1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль права;
2. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, подписи);
3. структурное построение: определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.);
4. правовые презумпции - предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом;
5. правовые фикции - несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим;
6. правовые аксиомы - положения, не требующие в юридическом процессе доказательств (нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину);
7. правовые оговорки - имеющие специальную нормативно-лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия.Формы нормативного выражения правовых оговорок - те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от»).
Понятие и необходимость толкования норм права
Это - выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы.
Проблема толкования - проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми существуют определенные противоречия, несовпадения.
Основные причины следующие:
-сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;
-несовершенство законод техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;
-несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;
-специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;
-законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить "дух" и "букву" закона;
-отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.
Способы (приемы) толкования правовых норм
При толковании-уяснении норма права толкуется субъектом для себя. Такое толкование представляет собой определенный мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не явл обязательным для других.
При толковании-разъяснении осущ не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юр действие, находящее внешнее выражение в спец актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Это толкование не только для себя, но и для других. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица. Рядовые граждане такой прерогативой не располагают. Понятно, что любое разъяснение может быть осуществлено лишь после уяснения толкуемой нормы.