Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и принипы правотворчества



 

Правотворчество - деятельность компетентных государственных органов по принятию, изменению или отмене нормативных правовых актов. Правотворчество характеризуется следующими основными чертами.

• Оно завершает процесс правообразования, когда нормам права придается общеобязательный характер, они находят внешнее выражение в специальных правовых актах.

• Эта деятельность носит активный, творческий характер, конечный итог которой издание акта-документа, содержащего нормы права.

• Правотворческая деятельность отличается государственно-властным характером. Субъектами такой деятельности являются компетентные органы, должностные лица, наделенные властными полномочиями по принятию общеобязательных нормативных предписаний, обеспеченные возможностью применения мер государственного принуждения в случаях их нарушения.

Принципы правотворчества - основополагающие идеи, начала, которые положены в основу правотворческой деятельности, пронизывают все ее содержание и обеспечивают эффективность правового регулирования. К ним относятся:

• демократизм выявление и выражение в нормах права воли и интересов народа, принятие законов высшими представительными органами;

• научный характер обоснованность нормативно-правовых актов данными науки, прогноз эффективности и последствий действия принятых актов;

• законность строгое соблюдение процедуры принятия нормативных актов в соответствии с властными полномочиями правотворческих органов;

• верховенство и прямое действие закона, иерархическая связь междуза конами и подзаконными нормативными актами;

• профессионализм юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии нормативно-правовых актов;

• реальная применимость (исполнимость) наличие в самом нормативном акте юридических механизмов его реализации, учет финансовых кадровых, организационных условий, наличие которых позволит акту реально действовать.

Правотворчество по своей основе является деятельностью компетентных государственных органов, всегда связано с определенными их действиями. Но роль государственных органов в правотворческой деятельности может быть неодинаковой. С этой точки зрения различаются следующие формы правотворчества.

• Непосредственная правотворческая деятельность государственных органов. Здесь весь правотворческий процесс осуществляется компетентными органами, учреждениями, организациями от имени государства, и нормативные юридические акты непосредственно исходят от государства.

• Деятельность государственных органов по санкционированию норм, исходящих от общественных объединений. Здесь нормы формируются и издаются общественными объединениями, непосредственно исходят от этих объединений, а государство придает им юридическую силу. При этом различаются два вида санкционирования: предварительное государство за ранее передает общественному объединению полномочие на издание нормативного акта; последующее нормативному акту придается обще обязательная юридическая сила после его принятия.

• Непосредственное правотворчество народа, которое выражается в принятии законов путем всенародного голосования (референдума).

Правотворчество подразделяется на следующие виды:

• непосредственное правотворчество народа посредством референдума;

• правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, Правительства);

• правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, министров);

• правотворчество органов местного самоуправления;

• локальное правотворчество (предприятий, учреждений, организаций);

• правотворчество общественных организаций.

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

• законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в соответствии с которым издаются нормативно-правовые акты высшей юридической силы - законы);

• делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, в основном правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию нормативно-правовых актов, входящих в компетенцию представительного органа);

• подзаконное правотворчество (нормотворчество органов исполнительной власти по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений).

В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В тоже время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляется соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуется определенной громоздкостью и противоречивостью. Подзаконное правотворчество в тоже время позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.