Закон (решение) о бюджете содержит его основные параметры:
• общий объем доходов;.
• общий объем расходов;
• дефицит (профицит) бюджета;
• нормативы распределения доходов между бюджетами различных уровней.
В законе (решении) о бюджете приводится также и более детальная информация:
• перечень главных администраторов доходов бюджета;
• перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
• распределение бюджетных ассигнований по разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
• общий объем бюджетных ассигнований, выделяемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
• объем межбюджетных трансфертов, получаемых от других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
• источники финансирования дефицита бюджета;
• верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, и др.
В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения показателей планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года проекта бюджета. Изменение параметров федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов осуществляется исходя из положений Бюджетного кодекса РФ.
Изменение показателей планового периода бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда производится в соответствии с законом субъекта РФ. Изменение параметров планового периода местного бюджета осуществляется исходя из правового акта представительного органа муниципального образования.
Корректировка показателей ведомственной структуры расхода бюджeтa субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и местного бюджета производится путем увеличения или снижения утвержденных бюджетных ассигнований либо включения в эту структуру ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов соответствующего бюджета. Законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено использование доходов по отдельным видам неналоговых доходов, предлагаемых к введению начиная с очередного финансового года, на цели, определенные законом (решением) о бюджете, сверх соответствующих бюджетных ассигнований и (или) общего объема расходов бюджета.
Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований выносят на рассмотрение законодательного органа проекты соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период в сроки, определенные Бюджетным кодексом РФ.
Процедура внесения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» в Государственную Думу
Правительство РФ выносит на рассмотрение и утверждение в Государственную думу проект Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» не позднее 26 августа текущего года.
В проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период уточняются показатели утвержденного федерального бюджета на плановый период и показатели второго года планового периода составляемого бюджета.
Уточнение параметров планового периода утверждаемого федерального бюджета включает:
• утверждение уточнений показателей, которые являются предметом рассмотрения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом и во втором чтениях;
• утверждение увеличения или снижения утвержденных показателей ведомственной структуры расходов федерального бюджета либо включение в нее бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов федерального бюджета.
Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» вносится в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами:
• основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
• предварительные итоги социально-экономического развития России за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги данного финансового года;
• прогноз социально-экономического развития России на очередной финансовый год и плановый период; ,
• оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
• прогноз основных параметров бюджетной системы- РФ, включая и консолидированный бюджет РФ;
• пояснительная записка к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете 'на очередной финансовый год и плановый период и др.
Одновременно с проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов:
• об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в отчет, ном финансовом году;
• о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период;
• о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.
Центральный банк РФ до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно этот документ направляют Президенту Российской Федерации и Правительству РФ.
Порядок прохождения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» в Государственной Думе и Совете Федерации
Государственная дума рассматривает проект Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. В первом чтении - в течение 30 дней со дня его внесения в нижнюю палату Федерального Собрания Правительством РФ.
При рассмотрении Государственной думой проекта Федерального закона ~O федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете являются основные характеристики федерального бюджета, предусмотренные в ст. 199 Бюджетного кодекса РФ. При утверждении основных параметров федерального бюджета приводится прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен на товары и услуги) (декабрь очередного года к декабрю предыдущего). В случае принятия Государственной думой законопроекта «O федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении утверждаются его ключевые характеристики, определенные Бюджетным кодексом РФ. При утверждении в первом чтении основных параметров федерального бюджета Государственная дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета без положительного заключения Правительства РФ на эти изменения.
Государственная дума рассматривает проект Федерального закона ~O федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.
Предметом рассмотрения данного законопроекта во втором чтении служат:
• приложения к законопроекту, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита этого бюджета;
• бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджeтa;
• программа государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;
• программа государственныx гарантий Российской Федерации в отечественной и иностранной валюте и др.
Государственная дума рассматривает в третьем чтении проект Федерального закона «O федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» в течение 15 дней со дня принятия этого законопроекта во втором чтении. На данном этапе утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета. Принятый Государственной думой Федеральный закон «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» в течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает Федеральный закон «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» в течение 14 дней со дня представления Государственной думой и принимает решение о его одобрении в целом. Одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О Федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» в течение пяти дней со дня одобрения направляют Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.