Всего
Аудиторные занятия
Самостоятельная
работа
Контроль самост. работы
лекции
Практические
занятия
Модуль 1. Безопасность жизнедеятельности и окружающая среда
1.1
Окружающая среда и здоровье человека
1.2
Безопасность продовольственных и непродовольственных товаров
Модуль 2. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
2.1
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). ЧС военного характера. Терроризм.
2.2
Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них
2.3
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного происхождения и защита от них
Модуль 3. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. Обеспечение профессионального долголетия
3.1
Вредные производственные факторы и их нормирование. Обеспечение профессионального долголетия.
3.2
Основы обеспечения безопасности труда и пожарной безопасности на предприятиях (в таможенных органах)
Зачет
Итого
6. Добавить раздел «Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) - Приложение №1.
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций (таможня)» для реализации компетентностного подхода в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предусматривается широкое использование в учебном процессе таких активных и интерактивных форм проведения занятий, как деловая игра, тренинги, разбор конкретных ситуаций и др.
При проведении лекции по теме 1.1 используется технология организ-ации лекционного занятия в форме «лекции-шоу» с применением слайдов, видеоматериалов и ДИ «Рефлексия».
В частности, с целью приобретения навыков по использованию средств индивидуальной защиты по темам 2.1, 2.2, 2.3 проводятся тренинги:
- освоение правил применения «самоспасателей»;
- освоение правил пользования огнетушителями;
По теме 3.1 с целью знакомства с измерительными приборами некоторых физических факторов окружающей среды проводятся тренинги:
- расчёт оптимального потребностям трудовой деятельности уровня освещённости рабочего места;
- определение способов снижения шумовой нагрузки на рабочем месте для обеспечения безопасных условий трудовой деятельности;
- определение безопасного уровня радиационного фона (с использованием таблиц).
По теме 3.2 проводится «разбор деловой корреспонденции» с использованием копий актов расследования несчастного случая на производстве.
По теме 2.3 проводится деловая игра «Катастрофа».
8.КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА дополнить следующим положением:
Для оценки знаний, умений, уровня сформированности компетенций студентов проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация.
Фонд оценочных средств по дисциплине включает типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентами заочной формы обучения текущий контроль знаний осуществляется на практических занятиях путем опроса по всем изучаемым темам, заслушивания докладов и презентаций. Кроме того, используется такая форма контроля, как подготовка и сдача рефератов. Темы докладов, рефератов, контрольных работ приведены в учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению практических занятий.
Для контроля знаний и оценки успеваемости студентов очной формы используется балльно-рейтинговая система. Качество усвоения учебного материала оценивается по 100 – балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента за семестр по результатам текущего контроля знаний составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (экзамен) – 20 баллов.
Распределение рейтинговых баллов по модулям учебного курса приведено в таблице 1.Таблица 1. Распределение рейтинговых баллов по модулям учебного курса
№ п/п
Учебный модуль
Максимальное количество баллов
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
ИТОГО
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний приведён в таблице 2.Таблица 2. Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы
№п/п
Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов
Количество
баллов
Контрольная работа
0-4
Тестирование
0-2
Подготовка презентации, реферата
0-5
Блиц-опрос по определениям
0-1
Ответ на теоретический вопрос
0-2
Решение практического задания
0-4
Активная работа на семинаре
0-3
Посещение лекций, наличие конспекта
0-2
Участие в деловой учебной игре
0-2
Способы контроля знаний студентов учебной дисциплины с указанием максимального балла приведены в таблице 3.Таблица 3. Распределение способов контроля по учебным модулям
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов:При наборе студентом в течение семестра менее 50 баллов он к зачету не допускается. При этом сначала пересдаются темы, по которым были получены низкие баллы, чтобы набрать в целом 50 баллов, затем сдается зачет по учебной дисциплине. Баллы за ответ студента на экзамене распределяются следующим образом:«отлично» - 20 баллов;«удовлетворительно» - 10 баллов;«неудовлетворительно» - менее 10 баллов.Для сопоставления 100 – балльной системы и традиционных оценок принимается следующая шкала, по которой выставляется итоговая оценка в экзаменационную ведомость:«отлично» - 90 – 100 баллов «хорошо» - 70 – 89 баллов «удовлетворительно» - 60 – 69 «неудовлетворительно» - 0 – 59 баллов На первом занятии преподаватель доводит до студентов значение знаний и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в условиях трудовой и социальной деятельности, систему получения и закрепления знаний и навыков, особенности этапного и итогового контроля знаний по дисциплине.
9. Добавить раздел«Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)» (приложение №2)
10. Учебно-методическое информационное обеспечение дисциплины изложить в следующей редакции:
10.ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)