Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава XIV. СИСТЕМА ПРАВА



 

§ 1. Понятие системы права.

Отрасль права, правовой институт

 

Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Отрасль права - наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Например, нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право, а нормы, регулирующие порядок сбора и распределения денежных средств, - финансовое право.

Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

Отрасль права обычно имеет многоуровневую структуру. В большинстве отраслей выделяются общая и особенная части. В общей части формулируются нормативные предписания, являющиеся основополагающими для конкретных норм отрасли, как бы "обслуживающими" их и распространяющие свое действие, как правило, на весь круг отношений, регулируемых отраслью. Общая часть включает в себя общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, ее объем. Она как бы объединяет, цементирует содержание отрасли. Нормы общей части развиваются и конкретизируются в институтах и отдельных положениях особенной части. Такая структура позволяет компактно изложить нормативный материал, исключить повторения, облегчить толкование и применение норм отрасли.

Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права. Это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права. Так, в конституционном праве можно выделить такие подотрасли, как муниципальное право, прокурорский надзор и др. Природоресурсовое право, которое регулирует вопросы охраны природы и рационального использования природных богатств, разделяется на такие подотрасли, как земельное, водное, лесное, воздушное, экологическое право, право использования земных недр, охраны дикого животного и растительного мира.

В отличие от правового института, подотрасли необязательный компонент отрасли права и их не бывает в сравнительно небольших и компактных по содержанию отраслях (например, в уголовно-исполнительном праве).

Отрасль права обычно делится на составные части, именуемые правовыми институтами. В правовой институт входит обособленная группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством. Так, семейное право делится на такие институты, как заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязательства членов семьи и др. В трудовом праве имеются такие институты права, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, порядок разрешения трудовых споров и др.

В системе права имеются и такие правовые институты, которые регулируют какое-то одно специфическое отношение, достаточно важное для механизма правового регулирования (право на имя, исковая давность в гражданском праве, правовой статус потерпевшего, подозреваемого, гражданского истца в уголовном процессе и т.д.).

Для правового института характерны определенные общие положения, принципы, специфические юридические понятия, определяющие особый режим регулирования. Образующие его нормы обычно помещаются в особый раздел, главу или иное структурное подразделение нормативного акта (такова, например, структура Особенной части УК, где каждая глава содержит нормы одного самостоятельного института уголовного права) либо формулируются в самостоятельном акте (например, все нормы избирательной процедуры как самостоятельного института конституционного права). Каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции и специфичен по сравнению со всеми другими компонентами системы права.

Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей права, но регулирующие взаимосвязанные родственные отношения. Так, институт права собственности складывается из норм конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права. Точно так же так называемое морское право представляет собой комплексный институт, включающий в себя нормы гражданского, административного, финансового и ряда иных отраслей права. Существование комплексных отраслей связано с тем, что регулируемые правом общественные отношения можно делить по разным основаниям, в том числе по отраслям государственной деятельности (здравоохранение, народное образование, транспорт, оборона страны и т.д.).

За последние годы возрастает значение в общей системе права ряда межотраслевых институтов, в первую очередь тех, которые регулируют хозяйственные отношения. Это обусловливает возможность их перерастания в будущем в самостоятельные отрасли права (например, морское, транспортное, авторское право и др.).

Критериями разделения права на отдельные отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли от другой, является предмет правового регулирования, то есть качественный однородный вид общественных отношений, которые регулируются соответствующей отраслью права, их своеобразие. Так, предметом регулирования трудового права являются трудовые отношения работающих, семейного права - брачно-семейные отношения и т.д. Предмет правового регулирования является объективным фактором, лежащим вне сферы права.

Дополнительным основанием деления права на отрасли является метод правового регулирования, т.е. совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод - на вопрос, как осуществляется это регулирование.

Метод правового регулирования определяется, во-первых, способом возникновения прав и обязанностей участников урегулированных правом общественных отношений, характером взаимоотношений субъектов права. Так, административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений, когда его участники находятся в отношениях власти и подчинения. Он свойствен, например, административному, уголовно-исполнительному праву. Нормы этих отраслей воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений, следовать определенным вариантам поведения.

В гражданском праве стороны правоотношения выступают как равноправные субъекты, а само правоотношение возникает путем выражения их свободной воли (диспозитивный метод). Основным способом регулирующего воздействия уголовного права является запрет совершать определенные деяния (действие или бездействие), опасные для общества, государства, отдельной личности. Кроме того, в правовом регулировании используются и другие методы: поощрительный, рекомендательный, метод гарантий и др.

Во-вторых, метод определяется тем, на базе каких юридически значимых фактов возникают правоотношения. Например, в административном праве такие правоотношения возникают на основе актов применения права, т.е. принимаемых полномочными органами властных актов индивидуального значения, в гражданском праве - на основе договора, заключаемого между равноправными контрагентами, в гражданском процессуальном праве - по заявлению (иску) лица или иного субъекта права, которым причинен моральный или материальный ущерб.

Наконец, для метода правового регулирования характерны различные по содержанию и порядку назначения меры государственного воздействия, применяемые к нарушителям правовых установлений (уголовные, административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и иные санкции).

Метод правового регулирования конкретной отрасли права складывается из указанных компонентов. Различное сочетание таких компонентов создает отраслевой метод, определяет его специфику, которая отражается на всех институтах и нормах соответствующей отрасли.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования. Так, методом конституционного права является учредительно-закрепительный, финансового - контрольно-ревизионный, трудового - договорно-поощрительный и т.д.

Система права носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению законодателя, не зависит от его воли и желаний. Объективность ее существования подтверждается тем обстоятельством, что в современных цивилизованных государствах существуют однородные отрасли права, идентичные всем странам (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.). При проведении тех или иных законодательных преобразований система права сохраняет устойчивость, стабильность. Правовые реформы обычно осуществляются в рамках общей схемы строения права, существующей объективно и неподвластной законодателю. Будучи устойчивой к изменениям законодательства, она служит основой для преемственности правовой формы, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой элементы общих компонентов права: нормы, институты, отрасли.

Система права характеризуется единством и взаимосвязанностью входящих в нее норм, обусловленных единством целей и задач правового регулирования, едиными принципами, определяющими сущность права. Регулирующая сила правовых норм невозможна без их взаимосогласованности и общей целенаправленности. Право, разделяясь на определенные элементы: нормы, институты, отрасли, - оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения всей совокупностью юридических средств. Чем больше между собой согласованы элементы системы права, тем эффективнее проявляется социальная отдача права.

Научно обоснованная и правильно сформированная система права оказывает прямое и непосредственное влияние на все сферы юридической деятельности. Принимая новый нормативный акт, правотворческий орган обязан "вписать" его в общую систему права, стараться не нарушать ее целостность и внутреннюю согласованность. Внутреннее деление права на части дает законодателю информацию о пробелах в законодательстве, противоречиях и несогласованностях между нормами и другими компонентами права. Системное построение права позволяет полно и всесторонне истолковывать и правильно применять нормы права, эффективно осуществлять работы по систематизации законодательства, по приведению его в упорядоченную и согласованную систему, создавать автоматизированные системы правовой информации с использованием компьютерной технологии. Четко разработанная система права имеет большое значение для научного познания права, преподавания юридических дисциплин, повышения юридической культуры и действенности правового воспитания.

Система правовых наук и, соответственно, система преподавания этих наук (юридических дисциплин) складывается на основе системы права. Есть наука государственного, гражданского, уголовного права и другие отраслевые науки.

Понятие "система права" следует отличать от понятия "правовая система", которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений.

 

§ 2. Публичное и частное право

 

Широко известно деление права на две отрасли - публичное и частное. Публичное право (jis publicum) - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права (лат. - jis privatum). Оно защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.

Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Обязанное лицо призвано подчиняться и выполнять правовые предписания.

Для публичного права характерно регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

В частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, вступающие в равноправные договорные отношения с другими субъектами права, в то время как в публичном праве они подчинены государственной воле, зависят от нее. В сфере действия частного права субъект имеет право самостоятельно решать, использовать свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор или нет, может проявлять автономность своей воли и частную инициативу.

Существование частного права означает юридическое признание того, что в определенных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности, частная инициатива) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено. В данном случае государство не определяет содержание принимаемых правовых решений, а лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности.

Государство, его подразделения могут быть субъектами правоотношений в сфере частного права, однако они выступают там не как носители государственно-властных полномочий, а как равноправные контрагенты, заключающие на основе свободного волеизъявления договоры и сделки. Любые формы государственно-властного воздействия на вступление в частноправовые отношения, ограничение гражданской правоспособности и дееспособности запрещаются законом и влекут уголовную, административную и иную юридическую ответственность.

Существование публичного и частного права как элемент гражданского общества - необходимая предпосылка для ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов, установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур, для предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

Деление права на публичное и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана, что публичное право относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц.

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, процессуальные отрасли, уголовно-исполнительное. В частное право входят гражданское, семейное, международное частное, торговое (в тех странах, где существует такая отрасль). Ряд отраслей права находятся как бы на стыке между публичным и частным правом. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.) и частного (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).

Не все ныне существующие системы права строятся на разделении публичного и частного права. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной не знает такого разграничения. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное, как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной собственности и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности. Эта идея считалась искусственной, не соответствующей новому строю и призванной замаскировать эксплуататорскую сущность буржуазного строя. Игнорирование частного интереса в экономике повлекло широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрещение проявления частной инициативы, что способствовало застою в хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Частноправовая сфера ушла в подполье и существовала практически вопреки законам советского государства.

Высказанное в начале 20-х гг. при разработке Гражданского кодекса положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики и отрицательно влияло на развитие экономики в нашей стране.

Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в законодательной и правоприменительной деятельности российского государства, организовать научные исследования в этой области.

Четкого и абсолютного разделения между публичным и частным правом в принципе нельзя достигнуть. В отраслях публичного права часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты, как порядок расторжения брака, лишение родительских прав и др. Но все же разделять эти отрасли необходимо и практически полезно, учитывая тот факт, что в юридической деятельности используются два основных метода правового регулирования - отношения власти и подчинения, с одной стороны (публичное право), и равенство, автономное положение субъектов по отношению друг к другу - с другой (частное право).

Возрастание воздействия современного государства на экономические отношения, а также рост его социальной активности, направленной на обеспечение материальных и духовных потребностей людей, их прав и законных интересов обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Расширяется сфера административного регулирования предпринимательской и торговой деятельности, контроля за ценами. Договор, который является типичным проявлением частноправового регулирования, все более внедряется в публично-правовые отношения (договор о поступлении гражданина на службу в органы государственного управления, контракт о службе в Вооруженных Силах, в органах МВД, обязательный договор, заключаемый по предписанию государственного органа и т.д.). Вместе с тем увеличение объема государственной сферы хозяйства расширяет использование частноправовых методов в работе промышленных, торговых, строительных и иных государственных предприятий.

Гармоничное сочетание норм публичного и частного права, их взаимное проникновение повышают творческие возможности права современных цивилизованных стран, его эффективное воздействие на экономические преобразования, способствуют процессу формирования гражданского общества и правового государства.

За последние годы в юридической науке наметилась тенденция выделить наряду с публичным и частным правом также и третью его отрасль - социальное право, которое регулирует отношения в сфере социальной жизни современного общества. Существование такой отрасли обусловливается в первую очередь усилением заботы государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, охраны и обеспечения их прав и законных интересов. В социальное право включаются нормы и принципы юридической регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты населения, а также законодательство в области образования, здравоохранения, жилищной политики, бытового обслуживания. Такая отрасль ныне активно развивается в таких странах, как Франция, Германия, Швеция, и других государствах Европы.

 

§ 3. Общая характеристика отраслей российского права

 

Система современного российского права складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, право социального обеспечения, природоресурсное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное право и международное частное право.

1. Конституционное (государственное) право занимает ведущее положение в системе национального права. Его нормы закрепляют основы общественного и государственного строя страны, правовое положение граждан, их права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство, взаимоотношения Федерации и ее субъектов, структуру, порядок формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, избирательную систему.

Основным актом этой отрасли является Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Она является отправной базой для всего текущего правотворчества, имеет высшую юридическую силу, все остальные правовые акты должны соответствовать, не противоречить ее установлениям. В число актов конституционного права включаются также конституции республик, входящих в состав РФ, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, а также некоторые другие акты.

К числу подотраслей конституционного права можно отнести избирательное право, муниципальное право, прокурорский надзор и др.

2. Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государства. В него входят нормы, определяющие общие принципы деятельности исполнительных органов, порядок прохождения государственной службы, полномочия и порядок деятельности Правительства РФ и правительств ее субъектов, министерств и ведомств, местных администраций, руководства предприятий и учреждений. В эту отрасль включается также установленный Кодексом об административных правонарушениях РФ порядок применения санкций за административные правонарушения.

3. Финансовое право есть совокупность норм, регулирующих все вопросы финансовой деятельности государства, процесса накопления, сбора и распределения денежных средств. Предметом этой отрасли являются составление, принятие и исполнение бюджета государства, контроль за бюджетным финансированием, налоговые отношения, кредиты, займы, вклады населения и другие виды банковской деятельности, все виды страхования. В нее включаются также определение основ денежного обращения и порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации и за рубежом.

4. Гражданское право - наиболее обширная отрасль, регламентирующая все виды имущественных отношений, где стороны выступают как равноправные контрагенты, а также связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения (право на имя, честь, достоинство, авторское право). В эту отрасль входят вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью, заключения и исполнения сделок (купля-продажа, имущественный наем, аренда, заем, перевозка и др.), наследование по закону и завещанию, авторство и иные виды интеллектуальной собственности.

В гражданское право включается довольно много подотраслей. Это право собственности, наследственное, авторское, патентное, жилищное право и др. Основным источником гражданского права является недавно принятый Гражданский кодекс РФ. Имеется также большое число законов и иных нормативных актов, устанавливающих принципы и нормы этой отрасли права, значение которой в современных условиях развития рыночных отношений в нашей стране неизмеримо возрастает.

5. Семейное право регулирует порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, между другими близкими родственниками, вопросы усыновления, опеки и попечительства, лишения родительских прав, алиментные обязательства и др. Основной источник этой отрасли - Семейный кодекс РФ.

6. Трудовое право включает нормы, регулирующие отношения рабочих и служащих с администрацией предприятий, учреждений, организаций в процессе трудовой деятельности. В эту отрасль включаются формы рациональной организации труда, определение норм выработки, окладов, тарифных ставок, рабочее время и время отдыха, прием на работу и увольнение, охрана труда и техника безопасности, коллективные договоры, полномочия профсоюзов, порядок разрешения трудовых споров и некоторые другие вопросы. Сторонами (субъектами) трудовых правоотношений выступают отдельные работники, трудовые коллективы, работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации. Основной источник трудового права - только что принятый новый Трудовой кодекс РФ.

7. В праве социального обеспечения регламентируется порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан (рабочие и служащие, военнослужащие, работники МВД, судебных и прокурорских органов, инвалиды, нетрудоспособные граждане, потерявшие кормильца, и т.п.). Основными источниками являются законы о пенсионном обеспечении рабочих и служащих, военнослужащих, ряда других категорий граждан и другие нормативные акты.

8. Природоресурсное право состоит из норм, регулирующих рациональное использование природных богатств, их охрану и защиту. Значение этой отрасли в современную технотронную эру, которая характеризуется все более интенсивным воздействием на окружающую природную среду, активным, порой хищническим использованием природных богатств окружающего мира все время возрастает. Основная ее цель сводится к сохранению естественной среды обитания человека, ее оздоровлению и улучшению, предотвращению экологически вредной хозяйственной и иной деятельности людей.

Природоресурсное право складывается из целого ряда подотраслей, многие из которых, по мнению ряда ученых-юристов, представляют собой самостоятельные отрасли права. В число таких подотраслей входят:

а) земельное право, которое регулирует право собственности на землю, порядок распределения государственного земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением, правовой режим земель специального назначения (земли сельскохозяйственного назначения, транспорта, лесного фонда, городские земли и т.д.), вопросы землепользования и землеустройства, борьбы с эрозией земель, порядок разрешения земельных споров. Основной источник этой подотрасли - Земельный кодекс РФ;

б) водное право обеспечивает использование и охрану водных объектов, права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, ведение государственного водного кадастра, защиту водных объектов и от загрязнения, засорения и истощения. Основной источник - Водный кодекс РФ;

в) лесное право определяет порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, различие разных видов лесов, правовой режим заказников, заповедников, устанавливает государственную собственность (федеральная, субъектов Федерации) на лесной фонд. Главный закон - Лесной кодекс РФ;

г) горное право регулирует отношения по использованию и охране земных недр (государственная собственность на недра, их охрана, лицензирование недропользования, порядок добычи нефти, газа и других полезных ископаемых, геологическое изучение недр и др.). Основной источник - Федеральный закон РФ "О недрах".

д) воздушное право - совокупность норм, регламентирующих порядок использования воздушного пространства над территорией государства, включая территориальные воды, безопасность полетов, перевозки пассажиров, багажа, грузов, контроль за чистотой атмосферного воздуха. Воздушный кодекс РФ содержит основную массу норм этой отрасли;

е) право охраны дикого животного и растительного мира направлено на охрану диких животных и естественной растительности от уничтожения и порчи, рациональное их использование и воспроизводство;

ж) экологическое право. Все предшествующие подотрасли природоресурсного права направлены как на рациональное использование, так и охрану, защиту природной среды (экология). В то же время существует и специальная подотрасль природоресурсового права - экологическое право, объединяющее все нормы, которые не вошли в предшествующие подотрасли. Это охрана окружающей среды от вредных и опасных химических, физических и биологических воздействий, рациональное использование атомной энергетики, обеспечение радиационной безопасности, захоронение ядерных отходов, режим зон экологических бедствий, экологическое страхование и экспертиза и т.д. Все эти вопросы регламентированы в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и ряде других законодательных актов.

9. Уголовное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие меры наказания за них предусматриваются, определяет понятие преступления и цели наказания, основания и условия привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее. С помощью уголовно-правовых норм государство охраняет от посягательств наиболее важные общественные отношения.

Система норм уголовного права образуется из двух частей - общей и особенной. Единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

10. Уголовно-процессуальное право определяет цели и задачи уголовного судопроизводства, регулирует деятельность суда, прокуратуры, органов следствия и дознания по расследованию уголовных дел, сбора и оценки доказательств, права и обязанности участвующих в судопроизводстве субъектов (подозреваемых, подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), порядок судебного рассмотрения уголовных дел, обжалования и опротестования судебных приговоров. Главным актом в этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

11. Цели и задачи гражданского судопроизводства, порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских, брачно-семейных, трудовых, административно-правовых и иных дел, права и обязанности участников процесса, вопросы подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, вынесения и обжалования судебных решений регламентируются нормами гражданского процессуального права. Эта отрасль охватывает также правила деятельности органов нотариата. Основной нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

12. Арбитражное процессуальное право регулирует рассмотрение хозяйственных споров между предприятиями, фирмами, организациями, производство по пересмотру решений суда в апелляционной и кассационной инстанциях, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный процессуальный кодекс является основным нормативным актом этой отрасли.

13. Уголовно-исполнительное право устанавливает общие положения и принципы исполнения уголовных наказаний, применение иных мер уголовно-правового воздействия, порядок и условия исполнения и отбывания наказания, права и обязанности администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, а также осужденных, порядок участия государственных органов и общественных организаций в исправлении осужденных, освобождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам. Законодательство в этой отрасли состоит из Уголовно-исполнительного кодекса РФ, заменившего в 1997 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, и ряда других Федеральных законов (например, "Об исполнительном производстве", "О судебных приставах").

14. Международное публичное право занимает особое место в системе права, поскольку оно регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Они определяют порядок отношений между государствами и другими участниками международного общения, статус международных организаций. Большое значение в международном праве имеют общепризнанные принципы и нормы международного права - общие и наиболее важные правила поведения субъектов международного общения, руководящие начала межгосударственной законности. Они закреплены в Уставе ООН, а также в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации принципов международного права (1970 г.).

В современных условиях международное право наряду с традиционным регулированием политических и экономических отношений между государствами охватывает также и другие сферы - охрана и обеспечение прав и свобод личности, защита окружающей среды, обеспечение мирового правопорядка, использование атомной энергии, космические исследования и др. Нормы международного права содержатся в международных договорах, обычаях, уставах и иных актах международных организаций.

15. Международное частное право регулирует имущественные отношения, а также отношения в сфере семейного, трудового, процессуального права, если в них участвуют иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), иностранные и смешанные юридические лица, отдельные государства. Предметом этой отрасли являются, в частности, вопросы права собственности на имущество, находящееся за границей, исследования, авторства, судебные поручения, исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, внешнеторговый и морской арбитраж и др. Нормы международного частного права содержатся как во внутреннем законодательстве государств, так и в двусторонних и многосторонних международных договорах.

Постоянный динамизм, развитие общественных отношений является объективной основой для изменения, совершенствования системы права. Одни отрасли утрачивают свое значение, поскольку регулируемые этими отраслями отношения устаревают и уходят в прошлое. Такова судьба, например, колхозного права, поскольку возникли новые формы организации сельского хозяйства и колхозы утратили свое доминирующее значение. Вместе с тем видоизменяются или создаются новые отрасли права в силу возникновения новых потребностей общественного развития, усиления значения тех или иных регулируемых правом отношений. Так, в современных условиях расширилась сфера и усилилось значение пенсионных отношений, что обусловило формирование новой отрасли - права социального обеспечения. Точно так же рост социальной значимости в условиях рыночной экономики судебного разрешения споров в сфере предпринимательской деятельности послужил основой для создания еще одной новой отрасли - арбитражного процессуального права.

Право как систему норм можно разделять на составные части и по другим основаниям. Так, в системе действующего права можно выделить три составные части: конституционное право как основополагающее звено права, материальные и процессуальные отрасли. К группе материальных отраслей относятся административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, природоресурсное, уголовное, уголовно-исполнительное право, а к группе процессуальных - уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное.

 

§ 4. Система законодательства

 

Наряду с системой права в юридической теории существует и другое понятие - система законодательства. Это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части отрасли в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.

Система законодательства представляет собой результат целенаправленной деятельности законодателя, формирования им всего массива нормативных актов. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, она отличается тем, что на ее формирование значительное влияние оказывает субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни.

Система права служит объективной основой для системы законодательства, имеет первичный, исходный характер. Вместе с тем разнообразие и взаимосвязь регулируемых правом отношений в различных областях жизни, необходимость их эффективной, оптимальной регламентации, а также установленные законом полномочия того или иного правотворческого органа обусловливают создание в системе законодательства различных по характеру и направленности структурных образований, которые могут совпадать либо не совпадать с системой права. Нормативный акт может регулировать различные по своему содержанию виды отношений, включая в себя как нормы одной отрасли права, так и нескольких.

Систему законодательства можно делить на отдельные части по разным основаниям. В зависимости от специфики таких оснований можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративно-территориальную системы законодательства.

Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена предметом правового регулирования, спецификой регулируемых отношений и определяется двумя критериями: система права и система отраслей государственного управления. В ней имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение, образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне и др. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов), больших по объему отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей права. Таковы, например, банковское налоговое законодательство как один из важнейших институтов финансового законодательства и др.

Отрасли законодательства, регулирующие те или иные сферы государственной, экономической и социальной жизни, формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом.

Формируются новые комплексные отрасли законодательства (о приватизации, таможенном деле, налогообложении) как основные тенденции развития российского законодательства в современный период.

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы и органов государственной власти, их принявших. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь, подзаконные акты делятся на отдельные подразделения в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).

В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция страны, стоящая во главе системы законодательства; законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; конституционные законы; обыкновенные законы; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

Наконец, федеративно-территориальная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления. По этим основаниям законодательство Российской Федерации подразделяется на:

1) федеральное законодательство: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти;

2) законодательство субъектов РФ: конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты;

3) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и т.д.;

4) массив локальных нормативных актов: приказы, постановления и т.д.

 

Вопросы для повторения.

1. Что такое система права?

2. Что такое отрасль, подотрасль права, правовой институт?

3. Каковы основания деления права на отрасли?

4. Каковы различия между публичным и частным правом?

5. Из каких отраслей складывается российское право?

6. Что такое система законодательства?

7. Каковы основания деления системы законодательства на определенные части?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.