Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов обеспечения безопасности в Российской Федерации и правовое регулирование их деятельности



Системой обеспечения безопасности личности, общества и государства является совокупность взаимосвязанных между собой органов законодательной, исполнительной и судебной власти, общественных и иных организаций, отдельных граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также нормативные акты, регламентирующие отношения в сфере обеспечения безопасности (рис.6).

Правовую основу обеспечения безопасности определяют: Конституция Российской Федерации, Закон «О безопасности», иные законы и нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области безопасности; нормативные акты субъектов Российской Федерации, международные договоры и соглашения.

Закон Российской Федерации «О безопасности» называет следующие функции системы обеспечения безопасности:

- определение стратегических задач по защите жизненно важных интересов в зависимости от характера и направленности угроз, а также деятельность всех субъектов обеспечения безопасности по осуществлению этих задач;

- выявление, оценку и прогнозирование угроз жизненно-важным интересам личности, общества и государства и влияния других факторов, воздействующих на эффективность функционирования системы обеспечения безопасности;

- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций;

- планирование деятельности по обеспечению безопасности;

- совершенствование системы обеспечения безопасности, ее сил и средств;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями.

Силы, посредством которых обеспечивается безопасность в Российской Федерации, включают в себя: Вооруженные Силы; федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговую службу, таможенные органы и ряд других.

Рис. 6. Система обеспечения безопасности.

Рис. 7. Органы обеспечения безопасности.

Для реализации задач обеспечения безопасности применяется система мер, раскрывающаяся более конкретно в Концепции национальной безопасности России и в иных нормативно-правовых актах. Концепция является основополагающим нормативным актом, на основании которого разрабатываются программы обеспечения всех видов безопасности.

Основным субъектом обеспечения безопасности выступает государственная власть, которая реализуется через органы законодательной, исполнительной и судебной власти (рис 7).

Высший законодательный орган государства:

- определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;

- разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;

- устанавливает порядок организации и деятельности государственных органов, принимающих участие в обеспечении безопасности;

- осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;

- определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности;

- ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности.

Органы исполнительной власти:

- обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере обеспечения безопасности;

- организуют работу и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

- осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

- в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

- обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации;

- осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

- обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Президент Российской Федерации:

- в соответствии с Конституцией РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности;

- совместно с высшим законодательным органом государства определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;

- контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

отчитывается перед высшим законодательным органом государства об уровне обеспечения безопасности государства.

Совет Безопасности Российской Федерации:

- является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности и проведения единой государственной политики в этом направлении;

- определяет жизненно важные интересы личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

- разрабатывает основные направления стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организует подготовку федеральных программ ее обеспечения;

- занимается подготовкой рекомендаций Президента РФ по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

- занимается подготовкой оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным последствиям;

- разрабатывает предложения по реформированию существующих или созданию новых органов, обеспечивающих безопасность;

- рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ, законопроектов по этим же вопросам в области обеспечения безопасности;

- занимается подготовкой проектов указов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности;

- осуществляет контроль за реализацией органами исполнительной власти РФ стратегии в области обеспечения безопасности;

- рассматривает вопросы создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

- организует разработку целевых федеральных программ в области обеспечения безопасности, оценку их эффективности, а также осуществление работы и др.

Международные организации.

К международным организациям, обеспечивающим безопасность во всех сферах общественных отношений (политической, экономической, социальной, правовой и т.д.), относятся объединения государств, организации неправительственного характера.

Одной из значимых среди международных организаций является Организация Объединенных Наций (ООН) (рис. 8). Ключевые положения современного мироустройства содержатся в Уставе ООН и в других международных документах (о разоружении и сокращении вооружений, о правах человека, о международно-правовой ответственности, о мирном разрешении международных споров, о дипломатических сношениях, о международном гуманитарном сотрудничестве, о международной борьбе с преступностью, отношения в области международного космического права, международно-правовой охраны окружающей среды и т.д.).

Главными задачами этой организации считается борьба с грубыми нарушениями прав человека, деятельность в сфере международных экономических, социальных, культурных, гуманитарных отношений, определение наличия «угрозы миру» и принятие мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39 Устава ООН). Для установления международного мира и безопасности Совет Безопасности ООН имеет право не использовать вооруженные силы (ст. 41 Устава ООН), а также использовать вооруженные силы (ст. 42 Устава ООН). Например, Совет Безопасности ООН в 1965 году впервые установил по отношению к Родезии эмбарго на торговлю нефтью и бензином, за то, что в стране существовал расистский режим. В 1968 году экономические санкции против Родезии на основании ст. 41 Устава ООН были ужесточены[2]. В последнее время Совет Безопасности ООН неоднократно применял экономические санкции и использовал вооруженные силы в различных странах, в таких как Ливия, Либерия, Ангола, Югославия, Ирак.

Российская Федерация, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, наделена правом вето. И нельзя допускать, чтобы это право было ослаблено односторонними действиями США, которые своей международной политикой, пытаются подорвать авторитет ООН и Совета Безопасности ООН. Тихомиров Ю.А. говорит по этому поводу: «Учитывая, что в основных международных структурах руководящая роль принадлежит тем, кто стремиться ослабить Россию, ей надо прежде всего направить усилия на создание мировой системы двусторонних отношений с различными политическими блоками «на Западе и на Востоке»[3].

В рамках ООН существуют специализированные учреждения: Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Международная организация по борьбе с организованной преступностью (Интерпол), Международная организация Труда (МОТ) и т.п.

Рис. 8. Структура Организации Объединенных Наций.

Рис. 9. Задачи Совета Безопасности РФ.

Определенное место занимает Организация Северо-атлантического договора (НАТО), представляющий собой военно-политический союз, постоянно стремящийся к расширению своего влияния. Деятельность такой организации как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) носит экономический характер и направлена на территориальное разделение труда в интересах стран-участниц.

К настоящему моменту произошла новая расстановка сил в мире, которая требует обеспечения международной безопасности в интересах всего мирового сообщества, чему свидетельствует появление концепции «Безопасность для всех», т.е. коллективной безопасности. Например, по Договору Раротонга в 1986 году создано три безъядерных зоны (Антарктида, Латинская Америка, южная часть Тихого океана. В 1994 году создано ОБСЕ. А в 1992 году в рамках СНГ подписан Ташкентский договор «О коллективной безопасности».

Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) выступают как региональные объединения государств, заинтересованных в ускорении экономического роста, социального прогресса и обеспечения безопасности.

Россия не является членом ключевых западанных институтов – Европейского Союза и Североатлантического Альянса, но в 1996 году она вступила в Совет Европы, присоединилась к ряду конвенций Совета Европы, в частности, к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г) и протокола к ней (1952 г.). Совет Европы – это политическая организация, созданная в 1949 году для защиты прав человека. Совет Европы способствует унификации законодательства различных стран и проводит экспертизу уровня защиты прав личности в той или иной стране.

Российская Федерация на протяжении нескольких лет принимает участие в заседаниях «большой восьмерки». Создан Совет Россия – НАТО, который должен принимать совместные решения, в отличие от Совместного Постоянного Совета, который был органом информирования России о решениях, принимаемых НАТО.[4]

Как результат рассмотрения проблем терроризма в 2001 году, учреждена новая региональная структура многостороннего сотрудничества – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Российская Федерация является членом этой организации. Приоритетными направлениями сотрудничества ШОС являются: вопросы военной безопасности, установление взаимного согласия в вопросах границ, совместное противодействие вызовам и угрозам безопасности государств-участников. Конвенция ШОС была разработана в соответствии с п. 5 Душанбинской Декларации глав государств России, Казахстана, Киргизии, Китая и Таджикистана 05.07.2000 г., в которой стороны обозначили свою решимость заключить многосторонние договоры и соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В последствии 10.03.2003 г. Шанхайская конвенция была ратифицирована Российской Федерацией.

Для обеспечения коллективной безопасности от угроз международного терроризма 21 июля 2000 года создан Антитеррористический Центр (АТЦ) государств – участников СНГ. А 10 марта 2000 года на внеочередном заседании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ были рассмотрены и одобрены проекты Программы государств – участников СНГ по борьбе с терроризмом и Положения об Антитеррористическом Центре государств – участников СНГ под руководством Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ. Программа утверждена решением Совета глав государств СНГ от 21 июля 2000 года.

Основные задачи АТЦ СНГ: обеспечение взаимодействия органов государств – участников СНГ в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом, обеспечение обмена оперативной информацией в сфере борьбы с антитеррористической деятельностью; научное прогнозирование развития международного терроризма, на основе полученной информации; формирование специализированного банка данных на базе объединенного банка данных органов безопасности и спецслужб. Подразделения АТЦ обучают и готовят специалистов антитеррористических подразделений. Центром изданы следующие научно-практические пособия: «Методические рекомендации по освобождению заложников», «Справка о международных террористических организациях в Центральной Азии».

Таким образом, обеспечение безопасности личности, общества, государства занимает одно из важнейших мест в международно-правовых отношениях. Российская Федерация, имеющая статус Великой державы, обязана добиваться создания многосторонней системы международных отношений в политической, оборонной, экономической, социальной, духовной и иной сферах жизнедеятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.