Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма государственного устройства. Тема 6. Форма государства.



Тема 6. Форма государства.

 

Понятие формы государства.

 
 

 

 


Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также средства и методы, используемые государственным механизмом для осуществления организующей и управленческой деятельности.

«Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства)».

Формы правления.

 

 


Монархия (гр. monarchia – единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками:

1) существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т.д.), пользующегося своей властью пожизненно;

2) наследственный порядок преемственности верховной власти;

3) монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положения подчеркивается божественное происхождение монарха), выполняя и функции главы государства, и функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление;

4) юридическая безответственность монарха.

Представленные признаки наиболее полно выражены в неограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления характерна для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т.д.), России XVII – XVIII вв., Франции до революции 1789 г., Омана, Бахрейна, Кувейта в настоящее время.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными).

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;

- лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

- власть монарха является символической, он «царствует» но не правит;

- правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Дания, Испания, Бельгия, Швеция, Япония и др.

Дуалистическая монархия характеризуется юридическим двоевластием: законодательную власть осуществляет парламент, а исполнительную – монарх. При этом монарх осуществляет управление страной через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство (Кайзеровская Германия до 1918 г., Япония до 1945 г.). Дуалистических монархий в чистом виде в настоящее время не существует.

 

 

 
 


Республика (лат. res publica – общественное дело) как форма правления отличается следующими признаками:

1) выборность органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальный характер;

2) выборность на определенный срок главы государства;

3) власть осуществляется от имени народа, который делегирует свои властные полномочия своим представителям;

4) юридическая ответственность государственной власти (в том числе и главы государства).

В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские (США, Франция, Филиппины, Мексика и др.) и парламентские (Италия, ФРГ и др.) республики.

В президентских республиках президент избирается независимо от парламента (например, в Мексике – прямым голосованием избирателей, а в США – выборщиками, избранными путем голосования избирателей). Президент либо сам возглавляет правительство и формирует его состав (США), либо назначает премьер-министра, утверждает состав правительства, представленный премьером, контролирует деятельность правительства (Франция, Россия). Президент обладает правом отставки как отдельных министров (в том числе и премьер-министра), так и всего правительства, в случае переизбрания президента либо досрочного прекращения его полномочий правительство слагает с себя свои полномочия.

Взаимодействие между законодательной и исполнительной ветвями власти в президентской республике строится на основании принципа разделения властей и системе сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае неподписания закона (наложения вето), документ возвращается в Думу (система сдержек). Вместе с тем, в случае если при повторном голосовании в поддержку отклоненного закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным и, в этом случае, Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов)

В парламентской республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от избирателей и, следовательно, не мог противопоставить себя парламенту. Чаще всего главу государства избирает либо парламент, либо особая коллегия.

Правительство в парламентской республике назначает президент. Однако, как правило, это формальный акт. Президент назначает премьер-министра (который затем формирует правительство) только в том случае, если представленная кандидатура пользуется доверием парламента. Поэтому, как правило, пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство депутатов в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, совместно располагающим таким большинством.

В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления.

Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие непосредственной юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое возлагается на председателя правительства.

Одним из признаков, присущим республикам смешанного типа правления, является возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

 

Форма государственного устройства.

 
 


Форма государственного устройства

 

Унитарное государство Федерация Конфедерация

Форма государственного (территориального) устройства представляет собой национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти.

По форме территориального устройства все государства делятся на простые и сложные.

Простая (единая) форма территориального устройства предполагает существование слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы и потому не включающего в себя никаких государственных образований (Великобритания, Швеция, Финляндия и др.).

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1) единые общие для всего государства высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

2) на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, единое гражданство;

3) составные части государственным суверенитетом не обладают;

4) в унитарном государстве - единая денежная система, проводится единая налоговая и кредитная политика.

Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями; единицы районного звена именуются районами, округами, уездами; сельские административно-территориальные единицы нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т.д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города.

Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти.

Наряду с административно-территориальными единицами, унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т.д.).

Сложные государства могут существовать в виде федераций и конфедераций.

Федеративное государство – это сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты, ступившие в федерацию, теряют индивидуальный государственный суверенитет и, следовательно, перестают быть государствами.

Признаками федеративных государств являются:

1) территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (республик, штатов, земель, городов и т.д.);

2) государственный суверенитет осуществляется всей федерацией, отдельные субъекты не являются суверенными образованиями;

3) у субъектов отсутствует право на сецессию (право на выход из состава федерации с целью присоединения к другому государству или создания суверенного государства);

4) субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

5) на территории федерации формируются единое правовое пространство и двухуровневая система законодательства (законодательство федерации и законодательство субъектов), при этом законодательство субъектов не должно противоречить законодательству федерации;

6) границы субъектов изменяются лишь с их согласия;

7) интересы субъектов в законодательном собрании федерации реализует палата, формируемая из представителей субъектов;

8) взаимодействие субъектов с органами федеральной власти основывается на принципе разграничения полномочий;

9) основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации. В основу национальных федераций положен принцип проживания на территории субъекта коренной национальности (СССР).

Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).

В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а области – политико-территориальными).

Структура различных федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т.д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).

Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей (США, РСФСР с 1991 по 1993 гг.).

Конфедерация как форма территориального устройства отличается большей степенью самостоятельности субъектов, чем федерации.

Основными признаками конфедерации являются:

1) территорию конфедерации составляют территории субъектов;

2) единое правовое пространство и многоступенчатая система законодательства (законодательство конфедерации, законодательство субъектов);

3) единое членство в международных организациях;

4) гражданство конфедерации, осуществление налогово-кредитной политики, представительство на международной арене определяется путем заключения договоров между субъектами;

5) субъекты обладают правом выхода из состава конфедерации.

Именно большая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер этих государств. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) или распадаются на суверенные государства.

Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789 г.г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г.г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г.г. и др.

Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся, по существу, оборонительными или наступательными союзами (антигитлеровская коалиция периода второй мировой войны).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.