Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава XI. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА



 

§ 1. Понятие правосознания, его виды

 

Всякая человеческая деятельность как протекающий в пространстве и времени процесс, состоящий из конкретных действий, есть процесс сознательный. Деятельность человека и его сознание - это органически целостное. Все, что бы ни делал человек, проходит через его сознание, т.е. через определенные отношения его к действительности (прошлой, настоящей, будущей).

Различают индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание - это сознание, свойственное отдельному человеку, которое уникально личностными параметрами. Общественное сознание возникает на основе определенной конгломерации (соединения) индивидуального сознания. Оно не существует помимо индивидуального сознания или наряду с ним, является реальностью именно благодаря сознанию людей, образующих конкретное общество.

В контексте генетических и функциональных факторов индивидуальное и общественное сознание могут иметь самые разнообразные видовые характеристики: религиозное, нравственное, правовое, политическое, эстетическое, художественное; примитивное (слаборазвитое) и развитое; обыденное и научное; профессиональное и непрофессиональное; официальное и неофициальное; лояльное и оппозиционное; оценочное и нормативное и т.д.

Правосознание - это совокупность определенных взглядов, убеждений, идей, чувств, отражающих правовые потребности, интересы личностного и общественного развития. Правосознание охватывает знания о нормативно-правовых системах прошлых эпох, оценку действующего законодательства, представления о его возможных или необходимых совершенствованиях, различные правовые установки, связанные с теми или иными правовыми обычаями и традициями.

Спецификой правового сознания является то, что оно возникает и функционирует при наличии социальной дихотомии "Общество - Власть", опосредуемой в условиях классовой, политической дифференциации общественных отношений государственными реалиями, институтами.

Как идеальное явление, обусловленное определенными экономическими, политическими, нравственными и иными социальными факторами, материальными условиями жизни общества, правовая нормативность принадлежит общественному сознанию и реально, объективно проявляет себя через конкретные общественные отношения. Детерминируя человеческое поведение, те или иные правовые нормативы существуют не только на бумаге, в определенном знаковом выражении. Они могут существовать в общественном мнении, во взглядах и убеждениях людей, их идеалах без какой-либо фиксации в материальных знаках. Известно, например, что не везде и не всегда знаковое закрепление имели и имеют правовые нормативы религиозного происхождения (шариат). В древних восточных цивилизациях важную роль в правовом упорядочении общественных отношений, правовом обеспечении их стабильности играли нормативные структуры философского порядка. Не утратило своей значимости "неписаное право" и в современных условиях, особенно в тех случаях, когда зарождаются новые общественные отношения. В демократическом обществе правосознание народа - духовный корень права, всех его нормативов.

Несмотря на то что право и политика - весьма взаимосвязанные явления общественной жизни (в частности, право выступает одной из важных предпосылок легитимации политического режима, обеспечения его функциональной стабильности, конституционного совершенствования), правовое сознание нельзя отождествлять с политическим сознанием. Политическое сознание связано с классовой борьбой, различными политическими движениями, деятельностью политических партий, государственных органов, определенной системой международных отношений. Правовое сознание относится исключительно к правовым явлениям, в частности, к тому, что есть право как мера определенного социального блага и что таковым не является, каким оно должно быть, если главным критерием его выступает критерий справедливости.

Возникая в процессе определенной общественной деятельности, правосознание индивидуума формируется и развивается под воздействием различных объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов особое значение имеют сложившиеся в обществе экономические отношения, обусловливающие материальные и духовные условия жизни человека, его общественный статус, личную жизнь. В качестве субъективных факторов, воздействующих на индивидуальное правосознание, выступает состояние научной мысли, в частности, правоведческой мысли, уровень общего интеллектуального развития личности, ее психический склад.

Пребывая в той или иной сфере правовых отношений, человек пытается осмыслить, понять их, вырабатывает к ним свое отношение с учетом личных потребностей и интересов, соизмеряя последние с потребностями и интересами всего общества, членом которого он является. Каждый человек по-своему реагирует на те или иные правовые явления, осмысливая, оценивая их сквозь призму конкретных представлений, взглядов, убеждений, чувств, формирующих правомерное поведение его. Правосознание личности оптимизирует ее внутреннюю правовую энергетику, определяет правовую культуру ее в системе конкретных правовых отношений.

Общественное правосознание, в отличие от индивидуального, отражает правовые потребности и интересы определенных классов (например, рабочего класса, крестьянства), иных общественных слоев (скажем, творческой интеллигенции), особых социальных групп (юристов, государственных служащих и др.) или общества в целом, охватывая все структурные элементы существующих правовых отношений.

Высшей формой общественного правосознания выступает правовая идеология, являющаяся результатом научного осмысления правовых явлений, закономерностей их становления и развития, имеющая в классовом обществе определенную классовую направленность.

Функциональное значение правовой идеологии заключается в том, что общественному развитию она придает целостную правовую ориентацию и соответствующую нормативную организованность, стабилизирует сложившуюся систему общественных отношений, а также концептуально обосновывает необходимость их определенной модернизации, совершенствования в соответствии с назревшими социальными потребностями.

По характеру отражения объективной действительности правовая идеология может быть истинной или ложной, определенным образом опережать общественное развитие или существенно отставать от него, вредить ему, что адекватно сказывается на правовом регулировании отношений. Велико влияние на правовую идеологию экономических и политических факторов, технического прогресса, уровня интеллектуального и нравственного развития членов общества, других факторов.

Существенным моментом является преемственность в развитии правовой идеологии. Всякая идеология не возникает на пустом месте, находится в тесной связи с идеологиями прошлых лет. Особенно живучи различные идеологические традиции. Все это обусловливает виды, формы взаимовлияний тех или иных идеологий, включая правовую идеологию. В частности, известна подчиненность религиозным догмам древнего египетского права, современного мусульманского права. Как и раньше, на современном этапе общественного развития немаловажное влияние на правовую идеологию оказывает философия, политика, искусство. Ведущей идеей правовой идеологии в демократическом обществе является идея верховенства права, источником которой выступает теория естественных прав человека.

Особую значимость уровень и степень развития общественного правосознания имеет в правотворческой деятельности, определяющей все жизненные параметры правовых отношений того или иного общества. Правосознание лежит в основе правотворческого процесса на всех интеллектуальных витках его, обусловливая содержание этого процесса, его целевую направленность, логическую последовательность, социальную результативность. Ценным является участие в правотворческой деятельности юристов, представителей научной правовой мысли, специальная профессиональная подготовка которых, их правовая культура, знание юридической техники играют важную роль в правильном, логичном формулировании правовых нормативов, что так существенно для их толкования при решении тех или иных задач в правоприменительной деятельности.

Уровень общественного правосознания, степень его развития определяют характер правовой психологии, ее влияние на совершенствование правовых отношений, их гуманизацию в контексте глобальных общественных процессов.

 

§ 2. Правовая культура: понятие и уровни, формирование,

значение в правотворческой и правоприменительной

деятельности, соотношение с нравственной культурой

 

Понятие культуры как таковой - понятие многоаспектное: это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной, духовной жизни, а также уровень таких достижений в определенную эпоху; уровень и степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности; уровень просвещенности, образованности; совокупность условий жизни, соответствующих потребностей образованного, воспитанного человека.

Право развивается вместе с развитием общей человеческой культуры, которая пронизывает все сферы социального бытия. Каждая эпоха имеет "свое особое право и каждое право соответствует особому культурному строю", вырастает "на почве культуры" <*>.

--------------------------------

<*> Проф. Коллер. Право как элемент культуры / Пер. с нем. М., 1896. С. 7, 42.

 

Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение. Правовая культура выступает в качестве важного критерия правового бытия человеческого общества, зрелости и ценностной значимости его государственных институтов, правовых нормативов.

Различают три уровня правовой культуры: правовая культура личности, правовая культура отдельных социальных общностей и правовая культура общества в целом. Правовая культура личности - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, личное поведение его в соответствии с требованиями норм права (правомерное поведение). Правовая культура отдельных социальных общностей - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп. Правовые параметры их общественной деятельности в соответствии с действующим законодательством. В частности, высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества. Правовая культура общества - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность.

Становление и развитие правового государства самым тесным образом связано с правовой культурой, которая способствует утверждению основополагающих правовых принципов общественного бытия, необходимого правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества, повышению их нравственного потенциала.

Высокий уровень правовой культуры - важнейший признак правового государства. Правовая культура многоаспектно опосредует, определяет все сферы правового бытия, его качественные параметры. От уровня правовой культуры зависит степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в управлении государственными, общественными делами. Правовая культура гуманизирует личность, ее поведение, оптимизирует систему правовой охраны и защиты ее прав, упреждает недоверие или озлобленность между различными слоями населения, нациями и народами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов.

Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего привитие специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.

Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования (начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права как социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений.

Ни в правотворческой, ни в правоприменительной деятельности правовая безграмотность, какие-либо ошибки, негативно сказывающиеся на человеческой судьбе, недопустимы. Неквалифицированное, неправильное толкование правоприменителем тех или иных правовых нормативов порождает неверные, несправедливые правовые решения, которые дискредитируют деятельность правоприменительных органов, способствуют распространению правового нигилизма, выражающегося в скептическом отношении к указанным органам, неверии в реальную эффективность и ответственность их деятельности, отчужденности от органов государственной власти.

Правильно поставленное юридическое образование, базирующееся на достижениях юридической науки, лишенной правовой демагогии <*>, стимулирует правомерное поведение граждан, культивирует общественное мнение (Ж.-Ж. Руссо: "Общественное мнение есть своего рода закон...") по вопросам правового бытия, сводит до минимума различные виды отклоняющегося, неправомерного поведения, совершенствования правовых нормативов, их правильное применение в конкретных правовых отношениях.

--------------------------------

<*> В юридической литературе под правовой демагогией понимают "особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно опасном, намеренном, обманном, конфликтном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан (иностранцев) на чувства, знания, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных порочных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государству" (Баранов В.М. Правовая культура и юридическая демагогия в современной России: некоторые аспекты соотношения // Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2001. С. 110).

 

Поскольку не все члены общества приобретают специальное юридическое образование, важное значение для формирования правовой культуры имеет пропаганда правовых знаний, навыков, правовой идеологии, т.е. их распространение и компетентное разъяснение, среди различных слоев населения по месту их жительства, учебы, работы с учетом национального фактора, что особенно актуально в многонациональных государственных образованиях. Осуществляется это работниками юстиции, юристами (учеными и практиками) как в прямой устной форме (например, в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов и т.п.), так и посредством использования широкой сети средств массовой информации - радио, телевидения, печати, Интернета.

Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека <*>.

--------------------------------

<*> Подробнее об уполномоченных по правам человека см.: глава "Право и личность".

 

Ценностную значимость имеет взаимосвязь правовой культуры с нравственной культурой, генетическая и функциональная специфика которой обусловлена закономерностями общественного бытия и имеет диалектический характер. И та и другая содержат определенный регулятивный потенциал, отражающий человеческие потребности, интересы, но сферы непосредственного действия этих культур не идентичны. Они не имитируют друг друга, ни одна из них не подчинена другой, и вместе с тем они не противостоят друг другу, имманентно взаимосвязаны. Повышение правовой культуры невозможно без повышения нравственной культуры, и наоборот.

Правовые идеалы выработаны нравственными идеалами человека, поэтому всякий правовой идеал имеет определенное нравственное значение. Чувство справедливости - главное соединительное звено нравственности и права. Справедливость - руководящее начало правового бытия правовой жизни. Феномен нравственности породил феномен права. Однако реальное осуществление нравственных идеалов, их претворение в жизнь невозможно (во всяком случае не всегда) без права, которое создает для этого соответствующие нормативные условия правовой значимости. Нравственность формулирует, нормативно цементирует жизненные цели, право своими средствами, включая при необходимости принудительные (порой весьма жесткие) средства (против антинравственного), актуализирует, реализует эти цели. Таким образом, не только нравственность как таковая способствует развитию и совершенствованию права, но и само право, его нормы имеют непреходящее значение для развития и совершенствования человеческой нравственности <*>.

--------------------------------

<*> См.: Щеглов В.Г. Нравственность и право в их взаимных отношениях. Ярославль, 1888; Соловьев В. Право и нравственность. СПб., 1899.

 

Вопросы для повторения.

1. Понятие правосознания, его виды.

2. Правовая культура: понятие и уровни.

3. Как формируется правовая культура?

4. Значение правовой культуры для правотворческой и правоприменительной деятельности.

5. Каково генетическое и функциональное соотношение правовой культуры и нравственной культуры?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.