•особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определённых отношений, имеющих повышенное общественное значение
•государственно-властная деятельность, составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции
•интеллектуально-волевая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования
•процедурная деятельность, детально регламентируемая законом
•содержании этой деятельности выражается в создании, изменении и систематизации юридических норм, иногда в изменении сферы и объёма уже существующих норм
!правотворчество - это осуществляемая в особом порядке государственно властная управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, изменение, отмену и совершенствования нормативно правовых предписаний.
1)демократизм проявляется в демократической процедуре, разработке и принятии нормативно-правового акта. В широком привлечении граждан к правотворческой деятельности.
2)Научность при разработке и издании нормативно-правовых актов должны изучаться следующие обстоятельства:
а) социально-экономическая и политическая обстановка
б) потребности общества
в) опыт других стран
г) правовые доктрины
Должны просчитываться последствия принятия нормативного акта, его место и роль в системе права в целом, а так же факторы, обеспечивающие достижение поставленной цели. Правотворчество должно чётко планироваться
3)законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, а содержание принятого нормативного акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силой
4)национальное равноправие
5)системность. Принятый нормативно-правовой акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию нормативно правовых актов
6)чёткая дифференциация правотворческих полномочий. Каждый правотворческий орган в пределах своей компетенции принимает нормативно правовые акты.
Основные виды правотворчества:
1)непосредственно правотворчество народа, выражающееся в проведении референдума
2)государственное правотворчество:
а) высших представительных и исполнительных органов
б) региональных представительных и исполнительных органов
в) локальных органов
г) косвенное правотворчество судебных органов
3)санкционированное правотворчество:
а) органов местного самоуправления
б) профессиональных и политических организаций
в) коммерческих и иных негосударственных производственных организаций и товариществ
Комплексные виды правотворчества:
1)санкционирование государством религиозного акта или местного обычая
2)совместное правотворчество государственных органов и негосударственных организаций и движений (договорное правотворчество)
II. Правотворчество-это деятельность длящееся во времени и в определённой последовательности. Она проходит 2 этапа:
1)этап подготовки проекта нормативно-правового акта
2)этап его официального принятия
Первый этап включает стадии:
1)принятие решения о подготовке проекта нормативно-правового акта
2)формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта
3)подготовка его текста
4)предварительное обсуждение проекта
5)согласование содержания проекта с различными организациями
6)предварительное утверждение проекта
Второй этап проходит непосредственно в правотворческом органе и включает в себя следующие стадии:
1)внесение проекта нормативно-правового акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение
2)обсуждение проекта
3)принятие и подписание нормативного акта
4)официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.