• высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
• законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
• исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
• Центральный банк Российской Федерации;
• органы государственного (муниципального) финансового контроля;
• органы управления государственными внебюджетными фондами;
• главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
• главные администраторы' (администраторы) доходов бюджета;
• главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; .
• получатели бюджетных средств.
Бюджетные полномочия, участников бюджетного процесса в лице федеральных органов государственной власти определяются Бюджетным кодексом РФ и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ. Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ устанавливаются Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации.
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления определяются Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Бюджетные полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований
Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, про водят последующий контроль за их исполнением, формируют и определяют правов6й статус контролирующих органов, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ и другими правовыми актами бюджетного законодательства РФ.
Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), выносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и предоставление бюджетной отчетности, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ.
Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют другие бюджетные полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ.
Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому исполнению бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), выступающие в роли главных распорядителей (распорядителей) и (или) получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета, выполняют соответствующие бюджетные полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Бюджетные полномочия Центрального банка РФ и кредитных организаций
Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной думы основные направления денежно- кредитной политики. Он обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Кредитные организации осуществляют отдельные операции со средствами бюджета. Так, их можно привлекать на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.
Кредитные организации обслуживают счета бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).