Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Институт президентства в РФ



 

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России делится на — законодательную, исполнительную и судебную. В статье 11 перечисляются 4 органа: Президент, Правительство, Федеральное собрание, суды РФ. Таким образом, на 3 ветви власти приходится 4 органа. И если с органами, осуществляющими законодательную власть (Федеральное собрание) и судебную власть (суды РФ), вопросов не возникает, то с исполнительной властью дело обстоит сложнее.

Президент РФ «не входит» в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Объяснение этой конструкции связывается с тем, что институт «президентства», находясь вне системы разделения властей или над этой системой, «обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму».

Часть 1 статьи 110. Исполнительную власть в России осуществляет правительство. В статье 113. перечисляются полномочия председателя правительства. В статье 83 — полномочия президента. Таким образом, налицо два органа государственной власти, наделенных полномочиями в сфере исполнительной власти. Сопоставление текстов статей 83, 110, 113 позволяет сделать вывод, что, во-первых, Конституция РФ не наделяет президента правом прямого участия в осуществлении исполнительной власти; во-вторых, (статья 113) закрепляется главенствующее положение председателя правительства в сфере исполнительной власти. Действительно, исполнительную власть осуществляет правительство, а председатель правительства определяет основные направления его деятельности и организует его работу. Казалось бы, в этой схеме нет места президенту — главе государства (т. е. де юре президент не является главой исполнительной власти). Но на практике дело обстоит совершенно иначе.

Президент наделен полномочиями по формированию правительства РФ. Статья 111 гласит: «Председатель правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы», члены же правительства назначаются президентом по предложению Председателя правительства. Таким образом, без президента, без его согласия председатель правительства назначен быть не может. То есть главой правительства может стать лишь доверенное лицо главы государства, но с согласия Думы. Следовательно, председатель правительства теоретически «исходит», по французскому выражению, и от законодательной власти, и от главы государства и никто не имеет примата при формировании правительства. Этим российская система кардинально отличается от германской и, следовательно, от классической парламентской республики. Российская Государственная Дума может рассматривать только кандидатуры, предложенные президентом, и никакие иные.

Статья 115. Правительство как субъект законодательной инициативы. Теоретически акты правительства могут издаваться вопреки воле президента, но правительство далеко не так независимо от президента, как это может показаться. Статья 90. Президент как субъект законодательной инициативы издает указы и распоряжения. Статья 113. Председатель правительства определяет основные направления деятельности правительства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами президента. А акты правительства (ст. 115) издаются на основании и по исполнению Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов президента. Причем, право издание указов — единоличное право президента. Более того, акты правительства, не соответствующие указам могут быть отменены главой государства (п. 3 ст. 115). Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельность правительства может быть сведена к минимуму, тем более, согласно статье 117 о недоверии правительству со стороны Государственной Думы, нужно помнить о том, что правительство связано мнением и Государственной Думы, и президента.

Что касается вопроса взаимоотношений президента с институтами законодательной власти, то картина здесь следующая: в Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное Собрание. Практика политической жизни России после принятия Конституции показала, что президент путем опережающего издания нормативных указов фактически может брать на себя роль высшего законодательного органа. Статья 90 определяет подзаконность правотворческой деятельности президента РФ, однако конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию только законом, позволяет президенту толковать пределы своей правотворческой деятельности очень широко.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.