Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Key functions and features



MRP II is not a proprietary software system and can thus take many forms. It is almost impossible to visualize an MRP II system that does not use a computer, but an MRP II system can be based on either purchased–licensed or in-house software.

Almost every MRP II system is modular in construction. Characteristic basic modules in an MRP II system are:

· Master production schedule (MPS)

· Item master data (technical data)

· Bill of materials (BOM) (technical data)

· Production resources data (manufacturing technical data)

· Inventories and orders (inventory control)

· Purchasing management

· Material requirements planning (MRP)

· Shop floor control (SFC)

· Capacity planning or capacity requirements planning (CRP)

· Standard costing (cost control)

· Cost reporting / management (cost control)

together with auxiliary systems such as:

· Business planning

· Lot traceability

· Contract management

· Tool management

· Engineering change control

· Configuration management

· Shop floor data collection

· Sales analysis and forecasting

· Finite capacity scheduling (FCS)

and related systems such as:

· General ledger

· Accounts payable (purchase ledger)

· Accounts receivable (sales ledger)

· Sales order management

· Distribution requirements planning (DRP)

· Automated warehouse management

· Project management

· Technical records

· Estimating

· Computer-aided design/computer-aided manufacturing (CAD/CAM)

· CAPP

The MRP II system integrates these modules together so that they use common data and freely exchange information, in a model of how a manufacturing enterprise should and can operate. The MRP II approach is therefore very different from the “point solution” approach, where individual systems are deployed to help a company plan, control or manage a specific activity. MRP II is by definition fully integrated or at least fully interfaced.

MRP — это производственная система, в основном использующаяся на производствах дискретного типа, поэтому она редко применяется для таких отраслей, как сфера обслуживания, нефтепереработка, розничная торговля, транспорт и т. п.

MRP дает наибольший эффект в ориентированных на производственный процесс системах, имеющих длительный цикл обработки и сложное многоступенчатое производство, так как в этом случае планирование деятельности и управление запасами наиболее сложны. Соответственно, и положительный эффект, достигаемый при внедрении MRP, наиболее очевиден, ибо способность MRP-систем справляться с широким потоком производственной информации позволяет осуществлять управление по отклонениям, уменьшая зону рутинных организационных операций.

MRP-системы вряд ли имеет смысл широко использовать тогда, когда спрос равномерен, партии материалов велики и изготавливаемые номенклатурные позиции многочисленны. С проблемами, возникающими в этом случае, неплохо справляются традиционные системы, например системы управления запасами по точке заказа. MRP-системы проявляют все свои свойства тогда, когда имеет место интенсивный поток изменений и высокая вариабельность размеров заказов и партий.

Таким образом, можно заключить, что MRP не применяется и не будет применяться абсолютно для всех производственных систем. Иногда она не нужна или же экономически неэффективна. Однако количество случаев внедрения MRP-систем быстро растет. Следует только помнить, что в условиях слабого компьютерного обеспечения, неактуальной нормативной информации, неэффективного стиля менеджмента MRP чудес от системы, как и от любой другой методологии, ждать не приходится. Она просто будет генерировать больше недостоверной и бесполезной информации, чем было до ее применения. MRP наилучшим образом показывает себя при хорошо управляемой в целом производственной системе, позволяя расширить доступные горизонты управления.

Д. Браун [2] отмечает, что программное обеспечение MRP-класса, которое может эксплуатироваться на платформе мини- и микрокомпьютеров, в настоящее время достаточно доступно по цене и может рассматриваться как приемлемое решение для малых производственных предприятий. Отметим, что это касается преимущественно западного рынка. Тем не менее большинство исследований и усилий по разработке в сфере MRP II направлено на развитие функциональности систем, позволяющих справиться с задачами крупных производственных предприятий. По поводу же соответствия MRP-подхода проблемам малого производственного предприятия написано немного.

Рассматривая возможность практического использования MRP II, необходимо уделять внимание, по мнению Д. Брауна [2], не столько широте применения программного обеспечения, реализующего методологию MRP II, сколько пониманию MRP-системы компаниями и эффективности использования ее как подхода к управлению производством. Практические результаты работы MRP-систем, изначально предложенные Орлицки (Orlicky), впервые получили наиболее полное отражение в работе Оливера Уайта (Oliver Wight) [22]. Он разработал схему классификации компаний с точки зрения эффективности их MRP-систем. Схема выглядела довольно просто и состояла всего лишь из 25 вопросов, касающихся технических возможностей программного обеспечения MRP, точности ведения данных, данного персоналу компании уровня образования и достигнутых посредством использования системы результатов. Результирующая оценка согласно данной классификации могла варьироваться от класса A, означавшего отличные результаты, до класса D, представлявшего ситуацию, когда единственными пользователями системы были специалисты отделов АСУ (Manufacturing Information Systems departments). Среди критериев оценки эффективности использования MRP были выдвинуты следующие:
1. использование временных единиц планирования (time buckets) не больших, чем неделя;
2. запуск процедуры планирования не реже раза в неделю;
3. отсутствие так называемого «проблемного списка» (shortage list);
4. соблюдение условий поставки (delivery performance) на уровне 95% или выше со стороны поставщиков, цехов и главного календарного плана в целом;
5. улучшение результатов работы по крайней мере по двум из следующих направлений:

· запасы;

· производительность;

· обслуживание клиентов (customer service).

Эта система классификации продолжает развиваться благодаря усилиям последователей Оливера Уайта и дополняется новыми критериями для оценки эффективности эксплуатации MRP-систем (см., например, [20]).

 

История и эволюция

Зачем углубляться в историю ERP? Ее знание не очень важно для вас и не поможет в выборе и внедрении, однако позволит лучше понять систему, ее место в стратегии бизнеса и возможности использования ее для получения выгоды.

В начале компьютерной эпохи были разработаны BOM-процессоры, с помощью которых компании могли автоматизировать задачу сортировки ведомостей материалов (BOM). Это было необходимо для планирования склада. Нынешнему поколению, привыкшему к компьютерным технологиям, кажется невообразимой обработка вручную стопки ведомостей BOM для расчета потребности в материалах. По мере того как компьютеры становились компактнее, мощнее и проще в использовании (по современным стандартам), BOM-процессоры эволюционировали в системы планирования потребности в материалах.

Планирование потребностей в материалах (MRP) было значительным шагом: помимо простого расчета потребностей в материалах здесь представлено их распределение по срокам. MRP превратилось в инструмент заказа необходимых материалов и планирования, поскольку в формулы расчета были включены необходимые сроки и продолжительность производственного цикла. Помимо информации о том, какие материалы были необходимы, сколько их имелось в наличии и сколько нужно было приобрести, стало возможным определить, когда именно они требуются. Планирование потребностей в материалах связано в основном с сырьем и изготавливаемыми комплектующими. Ожидаемые сроки изготовления комплектующих, равно как и время доставки закупленного сырья, отслеживаются и сопоставляются с датами использования названных ресурсов в производстве. Заказы могут быть расположены в порядке приоритета, и на основе данной информации составляются планы.

В процессе дальнейшего усовершенствования системы были расширены ее функциональные возможности и возможности обработки информации. Планирование мощностей являлось весьма важным новшеством системы; помимо этого были включены другие инструменты планирования высокого уровня. Мониторинг и контроль за выполнением в совокупности с финансовой системой образовали замкнутый цикл с обратной связью, или MRP-II. Дальнейшее расширение функций и областей применения способствовало целостности структуры бизнеса и привело в результате к возникновению того, что обобщенно называется ERP. В зависимости от структуры система ERP может проникать в любые области организации. Все ключевые инструменты планирования и реализации планов, финансовая система, заказы на закупку от потребителей, человеческие ресурсы, оплата труда, мониторинг работников и другое объединяются в одну целостную систему, призванную повысить эффективность работы организации. Достигает ли система этой цели — другой вопрос, однако ее составляющие инструменты широко доступны и постоянно усовершенствуются. С усложнением системы работающие с ней специалисты должны получать соответствующий уровень знаний и опыта использования системы и понимать, на должном ли уровне она функционирует.

Что будет дальше? Трудно предугадать. Мощность компьютеров по-прежнему растет экспоненциально, системы ERP постоянно обновляются и усложняются. Добавляются новые функции, происходит объединение компаний. ERP, без сомнения, эволюционирует в еще более мощный и сложный инструмент с расширенной сферой применения вверх и вниз по цепи поставок. Возможно, будут использоваться интернет-приложения с центральной базой данных, доступной для всех партнеров по цепи поставок. Вы должны быть готовы к дальнейшему развитию. Поэтому необходимо подготовить бизнес и обслуживающие его информационные системы для максимально эффективной работы.

 

Модули и функции

ERP — это обобщенное название компьютерной системы с модулями, предназначенными для различных областей бизнеса. Для производственной компании система ERP обычно содержит как минимум производственное ядро, планирование, складские операции и финансовый модуль. Системе ERP трудно дать исчерпывающее определение. Несмотря на наличие общих элементов, программные пакеты от разных поставщиков значительно отличаются. Тем не менее, в данной главе мы рассмотрим некоторые наиболее распространенные модули и функции.

Начнем со складских функций. Иногда основные складские функции включаются в финансовый модуль. Обычно это характерно для малого бизнеса. В большинстве систем складские функции входят в состав производственного ядра, в некоторых — рассматриваются в качестве отдельного модуля. Так или иначе, функции работы с запасами имеют большое значение для всех производственных компаний. Они позволяют определять наличие продукции и управлять ею. Номера складского учета, описания деталей, информация о наличных запасах и их местонахождении, стоимость материалов, информация о поставщике — все это основы складских функций. Функции закупок также могут включаться в складской модуль. Данные функции представляют собой выбор поставщиков и информации об их производственном цикле и о размерах партий.

И снова подчеркнем: каждая система уникальна, производственное ядро и функции планирования могут значительно различаться, хотя большинство систем имеют много общего. Производственные функции могут включать в себя функции BOM, а также составление маршрутных карт, обозначение оборудования и производственных участков, обработку нарядов на работу, составление основного производственного графика, планирование потребностей в материалах, распределение рабочих и составление отчетности. Сложность и возможности производственного модуля будут варьироваться в зависимости от отрасли промышленности и размера компании, на которые ориентируются поставщики систем ERP. Разумеется, складской и производственный модули должны составлять единое целое. Производственный модуль будет вычитать материалы и комплектующие из запасов и добавлять к ним готовую продукцию. Материальные запасы можно хранить как на удаленном, так и на центральном складе, перераспределять между разными складами, продавать и покупать. Данная информация должна свободно перемещаться между модулями. Если имеется отдельный модуль планирования, то информация должна распространяться и на него.

Большую часть функций планирования можно включить в основной производственный модуль. Напомним, что подготовка плана продаж — основная функция планирования. За план продаж — его создание, поддержание и обновление в системе — отвечает отдел продаж и маркетинга. Упомянутый план может размещаться в рамках модуля основного производственного графика или модуля обработки заказов на покупку. Вне зависимости от этого он объединяется с инструментами планирования. И не позволяйте отделу продаж и маркетинга снимать с себя ответственность за поддержание плановых показателей в системе только потому, что план не включен в модуль обработки заказов на покупку. Если имеется отдельный модуль планирования, то он может включать в себя более совершенные инструменты, такие как планирование продаж и операций (S&OP), моделирование, или перспективное планирование. Нельзя сказать, что планирование продаж и операций более продвинутый инструмент, однако оно не так распространено и интегрировано в ERP-систему, как основной производственный план-график (ОПП) и планирование потребностей в материалах (MRP).

При разработке плана продаж и операций, основного производственного графика или MRP необходимо произвести оценку мощности, чтобы гарантировать обоснованность планов. Если на предприятии недостаточно возможностей для производства запланированной продукции, то план бесполезен. Планирование производственной мощности может относиться к функциям планирования или представлять собой отдельный модуль. В процессе планирования подразумевается, что вы располагаете неограниченными объемами мощности. Это значит, основной производственный график и план потребности в материалах будут разработаны вне зависимости от вашей реальной производственной мощности. Количество изделий, которое необходимо произвести, будет рассчитано на основе спроса (прогноза или заявок потребителей). Кроме того, будет подсчитано, сколько изделий имеется в наличии на складе или заказано. С другой стороны, ограничение по загрузке и производственный график основываются на реальном объеме доступных производственных мощностей (иными словами, при этом используются данные, которые введены в систему). Мощность, необходимая для выполнения заказа, будет сравниваться с доступной или запланированной во избежание перегрузки оборудования и производственных участков. Для предприятия малого бизнеса, возможно, необязателен такой уровень точности и детальности, который обеспечивает итоговое планирование. Однако с этим можно столкнуться при выборе и внедрении ERP-системы, поэтому необходимо по меньшей мере понимать все процессы.

Один из наиболее важных модулей, на который в первую очередь обращают внимание большинство компаний, — финансовый. В него должны включаться все финансовые и бухгалтерские функции, начиная с главной бухгалтерской книги. Сюда же, вероятнее всего, будут отнесены приходные и расходные ордера, вспомогательные книги учета, основное производственное оборудование, возможно, зарплата и бюджет. Финансовый модуль обычно наиболее комплексный, поскольку он должен быть связан со всеми другими модулями. Любая денежная операция оказывает влияние на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо ее задокументировать, отнести сумму к соответствующему счету и внести запись в бухгалтерскую книгу. В финансовом модуле должны быть возможности для сопровождения денежных операций, заполнения вспомогательных книг учета и внесения данных в главную бухгалтерскую книгу. Для проводки денежных операций (трансакций) можно использовать различные уровни автоматизации. Необходимо определить приемлемый для вашей организации уровень автоматизации и виды денежных операций, которые могут быть автоматизированы. Вы, несомненно, не станете автоматизировать операции с финансами, если не будете уверены в надежности внутренних систем и наличии соответствующего контроля.

Модуль обработки заказов на покупку также является стандартным. Без продаж не бывает бизнеса, однако необходимо управлять поступающими заказами. В основном данный модуль используется для отслеживания и мониторинга заявок, поступающих от потребителей, однако их обработка этим не ограничивается. Модуль обработки заказов на покупку чрезвычайно важен для интегрированной системы. Обработанные в системе прогнозируемые и фактические заказы потребителей оказывают воздействие на системы планирования, подтвержденные же — на график производства. Отдел продаж и маркетинга использует систему обработки заказов для отслеживания потребительских заказов, оценки информации и отчетов по заказчикам и их активности. Заявки на покупку напрямую связаны со складскими системами в таких вопросах, как генерация накладной на отгрузку, размещение запасов, анализ степени выполнения и график отгрузки. Заказы на покупку связаны также с финансовой системой. Таким образом, после выполнения заказа генерируется счет-фактура на оплату, все соответствующие денежные операции обрабатываются и записи заносятся в гроссбух.

Некоторые системы могут при необходимости содержать процессор организации продаж, который используется в тех случаях, когда существует несколько опций для определенных видов продукции. Автомобильная промышленность, машиностроение, даже ювелирная отрасль могут извлечь выгоду, используя процессор конфигурации продажи. Например, в ювелирной промышленности можно начать с одной основной модели кольца, а далее имеется возможность выбрать конфигурацию изделия по размеру, металлу (золото, серебро, платина), виду драгоценного камня (бриллиант, рубин, изумруд), оправе (часть кольца, в которой закреплен драгоценный камень) и гравировке (внутренняя, наружная, особый стиль). Если ваше производство характеризуется большим количеством опций и конфигураций изделия, как, например, автомобиль или станок промышленного назначения, то процессор конфигурации продажи практически всегда необходим. Данный процессор взаимосвязан с BOM-процессором, а также с системами планирования и управления запасами.

Еще один модуль, связанный с обработкой заказов на покупку, — менеджмент взаимоотношений с клиентами (customer relationship management, CRM). Некоторые программы CRM предлагаются отдельно, однако обычно такой модуль или опция включен в большинство ERP-систем. Предназначение CRM — мониторинг состояния дел и отчеты о существующих и потенциальных потребителях. Система продвижения продаж часто входит в состав системы CRM или использует ее данные. На основе данных, взятых из этой системы, часто предлагаются специальные скидки постоянным или очень важным заказчикам, кроме того, отслеживается такая информация, как день рождения или юбилей клиента. Система может быть запрограммирована на напоминание сотруднику компании о необходимости отправить клиенту открытку, а еще поздравление может быть автоматически отправлено по электронной почте. Значение системы состоит в том, чтобы отслеживать состояние дел у потребителей и поддерживать с ними контакты для обеспечения высокого уровня сервиса. При внедрении ERP-системы необходимо учесть, каким образом CRM-модуль будет воздействовать на другие ее части. Возможно, он не будет оказывать непосредственного влияния (в обратном случае необходимо принять это во внимание и ввести соответствующие коррективы). Например, каждому потребителю, купившему в прошлом году товар на определенную сумму, планируется отправить подарок к Новому году. Какое воздействие это окажет на системы планирования, дистрибуции, а также управления складом?

Модуль управления персоналом также может быть составляющей или дополнительной опцией ERP-системы. Он может быть взаимосвязан с другими модулями посредством классификации основных ставок заработной платы, подсчета количества рабочих часов и коэффициентов оплаты труда. Персонал распределяется по должностям с определенными требованиями к знаниям и навыкам, которые в свою очередь закрепляются за рабочими участками для составления графика работы. Уровень оплаты сотрудников может зависеть от конкретных участков или производственных процессов и во многом определяет себестоимость продукции. Коэффициенты производительности работников могут быть использованы при составлении графика работ. В модуль управления персоналом можно интегрировать операции по начислению зарплаты, а также по мониторингу присутствия на рабочем месте. Помимо этого данному модулю можно делегировать и многие другие функции, например отслеживание тренинга и повышения квалификации работников.

Вероятно, может понадобиться инженерный модуль, если вы производите соответствующую продукцию. Скорее всего, он будет необходим при производстве сложных, высокотехнологичных изделий или продукции, требующей частых изменений. Инженерный модуль может включать в себя функции тестирования, контроля и отслеживания вариантов продукции, данные по взаимозаменяемости материалов и комплектующих, программы для составления схем, чертежей и формул. Даже предприятия малого бизнеса, производящие относительно простые виды продукции, могут нуждаться в инженерном модуле. Рассмотрим в качестве примера частную кондитерскую. В процессе производства возникла необходимость разработать, ввести в систему и контролировать рецепты для различных сортов печенья и крекеров. Рецептуры представляли собой ведомости на материалы, или BOM для промежуточного продукта (теста), и в итоге наряду с упаковкой становились частью BOM для готовых изделий. Данный пример показывает, что могут понадобиться различные функции системы в зависимости от типа компании и продукции.

Система управления складом (warehouse management system, WMS) представляет собой основной компонент ERP-системы для компании-дистрибьютора (оптовой торговли), но может также входить в состав системы и для производственных компаний. WMS отличается от большинства ERP-систем более широким набором функций. Стандартные ERP-системы предусматривают основные функции работы со складом, включая информацию о хранении изделий, генерирование накладных на отгрузку, определение места для резервирования запасов и генерирование счета-фактуры на оплату. WMS предлагает значительно более широкий набор функций и более полную обработку данных, что необходимо для крупного складского хозяйства или оптовой компании. Данной системе можно делегировать составление графика подбора заказов, распределение склада по зонам, классификацию работников склада и расписание работы для них, а также функции по размещению, выдаче, планированию и составлению графика доставки. Помимо этого в системе предусмотрены такие возможности, как планировка складского пространства, порядка расстановки, автоматическая идентификация и сортировка, система измерения (взвешивания) и др. Как и в случае рассмотрения любой другой системы и отдельных модулей, необходимо проанализировать, целесообразно ли применять систему WMS для вашего бизнеса.

В заключение упомянем электронную коммерцию. Не все относят ее к ERP-системе и принадлежащим ей модулям, но рассматривать ее необходимо именно с подобной точки зрения. Система электронной коммерции должна быть объединена с остальными системами. Во многих организациях об этом забывают, будучи в восторге от идеи ее внедрения. В результате систему электронной коммерции часто внедряют без должного внимания к ее взаимодействию с другими частями системы и влиянию на их работу. Такой подход в корне ошибочен и может вызвать много проблем. Большинство думают, что достаточно создать веб-сайт и начать продажи через Интернет, однако такое действие требует тщательного анализа. Сначала кажется, что продажи будут незначительными и это не повлияет на регулярные операции, однако даже то, что сотрудник должен вручную проверять заказы, поступившие через Интернет, и вводить эти данные в стандартную систему обработки заказов, уже влияет на работу компании. Всегда при наличии двух или более не взаимосвязанных между собой электронных систем система в целом подвержена ошибкам. Гораздо эффективнее потратить некоторое время и денежные средства на предварительное планирование, анализ процесса и объединение систем до внедрения.

(Стива Новака "Бизнес-инструменты для производственного предприятия. От основ до высшего пилотажа")


 

Одной из важнейших составляющих управленческой деятельности на любом предприятии является эффективное планирование деятельности. Необходимость планирования вызвана тем, что основные задержки в производстве продукции связаны в первую очередь с неритмичными поставками заказанного оборудования и комплектующих изделий. Вследствие этого снижается эффективность производства (из-за недопроизводства продукции), а на складах возникает переизбыток материалов, поступивших ранее намеченного срока, скапливается готовая и внеплановая продукция. Кроме того, из-за нарушения баланса поставок комплектующих возникают различные сложности с их учетом в процессе производства и сопровождения продукции.

3.1 Методология планирования материальных потребностей предприятия (MRP)

Первые реализации возможностей использования средств вычислительной техники для планирования деятельности предприятий (в том числе планирования производственных процессов) возникли еще в начале 60-х годов ХХ века (например, при реализации проекта "Боинг-747", для которого потребовались сотни тысяч листов документов и деталей). В 1965 году появился термин BOMP (Bill Of Material Processing) для обозначения систем обработки состава (спецификации) изделия с целью расчета потребности в материалах. В основе таких систем лежит понятие спецификации изделия (Bill of Material - BOM), которое показывает зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и др. от плана выпуска готовой продукции (с учетом времени) [Глинских А., http://www.jetinfo.ru/2002/2/1/article1.2.2002.html].

Алгоритм работы такой системы был следующим: на входе задаются основной производственный план (MPS) и список номенклатуры изделий (IM). Далее производится операция "разузлование (раскрытие)" - расчет себестоимости и/или потребности в материалах. В результате расчета получается план закупок.

Естественное развитие таких систем - добавить учет запасов на складах и учет времени выполнения операции. В результате получается: "план закупок и план производства + исправление к планам", если меняется портфель заказов.

Такие корпоративные системы получили название "Планирование материальных потребностей предприятия" (Material Requirement Planning - MRP).

Основными целями MRP-систем являются:

  • удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;
  • поддержка уровней запасов не выше запланированных;
  • планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

Методология MRP является реализацией двух известных принципов - "Вовремя заказать" (Order In Time) и "Вовремя произвести" (Kanban), объединенных в методологию "Вовремя выполнить" (Just In Time - JIT). По сути, эта методология представляет собой алгоритм оптимального управления заказами на готовую продукцию, производством и запасами сырья и материалов, реализуемый с помощью компьютерной системы.

Для работы MRP-системы требуются следующие входные данные:

  • данные о состоянии запасов ("Книга учета запасов" - Inventory Status File). В этом документе отражается вся наличествующая номенклатура: запасы, незавершенное производство, полуфабрикаты, готовая продукция. Кроме того, в нем необходимо указать спланированные заказы и заказы в ожидании отгрузки;
  • спецификация состава изделия (Bill of Material - BOM).

 

Результатами работы MRP-системы являются следующие документы:

  • график заказов на закупку/производство материалов и комплектующих (Planned Order Schedule) - документ, расписывающий, какое количество сырья, материалов, комплектующих должно быть заказано в каждый период в течение срока планирования. Этот документ определяет внутрипроизводственный план использования комплектующих и план внешних закупок;
  • изменения к графику заказов на закупку/производство материалов и комплектующих (Changes in Planned Orders) - документ, содержащий корректировки ранее спланированных заказов на закупку/производство материалов и комплектующих.

 

Сначала с помощью MRP-систем план заказов и расхода комплектующих на определенный период просто формировался на основе утвержденной производственной программы. Это не вполне удовлетворяло возрастающим потребностям предприятий.

С целью повышения эффективности планирования в конце 1970-х гг. в MRP-системах была реализована идея Оливера Уайта и Джорджа Плосла воспроизведения замкнутого цикла (Closed Loop Material Requirement Planning), подразумевающая составление согласованной производственной программы и ее контроль на цеховом уровне. К базовым функциям планирования производственных мощностей и планирования потребностей в материалах были добавлены дополнительные функции - например, оценка результатов деятельности (Performance Measurement). В общем случае - это контроль соответствия количества произведенной продукции количеству использованных в процессе сборки комплектующих, составления регулярных отчетов о задержках заказов, об объемах и динамике продаж продукции, о поставщиках и др.

Созданные в процессе работы модифицированной MRP-системы отчеты анализировались и учитывались на дальнейших этапах планирования, изменяя (при необходимости) программу производства и план заказов (обеспечивая тем самым гибкость планирования по отношению к таким внешним факторам, как уровень спроса, текущее состояние дел у поставщиков, наличие комплектующих и др.).

Главной задачей MRP-систем является обеспечение наличия на складе и в производственных помещениях необходимого количества требуемых материалов (комплектующих) в любой момент времени в рамках срока планирования. Программные системы, реализованные на базе MRP-методологии, позволили оптимально регулировать поставки, контролировать складские запасы и саму технологию производства. Использование MRP-систем позволило уменьшить объем постоянных складских запасов за счет оптимизации процесса поставок.

К несомненным достоинствам MRP-систем можно отнести: организационную эффективность планирования производственных запасов, автоматизацию их учета, уменьшение ошибок в планировании запасов и затрат на складское хранение материальных ресурсов. Основные недостатки MRP-систем:

  • значительный объем вводимых данных и их предварительной обработки;
  • возрастание логистических затрат на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы еще больше уменьшить запасы материальных ресурсов или перейти на работу с малыми заказами с высокой частотой их выполнения;
  • нечувствительность к кратковременным изменениям спроса;
  • наличие отказов из-за большой размерности системы и ее сложности.

 

Тем не менее в 1960-х годах многие крупные производственные компании - автомобильные, судосборочные, авиастроительные - успешно использовали MRP-системы для повышения эффективности производства.

Стандарт MRP II

При расчете потребности в материалах в MRP-системах не учитываются производственные мощности, степень и неравномерность их загрузки, стоимость рабочей силы и т.д. В конце 70-х гг. ХХ века методология MRP-систем с замкнутым циклом была трансформирована в систему планирования производственных ресурcов в масштабах предприятия (Manufactory Resource Planning), которая получила название MRP II (римскую цифру II добавили вследствие идентичности аббревиатур). К 1980 году сложилась формула: MRPII = MRP + "пропускная способность производства" (MP - Manufacturing Capacity) [Г.Верников. Стандарт MRP II. www.cfin.ru].

Стандарт MRP II был разработан в США и поддерживается Американским обществом по управлению производством и запасами (American Production and Inventory Control Society - APICS). В свое время при поддержке APICS был издан документ "MRP II Standard System" (Landvater Darryl V., Gray Christopher D.), в котором описываются основные требования к информационным производственным системам.

В соответствии с "MRPII Standard System", в информационной системе, реализованной на базе стандарта MRPII, должны быть реализованы следующие 16 групп функций:

  1. Планирование продаж и производства (SOP - Sales and Operation Planning).
  2. Управление спросом (DM - Demand Management).
  3. Составление плана производства (MPS - Master Production Scheduling).
  4. Планирование потребностей в материалах (MRP - Material Requirement Planning).
  5. Спецификация продуктов (BOM - Bill of Materials).
  6. Управление складом (ITS - Inventory Transaction Subsystem).
  7. Плановые поставки (SRS - Scheduled Receipts Subsystem).
  8. Управление на уровне производственного цеха (SFC - Shop Flow Control).
  9. Планирование производственных мощностей (CRP - Capacity Requirement Planning).
  10. Контроль входа/выхода (IOC - Input/Output Control).
  11. Материально-техническое снабжение (Purchasing).
  12. Планирование распределения ресурсов (DRP - Distribution Resourse Planning).
  13. Планирование и контроль производственных операций (TPC - Tooling Planning and Control).
  14. Финансовое планирование (FP - Financial Planning).
  15. Моделирование (Simulation).
  16. Оценка результатов деятельности (PM - Performance Measurement).

 

ИС, реализованная на базе MRP II, предназначена для эффективного планирования всех ресурсов предприятия (включая финансовые и кадровые). Основная суть MRP II-концепции состоит в том, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему жизненному циклу продукции, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой продукции потребителю.

Задачей информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потока материалов (сырья), полуфабрикатов (комплектующих) и готовых изделий. Система имеет целью интеграцию основных процессов, реализуемых предприятием: планирование и контроль выполнения плана, затраты, снабжение, производство, продажа, управление запасами, загрузка основных средств и т.д.

В такой системе интегрировано большое число модулей, результаты работы которых анализируются MRP II-системой в целом, что и обеспечивает ее гибкость по отношению к различным внешним факторам - например, текущему спросу на продукцию, котировке цен и др. (рис. 3.1).


Рисунок 3.1 - Общая схема планирования ресурсов производственного предприятия

В результате применения MRP II-стандарта реализуются:

  • оперативное получение информации о текущих результатах деятельности предприятия, как в целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;
  • долгосрочное, оперативное и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;
  • оптимизация производственных и материальных потоков со значительным сокращением непроизводственных затрат и реальным сокращением материальных ресурсов на складах;
  • возврат инвестиций, произведенных в информационные технологии;
  • возможность поэтапного внедрения и развития системы, с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия;
  • отражение финансовой деятельности предприятия в целом.

В настоящее время стандарт MRP II положен в основу разработки ядра стандартизированной ERP-системы.

Контрольные вопросы

  1. В чем суть информационного сопровождения управления производством?
  2. Что послужило толчком для создания MRP-систем?
  3. Что такое стандарт MRP II и что послужило базовой основой для формирования этого стандарта?
  4. В чем различие в аббревиатурах MRP и MRP II?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.