Правотворчество - деятельность компетентных государственных органов по принятию, изменению или отмене нормативных правовых актов. Правотворчество характеризуется следующими основными чертами.
• Оно завершает процесс правообразования, когда нормам права придается общеобязательный характер, они находят внешнее выражение в специальных правовых актах.
• Эта деятельность носит активный, творческий характер, конечный итог которой издание акта-документа, содержащего нормы права.
• Правотворческая деятельность отличается государственно-властным характером. Субъектами такой деятельности являются компетентные органы, должностные лица, наделенные властными полномочиями по принятию общеобязательных нормативных предписаний, обеспеченные возможностью применения мер государственного принуждения в случаях их нарушения.
Принципы правотворчества - основополагающие идеи, начала, которые положены в основу правотворческой деятельности, пронизывают все ее содержание и обеспечивают эффективность правового регулирования. К ним относятся:
• демократизм выявление и выражение в нормах права воли и интересов народа, принятие законов высшими представительными органами;
• научный характер обоснованность нормативно-правовых актов данными науки, прогноз эффективности и последствий действия принятых актов;
• законность строгое соблюдение процедуры принятия нормативных актов в соответствии с властными полномочиями правотворческих органов;
• верховенство и прямое действие закона, иерархическая связь междуза конами и подзаконными нормативными актами;
• профессионализм юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии нормативно-правовых актов;
• реальная применимость (исполнимость) наличие в самом нормативном акте юридических механизмов его реализации, учет финансовых кадровых, организационных условий, наличие которых позволит акту реально действовать.
Правотворчество по своей основе является деятельностью компетентных государственных органов, всегда связано с определенными их действиями. Но роль государственных органов в правотворческой деятельности может быть неодинаковой. С этой точки зрения различаются следующие формы правотворчества.
• Непосредственная правотворческая деятельность государственных органов. Здесь весь правотворческий процесс осуществляется компетентными органами, учреждениями, организациями от имени государства, и нормативные юридические акты непосредственно исходят от государства.
• Деятельность государственных органов по санкционированию норм, исходящих от общественных объединений. Здесь нормы формируются и издаются общественными объединениями, непосредственно исходят от этих объединений, а государство придает им юридическую силу. При этом различаются два вида санкционирования: предварительное государство за ранее передает общественному объединению полномочие на издание нормативного акта; последующее нормативному акту придается обще обязательная юридическая сила после его принятия.
• Непосредственное правотворчество народа, которое выражается в принятии законов путем всенародного голосования (референдума).
Правотворчество подразделяется на следующие виды:
• непосредственное правотворчество народа посредством референдума;
• правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, Правительства);
• правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, министров);
• правотворчество органов местного самоуправления;
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
• законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в соответствии с которым издаются нормативно-правовые акты высшей юридической силы - законы);
• делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, в основном правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию нормативно-правовых актов, входящих в компетенцию представительного органа);
• подзаконное правотворчество (нормотворчество органов исполнительной власти по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений).
В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В тоже время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляется соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуется определенной громоздкостью и противоречивостью. Подзаконное правотворчество в тоже время позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству.