Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод.
Предмет правового регулирования - общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм.
В структуру предмета входят следующие элементы:
а) субъекты – индивидуальные и коллективные;
б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления), по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения отношений.
Вместе с тем, предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что, во-первых, общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны; во-вторых, нередко одни и те же общественные отношения регулир различными отраслями и к тому же различными способами.
Метод правового регулирования - совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
Структура метода правового регулирования:
- общее взаимоположение субъектов (равноправное, подвластное); порядок возникновения субъективных прав и обязанностей (из закона, договора);
- степень определенности предоставленных субъективных прав; пути обеспечения субъективных прав и юр обязан (меры наказания и поощрения).
Выделяют следующие основные методы:
- императивный - метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;
- диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;
- поощрительный - метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;
- рекомендательный - метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.
Перечисленные методы используются так или иначе во всех отраслях права, другое дело - в какой пропорции и какой из них в конкретной отрасли права будет доминирующим, определяющим.
Соотношение системы права и системы законодательства и правовой системой
Сист пр - иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию
Соотношение. Сист законодат - совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках пр) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле сист права и сист законодательства в целом совпадают. Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Первичным элементом сист является норма пр, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом сист законодател явл статья нормат-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда два элемента - гипотеза и санкция (отсылочный, бланкетный). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содерж нормы различных отраслей пр, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормат актах. Один и тот же нормат-правовой акт может регулировать различные по своему содержанию виды общ отнош, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулир. Разнообразие и взаимосвязь соц отнош, возник в различных сферах общ жизни, необходимость их эффективной организ обусловливают создание в сист законодат таких структурных элементов, которые не совпадают с сист пр. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодат.