Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАСЛУЖИТЬ ЛЮБОВЬ БЛИЖНЕГО



"Возлюби ближнего, как самого себя"

Так написано в Ветхом завете и повторено в Евангелии от Матфея (глава19, стих 19) и в Евангелии от Марка (глава 12, стих 31). С некоторымивариациями та же самая заповедь обнаруживается в большинстве религий ифилософий. Золотое правило "поступай с другими так же, как ты хотел бы,чтобы они поступали с тобой" -- лишь модификация той же самой заповеди. Онаозначает, что нужно повиноваться бесспорному авторитету, который повелеваетлюбить и быть добрым. Заратустра в Персии обучая этому огнепоклонников тритысячи лет назад. Конфуций, Лао-цзе и Будда включили эту заповедь в своиучения, и вновь она появляется в иудаизме и христианстве. Ее выдвигалинезависимо друг от друга многочисленные мыслители во всем мире на протяжениистолетий, значит, корни ее в человеческом разуме очень глубоки. Это исторически самое раннее правило поведения, предназначенное дляподдержания душевного равновесия и мира между людьми. Если бы каждый любилближнего, как самого себя, откуда взялись бы войны, преступления, нападенияили просто напряженность в человеческих взаимоотношениях? В библейскиевремена не было лучшего способа заставить людей быть добрыми друг к другу,чем сформулировать такую заповедь. Но чтобы следовать ей, нужно былонепоколебимо верить в ее происхождение от господа бога, обладателябеспредельной мудрости и власти. Разные религии, внушавшие эту заповедь, отличались друг от друга. Кое вчем их воззрения были прямо противоположными. Но в божественноговседержителя верили сторонники всех групп, хотя каждая группа яростноотрицала существование других богов. К счастью, почитатели какого-либо богаочень мало знали о других религиях, поэтому такого рода противоречия исомнения не тревожили их понапрасну. Пока вера была сильна, едва ли основнуюидею поддержания мира между людьми можно было выразить лучше. Старание"возлюбить ближнего, как самого себя", вероятно, принесло много добра исделало для улучшения жизни больше, чем любой другой принцип поведения. Единственное затруднение в том, что строгое соблюдение этого принципанесовместимо с биологическими законами. Я уже говорил, что, нравится нам этоили не нравится, эгоизм -- существенная черта всего живого, и если мы будемчестны перед собой, то должны согласиться, что ни один из нас не любит всехсвоих собратьев, как самого себя. Когда интересы сталкиваются, я не вправеожидать от других, что они примут мои интересы так же близко к сердцу, каксвои собственные. Я далек от осуждения заповеди "возлюби ближнего, как самого себя", ибоубежден: она долго приносила пользу человечеству и была достойной цельюжизни. Но с библейских времен утекло много воды, получили развитиефилософское мировоззрение и наука, и все большее число людей задает вопрос:а кто придумал эту заповедь и возможно ли следовать ей? Честно говоря, я не могу твердо придерживаться ее. Когда я был моложе,я изо всех сил старался, пока не обнаружил: как ни старайся, но могу ялюбить ближнего, как самого себя... даже если бы это не зависело отхарактера ближнего. В отношении некоторых я очень приблизился к исполнениюэтого завета. Но я покривил бы душой, если бы пытался убедить себя, что,приложив больше усилий, сумел бы следовать этому завету как общему закону.Когда речь идет о гнусном и наглом враге, который стремится уничтожить меняи все, во что я верю, когда я думаю о ленивом пропойце, паразитирующем начужом труде, или о закоренелом уголовнике, растлителе юных, я считаюпротивоестественным любить их, как самого себя, или хотя бы так, как своихродных и друзей. Более того, даже самого дорогого мне ближнего я не могулюбить, как самого себя. Если допустить крайний случай: предстоит решить,чью жизнь сохранить, его или мою, я выберу свою. Есть, конечно, исключенияиз этого правила (родитель может без колебаний умереть, спасая дитя изпылающего дома), но -- согласимся с этим -- исключения редки и не могутслужить основанием считать такого рода поступки эталоном поведения. Зачем же притворство? Самообман ведет лишь к ощущению неполноценности,он порождает угрызения совести из-за того, что мы не на высотепровозглашенных нами принципов. Сказать mea culpa *, пусть даже елейнымголосом смиренного проповедника, и признать себя недостойным, жалкимгрешником -- это не выход из положения. К тому же я отнюдь не считаю себянедостойным и жалким грешником. В пределах моих врожденных возможностей я нежалел сил, чтобы стать уважаемым врачом и ученым. Я усердно работал всюжизнь и продолжаю трудиться. Я добивался права высоко держать голову,стремясь полезными делами придать смысл своей жизни. Я не хочу лгать. Мелибы я считал себя презренным и жалким грешником, я не удовлетворился быпризнанием этого факта, а тотчас изменил бы свою жизнь, чтобы завоеватьуважение и любовь ближних. Не отвергая принципа "возлюби ближнего", мы можем видоизменить его всогласии с открытыми в наше время биологическими законами. Он останетсясовместимым с любой религией и политическим кредо, хотя сохранитнезависимость от них. Видоизмененный таким образом, он не будет исходить изсуществования непогрешимого и всемогущего творца, чьим приказам надо слепоповиноваться, но не будет и противоречить его бытию. Главное же, не надобудет закрывать глаза на эгоистическую природу живых существ. Нужно простоперефразировать изречение. * Mea culpa (лат.) -- моя вина (формула покаяния у католиков).-- Прим.перев, При такой формулировке незачем по приказу любить тех, кто воистинуомерзителен. Мы не обязаны любить других, как самих себя, ибо этопротиворечит биологическим законам. Теперь все зависит от нас! Не всеокажутся на равной высоте, но стремление следовать этому принципу даст намцель для наших трудов. А человеческий организм устроен так, что дляподдержания физического и душевного здоровья должен стремиться к цели,достойной прилагаемых усилий. Чтобы лучше понять изречение "Заслужи любовь ближнего" (его можнорассматривать как перефразированную заповедь или как здравый биологическийзакон, причем эти два толкования не исключают друг друга, ибо для верующихзаконы природы имеют божественное происхождение), мы должны прежде всегообсудить три вопроса: 1. Что такое любовь? 2. Кого считать ближним? 3. Как заслужить любовь? Согласно духу библейской заповеди, термин "любовь" включает всеположительные чувства к человеку -- не только почти инстинктивную любовьмужчины и женщины или любовь родителей к детям, но также чувстваблагодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения -- одним словом,расположение. Именно в таком широком смысле я использую это слово. Под "ближним" я разумею всех людей, близких мне не толькогеографически, но также генетически и главным образом в духовном иинтеллектуальном отношениях. В этом общем смысле термины "ближний" и "брат"взаимозаменяемы; я высказал свою точку зрения в книге "От мечты к открытию":"Кто брат мне? Человек моей крови -- даже если у нас нет больше ничегообщего -- или человек моего духа, с которым нас связывает теплотавзаимопонимания и общих идеалов?" Девиз "Заслужи любовь ближнего" придает наибольшую важностьрасположению тех, кто ближе всех к нам физически и интеллектуально. Чемвесомее наш вклад, тем большей будет группа людей, чье расположение мызаслужим. Свершения типа теории относительности Эйнштейна снискали емупризнание почти всей человеческой расы. Чтобы заслужить любовь ближних, не обязательно быть Эйнштейном. Длялюбого человека лучший и простейший способ достигнуть этой цели - старатьсябытъ как можно полезнее. Конечно, никто не является абсолютно незаменимым,но существуют разные степени и градации нужности. Внезапное исчезновениеодних людей останется незамеченным, а потеря других явится серьезным ударомдля многих. Уверенность и чувство самовыражения, которых мы можем добиться,становясь все более нужными своим ближним, находятся в прямой зависимости отстепени нашего успеха. Незаменимость никогда не бывает полной, но стремлениеприблизиться к этому -- лучший способ завоевать любовь и приобрести ощущениецели. Когда вы помогаете ближним, вы не только завоевываете их любовь, но увас становится больше ближних. Не потому ли люди усыновляют детей? Радостьусыновления ребенка состоит в том, что появляется цель -- заслужить еголюбовь. Прелестная история, на самом доле имевшая место, показывает мудростьпростого человека, понимающего, что любовь ближних скорее принесет счастье,чем высокий доход. Об этом случае сообщил мне профессор У. С. фон Эйлер,получивший Нобелевскую премию за выдающиеся исследования роли адреналина иродственных ему гормонов в реакции стресса. В письме -- отклике на первыйнабросок этой книги он рассказал: "По ту сторону Анд, между Мендосой и Сантьяго, я разговорился в поездес боливийским фермером и спросил его, использует ли он новейшие удобрениядля повышения урожайности. "О нет,-- отвечал тот.-- Это вызвало бы досадумоих соседей. Я предпочитаю скромный урожай, но добрые отношения с ними". Выможете сказать, что он завоевывал любовь соседей, не пытаясь быть слишкомпреуспевающим работником". Я восхищаюсь мудростью этого фермера и, честно говоря, сомневаюсь,чтобы у меня хватило духу подражать ему. Когда я вижу простое решениепроблемы, ставящей в тупик молодого выпускника, я никогда не лишаю егоудовольствия самому доискаться до ответа и уверовать в свои силы. Но когдадело касается коллеги ученого, желание продемонстрировать свое превосходствосильнее меня. Наконец, никогда не забывайте, что единственное сокровище, котороевсегда останется с вами,-- это способность заслужить любовь ближних.Непредсказуемые социальные перемены могут внезапно лишить вас всех нажитыхденег, недвижимости и политической власти. Но то, чему вы научились, всегдаваше, и это самый надежный вклад. Стремитесь к этому. В течение одной ночи могущественнейшие люди теряли -- и продолжаюттерять -- все свое имущество в результате проигранных войн, социальныхпотрясений и политических перемен. История показывает снова и снова, кактысячи влиятельных аристократов, видных членов религиозных, политических илирасовых групп становятся нищими, когда непредвиденное событие обесцениваетих привилегии. Лишь те из них избегают такой участи, кто делал вклады всамого себя, в способность заслужить любовь ближнего. Я всегда советовал своим детям и студентам не очень беспокоиться оденежных сбережениях и о восхождении на очередную ступеньку карьеры (этостало буквально навязчивой. идеей у честолюбивых людей, стремящихся кматериальной обеспеченности). Куда важнее совершенствовать самого себя игарантировать свою полезность при любых поворотах судьбы. Крупный экономист,художник, ученый, первоклассный машинист или слесарь-водопроводчик легконаходят пристанище, если политические или религиозные преследования изгоняютих из страны без гроша в кармане. Помните, что, помимо официальных титулов истепеней, наивысшее звание -- это репутация вашего имени. Ваше значение иустойчивость вашего положения определяются прошлыми достижениями и нынешнейквалификацией. Иными словами, ваша ценность измеряется способностьюзаслужить любовь ближнего.

ИТОГИ

В последней главе будут сделаны попытки (1) сжато изложить, чего можноожидать от кодекса поведения, направленного на завоевание расположения, и(2) еще раз оценить, в какой мере этот кодекс основан на научных фактах, ане на интуитивной или традиционной вере в некоторые установления и каноны. Назначение нашего кодекса. Указать цель жизни. Наш кодекс дает человеку достойную цель, полезную идля него, и для окружающих. Заслужить доброжелательное отношение -- такаяустановка помогает всем и не вредит никому. Она обеспечивает уверенность иустойчивое положение. Если человек доказал свою полезность и заслужилблагодарность, расположение и доверие потенциальных противников, то зачем жеим нападать на него? Дать естественные этические правила. Нам нужны правила поведения,совместимые с безжалостными биологическими законами и в то же время моральноприемлемые для нас и для других людей. Только благородство конечной цели --добиться личной удовлетворенности, помогая другим,-- может украсить такиенепривлекательные, но непреодолимые биологические влечения, как эгоизм инакопительство. И последнее по счету, но не по важности -- невозможность 51 достигнуть абсолютного совершенства с помощью этого кодекса (то естьприобрести всеобщую безраздельную любовь) -- оставляет неограниченныйпростор для непрерывного совершенствования -- единственно неизменногопринципа поведения. Биологические корни нашего кодекса Неспецифичность и специфичность. Моя работа по изучению стресса,рассмотренная в главе 1, ясно указывает на необходимость отличатьспецифическое от неспецифического. Любой раздражитель или любое событие(лекарственный препарат, физическая травма или социальная проблема), помимохарактерного специфического действия, вызывает неспецифический стресс.Поэтому нужно привыкнуть рассматривать все наши проблемы как состоящие изнескольких слагаемых. Зачастую очень трудно без специальных исследованийвыделить определяющий момент, которого следует опасаться и избегать. Усилит ли физическая нагрузка наши мышцы или вызовет сердечныйприпадок, зависит от множества факторов, как врожденных, так иприобретенных. Для ряда заболеваний нельзя указать единственную причину. Вих развитии участвует совокупность факторов, и неспецифический стресс частоиграет решающую роль. Многие распространенные болезни -- язвыпищеварительного тракта, высокое кровяное давление и нервное истощение -- невсегда вызываются такими очевидными причинами, как неправильное питание,генетические дефекты или профессиональные вредности. Они могут бытьрезультатом того, что человек взвалил на себя непосильную ношу. Вместолекарственного лечения или хирургических вмешательств можно помочь самомусебе более действенным путем: выяснить, что именно служит решающим фактором-- напряженные отношения с членом семьи, начальником или просто чрезмерноежеланно всегда быть правым. Альтруистический эгоизм. Тысячелетиями эгоизм был основой эволюции. Первоначальные простейшиеформы жизни типа единичных и полностью независимых клеток были подвластнынеумолимому закону естественного отбора. Клетки, которые не могли защититьсебя, вскоре прекращали существование. Но стало столь же очевидным, чтотакой чистый эгоцентризм приводит к опасным столкновениям, поскольку выгодыдля одного организма добываются ценою ущерба для других. Поэтому некотораястепень альтруизма должна была возникнуть по чисто эгоистическим причинам.Одноклеточные начали объединяться в более сильные и сложные многоклеточныеорганизмы. Часть клеток отказалась от независимости и специализировалась,взяв на себя функции питания, защиты, перемещения в пространстве;безопасность и жизнеспособность целого значительно возросли. Я уже подчеркивал -- возможно, с раздражающей настойчивостью,-- чтоэгоизм есть присущая жизни неизбежная ее черта. Но чистый эгоизм неизменноведет к конфликтам и неустойчивости сообщества. Порою требуются тяжкиежертвы, чтобы защитить жизнь как целое. В сражении генерал должен иногдапринимать тягостное решение пожертвовать взводом или даже полком радиспасения армии. Но наиболее действенный и приятный способ сочетать интересыменьшинства с интересами всех -- принцип альтруистичекого эгоизма. На его основе единичные клетки объединяются в многоклеточные организмы,а те в свою очередь -- в еще большие группы, хотя они и не осознают этого.Точно так же и люди сформировали "группы взаимного сотрудничества истраховки" -- семьи, племена и нации, в которых альтруистический эгоизмслужит ключом к успеху. Это единственный способ сохранить разделение труда,значение которого в современном обществе все возрастает. Трехфазная природа приспособляемости. Животные, подвергавшиеся в экспериментах продолжительному стрессу,неизбежно проходят через три фазы общего адаптационного синдрома:первоначальная реакция тревоги, за которой следует фаза сопротивления, и,наконец, истощение. Очевидно, приспособляемость, или адаптационнаяэнергия,-- это ограниченный запас жизнеспособности, отпущенный нам прирождении. Он подобен унаследованному капиталу: можно всю жизнь брать сосвоего счета, но прибавить к нему ничего нельзя. В терминах адаптационнойэнергии секрет успеха не в уклонении от стресса и унылом прозябании, ибо вэтом случае унаследованное богатство не принесет никакой радости, а в мудромрасходовании капитала, в получении максимального удовлетворения за самуюнизкую плату. Нередко удовлетворение одной потребности связано с отказом отдругой. Очень важно научиться не транжирить свое состояние на пустяки имелочи. Биологическая необходимость активности. Бездействующие мышцы, мозг и другие органы теряют работоспособность.Для "поддержания формы" нужно упражнять ум и тело. Кроме того,бездеятельность закрывает все пути для реализации врожденного стремлениятворить, созидать. Это приводит к нервному напряжению и чувствунеуверенности из-за бесцельности существования. Назвать ли деятельностьизнурительным трудом или развлекательной игрой -- зависит от нашегоотношения к ней. Следует, по крайней мере "быть на дружеской ноге" со своейработой, а в идеальном случае желательно найти себе "игровую профессию",как, можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшейотдушиной -- предохранительным клапаном -- для самовыражения, а также дляпредотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь спомощью наркотиков. Таков удел человека, у которого рушится системамотивации из-за отсутствия приемлемой цели. В поисках достойной задачивспоминайте мое двустишие: "Стремись к самой высшей из доступных тебе целейи но вступай в борьбу из-за безделиц". Упорная работа ради того, к чему выдействительно стремитесь, не принесет вреда. Но удостоверитесь, что к этомустремитесь именно вы, а не только ваше общество, родители, учителя илисоседи и что вы в состоянии выйти победителем. Помните также, что в большинстве случаев переключение с однойдеятельности па другую -- лучший отдых, чем полный покой. Ничто так неизнуряет, как бездеятельность, отсутствие раздражителей и препятствий,которые предстоит преодолеть. Как врачу мне приходилось видеть бесчисленное множество пациентовстрадавших от выводящей из строя мучительной и неизлечимой болезни. Ктоискал облегчения в полном покое, страдал больше всего, потому что не мог недумать о безнадежном будущем, Кто оставался деятельным как можно дольше,черпал силу в решении повседневных мелких житейских задач, которые отвлекалиот мрачных мыслей. Ничто так не помогает больному, как целебный стрессотвлечения внимания. Осмотрительно выбирайте синтоксическую или кататоксическую тактику вповседневной жизни. Биохимические исследования синтоксических икататоксических гормонов показали важность выбора между уступкой и отпором.Гормоны передают на химическом языке приказ мирно сосуществовать сагрессором или вступить в бой. Этот выбор жизненно важен на всех уровняхбиологической организации -- от клетки до человека, групп людей и даженаций. Нельзя рассчитывать, что эмоция всегда подскажет правильный выбор.Поэтому весьма полезно учитывать преимущества и недостатки обеих установок сточки зрения биологического стремления к самосохранению, котороеосуществляется синтоксическими и кататоксическими механизмами. Вповседневной жизни это повысит вероятность выбора, который даст приятныйстресс самовыражения и победы и поможет избежать разрушительного дистрессанеудачи, рухнувшей надежды, ненависти и жажды мести. Всеобщая приемлемость нашего кодекса. Я старался подкрепить свои рекомендации данными новейших биологическихэкспериментов, но они также согласуются с освященными временем принципамимногих религий и философий. За редкими исключениями, долго живут лишь теучения, корни которых глубоко уходят в природу человека. Вера во всемогущуюи вечно творящую силу божества восходит к началу письменной истории.Многочисленные формы этой воры имеют общую черту: они указывают нормыповедения, которые приведут человека к какой-то конечной цели, некоторыерелигии и философии устарели, другие продолжают оказывать сильное влияние наповедение человека. Главной их задачей по-прежнему остается достижениечеловеком внутреннего мира, а также мира между людьми и между человеком иприродой. Религии и философии, как правило, обосновывают предписываемые ими нормыповедения. Поскольку люди, употреблявшие в пищу свинину, заболевали задолгодо того, как был изучен трихинеллез, лучший способ запретить свинину состоялв том, чтобы объявить свинью нечистым животным, не угодным богу. Прежде чемлюди узнали, что почти все, к чему мы прикасаемся, может быть зараженобактериями (особенно в жарком климате), лучший способ предотвращенияэпидемий состоял в предписании тщательных ритуальных омовений перед едой.Такого рода законы соблюдались довольно долго, потому что были полезны. "Возлюби ближнего, как самого себя" -- один из древнейших принциповповедения -- был предложен, дабы угодить богу и обеспечить безопасностьчеловека, Поскольку наша философия основана на законах природы, пеудивительно, что во всем мире на протяжении многих веков отдельные ееэлементы возникали снова и снова, в самых различных религиях и политическихтеориях, хотя обычно их обоснование было мистическим, а не научным. Народы,в чьих культурах появлялись элементы этой философии, не имели точексоприкосновения и часто даже не слыхали друг о друге. Их вера имела лишьодну общую черту: это был плод человеческого разума, отражавший естественнуюэволюцию его функционального механизма. Вот почему принцип "Заслужи любовь ближнего" не противоречит ни однойрелигии и философии. Самые ревностные последователи любой религии могутиспользовать наш кодекс в дополнение к своему собственному. В нем они найдутнаучное подкрепление не только общепризнанного религиозного предписаниябратства между людьми, но также основной цели атеистического коммунизма: "Откаждого по его способностям, каждому по его потребностям",-- лозунга,который в противном случае мог бы только поощрять лень. Законы природы, накоторых построена наша теория, приложимы к любому человеку, каких бывзглядов он ни придерживался. Если рассматривать нас с вершины всеобщих законов природы, мы всеудивительно похожи. Природа -- неиссякаемый источник всех наших проблем и ихрешений. Чем ближе мы к ней, тем яснее видим, что, несмотря на громадныерасхождения в их толковании и понимании ее законы всегда прокладывают себепуть и никогда не устаревают. Осознание этой истины убедит нас в том, что нетолько люди, но и все живые существа в каком-то смысле братья. Чтобыизбежать стресса конфликтов, рухнувших надежд и ненависти, чтобы обрести мири счастье, нужно уделить больше внимания изучению естественной основымотивации и поведения. Никто по будет разочарован, если в повседневной жизнинаучится следовать принципу "Заслужили любовь ближнего". Жить полной жизнью. Стресс неудач и рухнувших надежд особенно вреден.Человек с его высокоразвитой нервной системой чрезвычайно чувствителен кпсихическим травмам, но есть много приемов, сводящих ранимость к минимуму.Вот некоторые из наиболее полезных. Постоянно стремясь завоевать любовь, все же не заводите дружбы сбешеной собакой. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достиженийесть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим. Цените радостьподлинной простоты жизненного уклада. Избегая всего нарочитого, показного ивычурно-усложненного, вы заслужите расположение и любовь; напыщеннаяискусственность вызывает неприязнь. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала,стоит ли сражаться. Не забывайте, что природа учит нас тщательно выбиратьмежду синтоксической и кататоксической тактикой в любой проблеме на уровнеклетки, личности или общества. Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и надействиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забыватьобезнадежно-отвратительном и тягостном. Произвольное отвлечение -- самыйлучший способ уменьшить стресс. Мудрая немецкая пословица гласит: "Беритепример с солнечных часов -- ведите счет лишь радостным дням". Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее,чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мысльюо неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах. Такоепреднамеренное припоминание -- действенное средство восстановления веры всебя, необходимой для будущих побед. Даже в самой скромной карьере естьчто-то, о чем можно с гордостью вспомнить. Вы сами удивитесь, как этопомогает, когда все кажется беспросветным. Если вам предстоит удручающе-неприятное дело, но оно необходимо длядостижения цели, не откладывайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль,вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период. Учтите, что люди не рождаются равными, хотя они, конечно, должны иметьравные возможности. В свободном обществе продвижение человека зависит от егодостижений. Всегда будут вожди и ведомые, но вожди нужны лишь до тех пор,пока они служат своим последователям, вызывают любовь, уважение иблагодарность. Наконец, не забывайте, что нет готового рецепта успеха, пригодного длявсех. Мы все разные, и наши проблемы тоже. Единственная наша общая черта-подчинение биологическим законам, которые управляют всеми живымисозданиями, в том числе человеком. Поэтому естественный кодекс, основанныйна неспецифических механизмах адаптации, ближе всего подходит к тому, чтоможно считать общим принципом. Я сам, насколько мог, пытался следовать философии "заслужи любовьближнего", и это сделало мою жизнь счастливой. Надо честно признаться:оглядываясь на прошлое, я вижу, что не всегда был на высоте. Но мои неудачивызваны были моими личными недостатками, а не просчетами философии.Изобретатель сверхскоростного гоночного автомобиля не всегда самый лучшийгонщик. В заключение позвольте пожелать, чтобы читатели использовали мойпринцип удачнее, чем я сам, потому что ваш успех пополнит мой запас любви,благодарности и доброжелательности, который -- без стыда сознаюсь в этом --я хочу увеличить, *** "Могут сказать, что в этой книге я лишь составил букет из чужих цветов,а моя здесь только ленточка, которая связывает ux". Монтень

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.