РОСТОВСКИЙ (г. Ростов-на-Дону) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 – юриспруденция
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР
Кафедра Теории и истории государства и права
Теория государства и права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Ростов-на-Дону
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное
Бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская правовая академия
Министерства Юстиции Российской Федерации»
РОСТОВСКИЙ (г. Ростов-на-Дону) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Утверждаю
Заместитель директора РЮИ РПА Минюста России,
Председатель методического совета РЮИ РПА Минюста России
________________________ А.Р. Саруханян
Теория государства и права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Ростов-на-Дону
Автор-составитель:
Мирошниченко А.Ю., доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института РПА Минюста России, кандидат юридических наук.
Рецензенты:
Жуков Е.А., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГКОУ ВПО «РЮИ МВД России», кандидат юридических наук, доцент;
Плешков Е.В., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ростовского юридического института РПА Минюста России, кандидат юридических наук, доцент.
Рабочая программа по учебной дисциплине «Теория государства и права» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».
Рабочая программа включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации.Рассчитана на студентов Ростовского юридического института РПА Минюста России, обучающихся по программе подготовки «Юриспруденция» квалификация степень бакалавр.
Рабочая программа обсуждена и одобрена кафедрой теории и истории государства и права Ростовского юридического института РПА Минюста России.
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория государства и права» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.
Рабочая программа включает в себя:
¾ наименование дисциплины (модуля);
¾ перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
¾ указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;
¾ объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;
¾ содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий;
¾ перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю);
¾ фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);
¾ перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);
¾ перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля);
¾ методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);
¾ перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
¾ описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Теория государства и права» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника РЮИ РПА Минюста России.
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.
Содержание обучения по дисциплине «Теория государства и права» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра юриспруденции:
а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);
б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);
в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);
г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);
д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания).
Дисциплина «Теория государства и права» изучается в первом и втором семестрах и является базовой для усвоения других учебных дисциплин профессионального цикла.
Требуется тесная координация с дисциплинами «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Римское право» и т. д.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В результате освоения программы учебной дисциплины «Теория государства и права» выпускник должен:
а) знать:
- систему понятий и категорий, используемых в юриспруденции;
- природу и сущность государства и права;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования реализации права;
- особенности государственного и правового развития России;
- роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
б) уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
в) владеть:
- юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- навыками разрешения правовых проблем и коллизий;
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- нетерпимым отношением к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону (ОК-6);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания
Знать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
Уметь руководствоваться принципами законности и патриотизма
ОК 2
Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
Знать методы и способы выполнения профессиональных задач
Уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ОК 3
Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
Знать информационную культуру
Уметь осуществлять поиск, обобщать, анализировать и использовать информацию, необходимую для постановки цели и выбора пути ее дрстижения
ОК 4
Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
Знатьосновы построения устной и письменной профессиональной речи
Уметьлогически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ОК 5
Способность обладать культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе
Знатьприемы и способы адаптации в профессиональной деятельности
Уметь адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности
OK 6
Способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению,
уважительно относится к праву и закону
Знатьспособы выявления коррупционного поведения
Уметьпроявлять непримиримость к коррупционному поведению, обладать высоким уровнем правосознания и правовой культуры, уважительно относится к праву и закону
OK 7
Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
Знатьосновы профессиональной деятельности
Уметьпрофессионально развиваться, стремиться к повышению своей квалификации и мастерства
OK 8
Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
Знатьосновные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук
Уметьиспользовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
OK 9
Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы
Знатьсоциально значимые проблемы и процессы
Уметьанализировать социально значимые проблемы и процессы
Профессиональные компетенции
ПК 1
Способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
Знатьпринципы и условия разработкинормативных правовых актов
Уметьпрофессионально разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
ПК 2
Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
Знатьосновы профессиональной деятельности
Уметьосуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК 3
Способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
Знатьзаконодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты
Уметьобеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
ПК 4
Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Знатьзаконодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты
Уметьпринимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
ПК 5
Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Знатьнормативные правовые акты
Уметьквалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК 6
Способность юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
Знатьосновы профессиональной деятельности
Уметьюридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
ПК 7
Владение навыками подготовки юридических документов
Знатьпринципы и условия подготовки служебных документов
Уметьготовить и правильно оформлять юридические и служебные документы
ПК 15
Способность толковать различные правовые акты
Знатьправовые акты
Уметьтолковать различные правовые акты
ПК 17
Способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
Знатьметодику преподавания правовых дисциплин в
Уметьпреподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
ПК 19
Способность эффективно осуществлять правовое воспитание
Знатьметодыорганизации и осуществления правового воспитания
Уметьэффективно осуществлять правовое воспитание