Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала, работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и т. д.). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону.
Эвакуация – это организованный вывоз или вывод людей из категориро-ванных городов и других населенных пунктов и опасных районов в загород-ную зону.
Загородная зона – это территория в пределах административных границ республик, краев, областей, расположенная вне зон возможных разрушений, химических заражений и катастрофических затоплений, а также зон возмож-ного опасного радиоактивного заражения и пригодная для проживания насе-ления.
Эвакуация осуществляется в случае возникновения ЧС или при угрозе ее возникновения, при стихийных бедствиях, катастрофах, крупных авариях, а также в случае возможного применения противником ядерного оружия. Рассмотрим организацию эвакуации населения в условиях военного вре-мени.
Известно, что применение оружия массового поражения (ОМП) планиру-ется в основном по городам, имеющим важное экономическое, политическое или военное значение. Решением правительства всем городам и объектам присвоена категория, которая периодически уточняется.
К городам 1-й категории относится город Минск, к городам 2-й категории относятся Гомель, Витебск, Могилев, к городам 3-й категории относятся Бо-рисов, Молодечно, Солигорск, Брест, Пинск, Барановичи, Речица, Светло-горск, Гродно, Лида, Полоцк, Новополоцк, Орша.
Города, не вошедшие в перечисленный список, называются некатегорий-ными.
Объекты народного хозяйства делят на ОНХ особой важности, первой, второй категории и некатегорийные объекты народного хозяйства.
Решение на эвакуацию городов принимает правительство.
Эвакуация занятой в производственной сфере части населения, а также членов их семей производится по производственному признаку, т.е. по месту работы, остальной части населения по территориальному признаку, т.е. по месту жительства.
Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:
1) рабочие и служащие, продолжающие работу в городе, а также члены их семей;
2) рабочие и служащие, переносящие производственную деятельность в загородную зону, а также члены их семей;
3) неработающее население и учащиеся.
Эвакуируют вначале первую группу, затем вторую и третью. В ближай-шей зоне размещают первую группу, по середине размещают вторую группу и в дальней зоне третью группу.
Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению, из которого планируется эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения, который в зависимости от численности рабочих, служащих и членов их семей может включать один или несколько рядом расположенных населенных пунк-тов.
Для проведения эвакуации создаются эвакуационные комиссии при пра-вительстве, в областях, городах, на крупных объектах. Население об эвакуа-ции оповещается заблаговременно, через средства массовой информации, т.е. через радиотрансляционную сеть, телевидение, другими способами.
Для эвакуации используются различные виды транспорта: железнодо-рожный, автомобильный, включая личный, водный. Эвакуация может осуще-ствляться пешим порядком. В этом случае она проводится организованно, колоннами, по специальным маршрутам.
Для движения пешим порядком создаются колонны по 500-1000 человек во главе с начальником колонны. Каждую колонну разбивают на группы по 50-100 человек во главе со старшим группы. Скорость движения колонн 4-5 км/час, дистанция между колоннами до 500 метров. Пешие маршруты рассчи-таны на 1 суточный переход, совершаемый за 10-12 часов движения. Через 1-1,5 часа движения делают малые привалы на 10-15 минут, а через 5-6 ча-сов движения делают большой привал на 1-2 часа. Если эвакуация производится автотранспортом, то вывоз планируется на расстояние до 100 км, при этом формируют колонны по 25-30 машин.
Время на эвакуацию городов с населением 500 тыс. человек – 12 часов, 1 млн. человек – 20 часов, на эвакуацию Минска отведено 24 часа.
Особенности эвакуации населения в условиях ЧС мирного времени.
В мирное время:
1) эвакуацию планируют, организуют и проводят исполнительные органы власти и руководители ОНХ;
2) основную роль в организации эвакуации берут на себя комиссии по ЧС;
3) планирование эвакуации осуществляется на основе прогнозов ЧС при-родного или техногенного характера;
4) эвакуация осуществляется не в загородную зону, а в безопасные рай-оны;
5) эвакуируются в первую очередь дети, старики, больные и т.д.;
6) эвакуация может носить принудительный характер (т.е. к каждому до-му подходит транспорт в сопровождении сотрудников МВД, которые обеспе-чивают погрузку людей);
7) порядок эвакуации может быть любым и диктоваться будет конкрет-ными обстоятельствами.
В целях быстрого и организованного проведения эвакуации необходимо предусмотреть и спланировать заблаговременно:
1) транспортное обеспечение;
2) материальное обеспечение;
3) медицинское обеспечение;
4) инженерное обеспечение;
5) противорадиационное и противохимическое обеспечение;
6) техническое обеспечение;
7) охрану общественного порядка.
Транспортное обеспечение включает организацию и проведение вывоза населения, учреждений и материальных ценностей в загородную зону, пере-возку рабочих смен из загородной зоны в город и обратно.
Материальное обеспечение предусматривает обеспечение транспортных и других машин, используемых для эвакуационных перевозок, топливом, смазочным и другими материалами, а эвакуируемого населения продовольствием и предметами первой необходимости. В загородной зоне снабжение населения производится через местные органы торговли и общественного пи-тания. Местные органы власти расширяют сеть магазинов, столовых, коммунально-бытовых учреждений, организуют их работу по уплотненному графику, используя для этого эвакуированных работников.
Медицинское обеспечение эвакомероприятий организуется на всех эта-пах эвакуации. Создаваемые медицинские пункты обязаны:
1) оказывать неотложную медицинскую помощь заболевшим людям;
2) выявлять и изолировать инфекционных больных с последующей эвакуацией их в лечебные учреждения.
На путь следования в состав эшелона (колонны) включаются 1-2 человека среднего медицинского персонала, несколько санитарных дружинниц, а при эвакуации на большие расстояния и врач. Сопровождающий население медицинский персонал обязан осуществлять медицинский контроль над пи- танием и водоснабжением эвакуированных людей, оказывать им медицин-скую помощь. В местах расселения эвакуируемого населения в загородной зоне медицинское обеспечение организуется за счет местных органов здра-воохранения, усиленных медицинскими силами, прибывшими из города. Инженерное обеспечение включает:
1) обеспечение содержания и ремонта дорог, мостов и дорожных соору-жений;
2) оборудование пунктов посадки и высадки, колонных путей на пеше-ходных маршрутах.
Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматри-вает:
1) организацию радиационной и химической разведки в местах сбора, посадки, высадки, на маршрутах и в местах расселения людей в загородной зоне;
2) укрытие населения по сигналу оповещения ГО в защитных сооружени-ях, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Техническое обеспечение заключается в организации технически пра-вильной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта транспортных средств и других машин, используемых для выполнения меро-приятий ГО, а также эвакуации неисправной техники на сборные пункты по-врежденных машин, снабжение их запасными частями и ремонтными мате-риалами. К выполнению этих мероприятий привлекаются формирования тех-нической службы (ремонтные предприятия, станции технического обслужи-вания, склады запасных частей).
Для поддержания общественного порядка на объектах, во время эвакуа-ции, станциях посадки и высадки, в местах расселения в загородной зоне выставляются посты охраны общественного порядка, организуется патрули-рование. На важных объектах может быть выставлено оцепление. К выпол-нению этих мероприятий привлекаются формирования охраны общественно-го порядка, создаваемые за счет ведомственной военизированной и стороже-вой охраны и добровольных народных дружин.