Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей



Весьма важен вопрос: с опорой на какие характеристики эмоций человек их распо­знает и дифференцирует? В. Вундт (1896) утверждал, что всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений (ощущений): удовольствие—неудо­вольствие, расслабление—напряжение и спокойствие—возбуждение (рис. 9.5). Таким образом, им была сформулирована многомерная модель эмоций, руководствуясь ко­торой человек опознает и различает эмоции.

Многомерная модель эмоций рассматривает все эмоции в многомерном простран­стве, ограниченным числом переменных (координат): негативность — позитивность, сила — слабость, активность — пассивность. Адекватным методом для многомерной модели является метод многомерного шкалирования (ММШ). Суть этого метода состоит в том, что он дает возможность узнать минимально допустимое число шкал (факторов, признаков), на которые ориентируется человек при вынесении суждения о различии или сходстве эмоций, определяемых им по лицевой экспрессии на фото­графиях (степень сходства оценивалась по девятибалльной шкале для 13 фотографий попарно во всех возможных сочетаниях). В разных исследованиях число выделенных шкал-факторов разное: в одних, как и у В. Вундта, три, в других — две. Большинство исследователей склоняются к двухфакторной модели, ортогональными осями кото­рой являются знак эмоции и уровень активации. В результате все эмоции в зависи­мости от их сходства и различия располагаются в двухмерном пространстве.

С этим можно было бы согласиться, если бы в качестве одной из осей выступал не столько знак эмоций, сколько их модальность. Кроме того, учет уровня активации (степени эмоционального возбуждения) приводит психологов к необоснованному, на мой взгляд, но закрепленному в языке, выделению качественно новых эмоций, в то время как на самом деле речь должна идти об эмоции одной модальности, но выра­женной в разной степени. Поясню, о чем идет речь. В методике И. Иранковой в связи со знаком выделены блоки эмоций, среди которых как разные по модальности пе­речисляются тревога, беспокойство, боязнь, робость, страх, ужас, с одной стороны, и удовольствие, восторг, наслаждение, блаженство, радость, ликование — с другой сто­роны. Мне представляется, что логичнее было бы, используя ось активации (уровня возбуждения), говорить об оттенках проявления эмоционального реагирования: в од-лом случае, об эмоциональном тоне удовольствия, который при усилении называет­ся наслаждением, блаженством, а затем и восторгом, в другом случае — об эмоции радости, которая при сильной выраженности обозначается как ликование, и в тре­тьем случае — об эмоции тревоги (беспокойства), которая по мере усиления обозна­чается как боязнь, страх и, наконец, ужас; в четвертом же случае возрастание недо­вольства дает следующую цепь словесных обозначений этого негативного пережива­ния: раздражение — возмущение — гнев (негодование) — ярость — бешенство.

С учетом этого не очень логична попытка Дж. Рассела с коллегами применить метод многомерного шкалирования к субъективным оценкам сходства эмоций, давав­шихся испытуемыми вербально. Ими была получена двухмерная круговая модель эмоционального опыта. В этой модели эмоции располагаются по кругу в такой пос­ледовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (горе—печаль — 135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315 °). Нелогичность этой модели мне видится в том, что в ней чаще речь идет о физиологических состояниях активации, чем о разных по знаку и модальности эмоциональных реакциях. Дж. Рассел с коллегами применили ММШ к субъективным оценкам сходства эмоций, дававшимся испытуемыми вербально. В результате была получена двухмерная круговая модель эмоционального опыта, В этой модели эмоции располагаются по кругу в следующей последовательности: удовольствие (0 °), возбуждение (45 °), активация (90°), дистресс (горе—печаль — 135 °), неудовольствие (180 °), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°). Нелогичность этой модели мне видится в том, что в ней чаще речь идет о физиологических состояниях актива­ции, чем о разных по знаку и модальности эмоциональных реакциях. На рис. 9.6 по­казано двухмерное пространство терминов, характеризующих человека, переживаю­щего различные эмоции.

Таблица 9.1 Отражение различных элементов экспрессии другого человека подростками

Элемент экспрессии Абсолютное число зафиксированных элементов Процентное соотношение элементов
Речь 14,2
Мимика 13,8
Жестикуляция 5,8
Походка 16,8
Динамика 27,2

Эта модель была подтверждена Дж. Расселом и его сотрудниками в процессе об­ширного кросскультурного исследования людей, пользующихся английским, гречес­ким, польским и эстонским языками. Изоморфизм перцептивного и семантического эмоционального пространства свидетельствует о единстве принципов кодирования информации об эмоциях на перцептивном и семантическом уровнях.

Для распознавания эмоции другого человека используются различные каналы экспрессии: мимика, речь, вегетативные и двигательные реакции. В исследовании В. Н. Куницыной (1973) с использованием метода словесного портрету было выяв­лено, что 14-летние подростки этими каналами пользуются неодинаково (табл. 9.1).

Последняя строка в таблице свидетельствует о том, что подростку легче дать об­щую оценку экспрессии человека по ее динамике в процессе общения, чем по отдель­ным каналам экспрессии. Трудно сказать, насколько представленные в таблице дан­ные отражают возрастные особенности подростков, так как другие возрастные груп­пы автором не изучались.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.